Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
История ранжирования образовательных учреждений берет свое начало в Соединенных Штатах в 1870 году с составления рейтингов высших учебных заведений.
Так, первое ранжирование учебных заведений академическими кругами началось в конце XIX века. Дальнейшая хронология первого этапа развития рейтинговой деятельности представлена в табл.1.
Таблица 1. Хронология рейтинговой активности в США с 1870 по 1982 гг.
Годы |
Событие |
1870–1890 |
Комиссия Бюро по образованию США начинает публиковать ежегодные отчеты со статистической информацией и классификацией учебных заведений. |
1910 |
Ассоциация американских университетов убеждает Бюро по образованию США внести исправления в классификацию. |
1911 |
Бюро по образованию США публикует обновленный рейтинг 344 образовательных учреждений |
1910–1933 |
James Cattell, один из первых психологов Америки, профессор университета Пенсильвании и Колумбийского университета, публикует свою работу «American Men of Science», в которой располагает вузы по числу выдающихся ученых, связанных с университетом, по числу студентов или преподавателей факультета, а также по соотношению числа ученых в данном учреждении к общему количеству преподавательского состава. |
1925 |
Raymond Hughes, ректор Университета Майами и председатель американского Совета по образованию и его Комитета по магистерской подготовке, публикует работу «A study of the Graduate Schools of America», в которой использует ранжирование по репутации в разрезе 26 научных дисциплин в 36 вузах. |
1957 |
Chesley Manly из Chicago Tribune публикует 6 различных рейтингов: 10 лучших университетов, образовательных колледжей, колледжей раздельного обучения для юношей и для девушек, юридических и технических школ. |
1959 |
Hayward Keniston из Университета Пенсильвании публикует рейтинг по репутации 25 университетов по группе дисциплин. |
1966 |
Allan Carter из Американского Совета по образованию публикует «An assessment of quality in graduate education», где составляется рейтинг 106 университетов. |
1973–1975 |
Blau и Margulies вводят рейтинг репутации для профессиональных школ. |
1982 |
Национальная академия наук США вводит оценку исследований и докторских программ в США. |
1982 |
Рейтинговая деятельность распространяется на преддипломное образование. |
Составлено по: [1-2]
Второй этап истории образовательных рейтингов начинается с 1983 г., когда журналом «US News&World Report» был опубликован список 50 лучших вузов США, инициировавший дальнейшую систематическую работу в этом направлении. Рейтинг создавался в помощь студентам и их родителям при принятии решения относительно выбора высшего учебного заведения. В дальнейшем журнал расширил свою рейтинговую деятельность на другие ступени образования. Сегодня в журнале публикуются такие рейтинги, как: Вest High Schools, Best Graduate Schools, Best Colleges [3].
В последующие годы практика составления образовательных рейтингов получила широкое распространение в разных странах. Причем оценивалась деятельность как университетов, так и учреждений среднего образования. Сегодня существует целая система рейтингов, оценивающих качество образования на разных уровнях. Межгосударственные организации регулярно проводят сравнительные исследования качества среднего образования в разных странах. Цель таких исследований – не только определение лидеров (стран, в которых по международным стандартам качества лучшее среднее образование), но и выявление тенденций как на национальном уровне, так и на мировом. Ценность таких исследований огромна, ведь благодаря таким масштабным исследованиям становятся очевидными факторы, влияющие на качество подготовки школьников. А значит, каждое государство может вносить нужные коррективы в национальные школьные программы для улучшения их качества.
В табл.2 приведены передовые рейтинговые системы, оценивающие качество среднего образования в мире.
Таблица 2. Международные рейтинги оценки качества среднего образования.
Рейтинг |
Организатор |
Область исследования |
Возраст тестируемых школьников |
Позиция России в последнем рейтинге |
PISA |
OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development, Организация Экономического Содействия и Развития) |
- грамотность чтения - математическая грамотность - естественно-научная грамотность |
15 лет (9-ый класс) |
41 место (65)
2009 год |
TIMSS |
IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achivements, Международная Ассоциация по оценке достижений в области образования) |
- математика - естественные науки
|
4 класс 8 класс 11-12 класс |
Математика - 1 (10) Физика - 4 (8)
2008 год |
PIRLS |
IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achivements, Международная Ассоциация по оценке достижений в области образования) |
- чтение |
4 класс |
1 (40)
2006 год |
IССS (CIVIC) |
IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achivements, Международная Ассоциация по оценке достижений в области образования) |
- граждановедение |
8 класс |
19 (38)
2009 год |
Источник: [4]
Рассмотрим указанные рейтинги более подробно.
