В школу – как в бой?

KM.RU
В школу – как в бой?

Что делать, если вместо новых знаний ребенка в школе ждут агрессивные одноклассники

Ваш малыш стал замкнутым, ищет причины, чтобы не пойти в школу, возвращается подавленным? Не стоит думать, что его поведение продиктовано плохим настроением и пройдет само по себе. Причина может быть в психологическом давлении со стороны других учеников при помощи насмешек, издевательств и травли.

Если школьник подвергается агрессии одноклассников, необходимо вмешательство взрослых.

Проблема агрессии в школе сейчас крайне актуальна. Распространение насилия на экране и в СМИ беспокоят родителей и педагогов, – это неминуемо отражается детей. Свою негативную роль играет и увлечённость подростков компьютерными играми агрессивного содержания. Отсюда – сложная обстановка в школе.

От агрессии одноклассников может пострадать любой ребенок. К счастью, в психологии накоплен значительный опыт исследования агрессивного поведения школьников. Различные подходы в этой области разрабатываются зарубежными и отечественными учёными, предлагающими методы коррекции агрессивного поведения детей.

Превращение в изгоя

В любом детском коллективе есть популярные дети и те, кому трудно наладить контакт с одноклассниками. Одних вполне устраивает второстепенная роль, другие страдают от такого положения, но не могут его изменить.

Некоторые ребята хотят оказаться в центре внимания, но не способны вести себя в соответствии с этим своим стремлением. И добиваются внимания «со знаком минус», то есть превращаются в объект насмешек. К сожалению, отвергаемые сверстниками ребята – явление довольно частое.

У вас возникло подозрение, что ваш ребенок стал объектом издевательств? Поговорите с ним. Но делать это нужно очень осторожно! Лишь умеющие слушать родители смогут достучаться до запуганной детской души. Тот, над кем издеваются, обычно переполнен страхом и чувством стыда.
Ни в коем случае нельзя искать причину ситуации в сыне или дочери! Мнение, что жертва сама виновата в том, что над ней издеваются, в корне не верно. Многие дети и подростки становятся жертвами потому, что были произвольно выбраны сильной стороной или попали в заложники создавшейся не в их пользу ситуации.

Портрет «жертвы»

В школьнике, над которым склонны издеваться, порой есть нечто, что способно спровоцировать нападки со стороны окружающих – он не такой, как все. Бывает, конечно, что жертвами издевательств становятся и дети с явными проблемами. Скорее всего подвергнется нападкам ребенок с необычной внешностью, не умеющий за себя постоять, не слишком успешный в учебе, чрезмерно опекаемый родителями.

Отвергаемые дети могут отличаться как невысокой самооценкой и низким уровнем притязания, так и наоборот, завышенной самооценкой. При этом они часто предполагают, что окружающие их недооценивают. Исследования американских психологов показали, что детей с адекватной самооценкой сверстники принимают с большей готовностью, чем тех, у кого самооценка слишком высокая или заниженная.

Разумеется, многие педагоги и родители задаются вопросами: как помочь ученику не чувствовать себя лишним в коллективе, могут ли взрослые сделать его своим для окружающих? Но самый главный вопрос: как избежать травли и что делать, если ситуация критическая?

Понимание – ключ к проблеме

Иногда родители в курсе того, что происходит с их чадом, но бывает, что школьник замыкается в себе. Задача классного руководителя – принять меры и довести до сведения родителей, что у школьника проблемы.

Зачинщиками травли обычно становятся несколько человек, остальные являются их последователями. Они смеются над неудачами изгоя, прячут его вещи, подхватывают обидные прозвища, не упускают случая его оскорбить или демонстративно игнорируют.

Почему же добрые по отношению к своим родным дети становятся тиранами для сверстника? К сожалению, большинство ребят подчиняются стадному чувству: «Все пошли, и я пошел, все обзывали, и я обозвал». Ребенок не задумывается над происходящим и просто участвует в общем «развлечении». Ему даже не приходит в голову, что чувствует жертва, как ей плохо или страшно.

Некоторые принимают участие в издевательстве, чтобы заслужить расположение лидера класса.

Кое-кто делает это ради веселья – выпустив пар в виде агрессии, дети с тем же упоением будут пинать мяч или бегать наперегонки.

Есть дети, которые активно травят «белую ворону», потому что боятся оказаться в таком же положении. Или просто не решаются пойти против большинства.

Наконец, кое-кто из преследователей таким образом самоутверждается.

Неправильные действия родителей

Вот какие способы защиты от издевательств не приносят результатов:

* Поговорить с родителями детей, издевающихся над ребенком. Это бессмысленно – естественно, каждый родитель будет защищать собственное чадо и всячески его выгораживать.

* Поговорить с самими детьми. Родители, ищущие на контакт с надругателями, тем самым сигнализируют им, что сам ребенок не может противостоять их силе. Этим вы еще больше ослабите позицию сына (дочери).

*Не стоит брать на разговор с учителем ребенка. Ему такая беседа принесет лишь отрицательные чувства, он будет еще больше винить себя.