PISA (Programme for International Student Assessment) – самый весомый и уважаемыймониторинг оценки качества образования в школе [5]. Он организуется и проводится с 2000 года раз в три года. Цель мониторинга качества образования в школе PISA – оценка способности применять в реальной жизни знания, полученные за школьной скамьей. Объект исследования – образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста. В каждой стране в мониторинге принимает участие 2% от общего количества 15-летних граждан [6].
Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по трем основным направлениям:
· грамотность чтения,
· математическая грамотность,
· естественнонаучная грамотность.
С 2003 года было введено еще одно направление – способность решать различные проблемы.
Математическая грамотность – степень способности определять и понимать роль математики в окружающем мире, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику в целях удовлетворения потребностей, присущих созидательному, заинтересованному и мыслящему человеку.
Естественнонаучная грамотность – степень способности использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Грамотность чтения – степень способности к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей.
Компетентность в решении проблем – способность использовать познавательные умения для решения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется.
С момента появления PISA в 2000 году было проведено 4 мониторинговых исследования (каждые 3 года). Изначально в нем приняли участие 32 страны, к 2009 году количество участников возросло до 65. Во всех исследованиях Россия находилась в 4 десятке, показывая результаты существенно ниже среднего уровня. При этом каждый раз итоговый результат был хуже предыдущего: 467 баллов – в 2000 году, 466 – в 2003, 465 – в 2006, 459 – в 2009 [6].
В немалой степени это связано с тем, что современные образовательные программы неправильно ориентированы. Обучение в наших школах направлено на элементарное "вбивание" знаний, не прививая при этом навыков их практического применения. Большинство школьников и взрослых знакомы со многими понятиями, но абсолютно не знают, как это можно использовать, и у них отсутствует желание после школьной программы этим еще хоть раз поинтересоваться. На наш взгляд, это является одной из ключевых проблем российского образования. Сегодня, в эпоху информатизации, перед учениками (также как и перед взрослыми) стоит задача не зазубривания определений, а умения добывать, перерабатывать и, самое главное, использовать информацию. К сожалению, большинство сегодняшних образовательных программ этому совершенно не обучает. Вместо системного видения предмета и приобретения практических навыков наши школьники вынуждены тратить годы на заучивание огромного количества ненужной информации, в будущем абсолютно не применяемой (за исключением специфических сфер). Результат – из года в год ухудшающиеся позиции российского образования на мировом рынке и, в частности, в мониторинговом исследовании PISA. Но это только верхняя часть айсберга. Проблема намного глубже, поскольку за этим стоит здоровье детей, которые выходят из школ с целым букетом хронических заболеваний, низкий уровень профессионализма, связанный с нежеланием учиться и учить на разных уровнях образования, снижение образованности нации в целом.
Оценка эффективности обучения в разных странах мира TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) проводится с 1995 года раз в 4 года [7]. В исследовании оцениваетсяэффективность обучения учащихся 4-х классов (выпускников начальной школы) и 8 классов (выпускников обязательной школы). Один раз в 12 лет дополнительно проводится тестирование учащихся выпускных классов средней школы (11-13 классы в разных странах) для оценки эффективности процессов обучения по углубленной программе по математике и естествознанию [8].
Исследование эффективности процесса обучения в разных странах мира TIMSSпозволяет:
· сравнивать различные системы образования, наглядно увидеть эффективность обучения в разных странах мира;
· увидеть изменения, касающиеся качества образования и эффективности процессов обучения как на общемировом уровне, так и в национальных системах образования, а значит, выявить тенденции и разработать стратегию изменения школьных программ и стандартов образования;
· сравнить уровень усвоения учебного материала в начальной и основной школе: ведь те ученики, которые в 1995 году тестировались в 4 классе в исследовании 1999 года стали уже 8-классниками;
· выявить особенности в национальных программах по математике и естественнонаучным предметам и в организации образовательного процесса в разных странах;
· определить факторы, влияющие на эффективность обучения в начальной и основной школе.