Обязательные меры

Если вы уверены, что над ребенком издеваются одноклассники, без разговора с учителями не обойтись. Но к беседе необходимо подходить основательно подготовившись. Что вы ожидаете от учителей? Как должна поступить школа? Как преподаватели могут помочь ребенку? Если пришло время разговора, необходимо вместе выработать стратегию решения проблемы. Постарайтесь говорить о фактах, а не об эмоциях! Обвинения и угрозы не принесут ничего хорошего, а только помешают принять верное решение.

Следующие дни стоит подождать, принесет ли стратегия ожидаемые результаты. Если нет, нужно беседовать с классным руководителем дальше. Возможно, придется привлечь на свою сторону педсовет, родителей других детей или школьного психолога.

Дети не должны пинать друг друга!

С агрессией детей надо бороться, направляя их энергию в мирное русло. Чешский психолог Зденек Матейчек сказал: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей».

Детям нужно предоставлять возможности для разрядки накопившейся энергии – пусть отдыхают в движении, на свежем воздухе. Склонным к агрессии ребятам следует создавать условия, позволяющие им удовлетворить потребность в движении, а также занятии интересующим их делом. Например, записать в спортивные секции, предложить участие в соревнованиях или в постановке спектаклей, организовывать игры или длительные прогулки на природе.

Педагоги должны принимать активное участие в том, чтобы детская агрессия понемногу сходила на нет. Если дети много времени проводят в замкнутых помещениях, им негде побегать и «сбросить» накопленную энергию, даже самые миролюбивые из них на переменах начинают кричать друг на друга и драться.

В классе нужно создать игровые уголки (особенно это актуально для начальной школы), приобрести для детей мячи и конструкторы. На переменах можно организовывать простые соревнования в игровой форме, чтобы каждому было чем заняться. Постепенно агрессия уменьшится в разы – ребятам будет некогда выяснять отношения.

С «дразнилками» нужно бороться

Избежать появления «дразнилок» в детском коллективе почти невозможно, но бороться с ними необходимо. Родители и педагоги не должны оставлять без внимания ситуации обзывания детьми друг друга. Задача педагога – пресечь использование обидных прозвищ в классе. Можно поговорить отдельно с зачинщиками, можно устроить классный час на эту тему.

Случается, ребенок не осознает, что произносит оскорбительные слова. Подросткам можно сказать, что люди используют ругательства в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает слов, и помочь им изменить отношение к сложным ситуациям.

Следует поговорить с ребенком и о том, как можно реагировать на обзывание:

* Проигнорировать, не обращать внимания. Сделать это довольно сложно, но в некоторых случаях эффективно.

* Отреагировать нестандартно. Обзывающий ребенок ожидает получить от жертвы определенную реакцию (обиду или злость), необычное поведение жертвы способно пресечь агрессию. Например, можно согласиться с прозвищем: «Да, такая у нас фамилия, так дразнили и моего прадедушку».

* Не позволять собой манипулировать. Часто дети стремятся с помощью обзывания заставить сверстника что-то сделать. Например, всем известен прием «брать на слабо». Из всех ситуаций, эта – самая непростая. И здесь сложно помочь ребенку выйти из нее с достоинством, потому что противостоять мнению большинства бывает нелегко и взрослому человеку.

* Ответить тем же. Иногда полезно ответить обидчику, а не быть пассивной жертвой.

Не стоит впадать в отчаяние!

Положение жертв агрессии вызывает жалость, а родителей заставляет ужаснуться. Но не стоит впадать в отчаянье – ребенку можно помочь. Научите справляться с направленной на него агрессией эффективно, а не просто остро реагировать или уступать.

Подскажите, как можно избежать издевательств, придумав стратегию поведения: например, не разражаться гневными упреками, когда нападают; не показывать испуга, когда угрожают. Может помочь повышение самооценки. Наконец, самый простой способ помочь «жертвам» – это способствовать их дружбе со сверстниками. Когда у детей есть друзья, они редко становятся жертвами издевательств.

Если ваш ребенок не является жертвой агрессии одноклассников, но учится в классе, где есть «козел отпущения», научите его вести себя в качестве свидетеля. Дети, становящиеся свидетелями издевательств, чувствуют себя беспомощными и редко вмешиваются. Однако они могут иметь мощное положительное воздействие на ситуацию, помогать друг другу.

Издевательства не должны быть частью детства. Все их формы вредны как для «агрессора», так и для потерпевшего, а также для свидетелей – это отрицательно повлияет на их взрослую жизнь. А именно – может развить депрессию, тревогу, наркоманию, насилие в семье и даже преступное поведение.

Для эффективного решения проблемы агрессия и детской жестокости необходимо сотрудничество школы, семьи и общества.

Кстати:

Психологи утверждают, что о классе, в котором идет травля, нельзя говорить как о коллективе. В нем нет динамики, отношения застывают, приняв уродливую форму. И велика вероятность, что если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой. Это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный этими детьми
.


Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Комментарии