Это одно из самых представительных и масштабных исследований по средней школе: в 2011 году в нем приняло участие 68 стран мира. В России была сформирована представительная выборка учащихся из более чем 200 школ из 50 регионов страны [9].
Анализ результатов, полученных в 2007 году, показал, что в целом неплохие позиции России по математике и естествознанию все-таки значительно уступают лидирующей группе стран (Тайвань, Республика Корея, Сингапур, Гонконг, Япония). Причем в отличие от России, где отмечается некая стабилизация результатов из года в год, относительные результаты лидирующей группы улучшаются. Кроме того, и отстававшие в 1995 году от России страны (Литва, США, Англия) значительно улучшили свои позиции, повысив математическую подготовку своих учащихся и сократив отставание от России. В 2007 году их результаты уже не отличались от результатов российских школьников [10]. Таким образом, при сохранении существующей тенденции у России есть все шансы ухудшить свои позиции в рассматриваемом исследовании и перейти из группы стран с высоким уровнем подготовки на более низкую ступень.
PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study): региональная оценка качества образования в разных странах мира [11]. Независимая система оценки качества образованияPIRLS проверяет грамотность чтения и понимание текста учащимися. Тестируются выпускники начальной школы. Рассматриваются навыки школьников в чтении: с целью обогащения читательского литературного опыта; с целью извлечения информации [12]. Соответственно оцениваются следующие умения:
На сегодняшний день было проведено 3 подобного исследования: в 2001 году, в 2006 году и в 2011 году. В рейтинге качества обучения младших школьников чтению PIRLS-2011 принимало участие 50 государств. Его результаты еще не опубликованы, в результате чего мы можем проанализировать только предыдущие исследования. В 2006 году Россия показала достаточно высокие результаты, увеличив их с 2001 года с 528 баллов до 565, поднявшись с 12 на 1 место. В немалой степени это связано с переходом России в 2001 на четырехлетнее начальное образование. Это позволило тестировать уже не третьеклассников, а учеников четвертого года обучения. Кроме того средний возраст тестируемых увеличился с 10,3 до 10,8 лет, что для начальной школы является существенной разницей.
Задача ICCS (International Civic and Citizenship Education Study) состоит в исследовании того, насколько школьники разных стран мира готовы стать гражданами [13]. Рейтинг качества образования по граждановедению в мире ICCS демонстрирует уровень знаний и понимания учащимися их роли в гражданском обществе, их отношение к гражданству и гражданскому долгу.ICCS анализирует принятые в разных странах практики обучения, классного руководства, управления школами и создания школьного климата [14].
Данное исследование проводилось в 2000 и 2009 годах. За это время уровень подготовки российских школьников существенно не изменился, сохранив позиции России на среднем уровне. При этом российские школьники показывали достаточно высокую подготовку по репродуктивной деятельности. Однако с мыслительной деятельностью, анализом информации и творческим применением полученных знаний их подготовка значительно уступала ровесникам из других стран [15, 16]. Это подтверждает сделанные ранее выводы о проблемах российского образования, связанных с формированием практических навыков получаемых знаний.
На основе рассмотренных исследований составляется обобщенный рейтинг, позволяющий оценить качество образования. Основными критериями в этом рейтинге выступают следующие показатели:
1. Индекс развития человеческого потенциала.
Основными составляющими индекса являются следующие равнозначные компоненты:
- долголетие, измеряемое как средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении;
- образование, оцениваемое показателями грамотности взрослого населения страны (с весом 2/3) и совокупной доли учащихся среди детей и молодежи (с весом в 1/3);
- доход, определяемый показателем душевого валового внутреннего продукта (валового регионального продукта) по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США.
Образование все еще остается неким «оплотом», позволяющим России находиться в группе стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. И именно развитая система образования может стать потенциалом экономического развития, предпосылкой личной успешности и благосостояния граждан (коэффициент корреляции между ВРП на душу населения и индексом образования составляет 76%). Для его практического осуществления необходима реализация целого ряда факторов, среди которых не последнее место занимает гибкость и адаптивность системы образования к потребностям экономики в профессиональных кадрах.
2. Стоимость обучения 1 школьника, USD
3. Качество образования 9-классников.
Учитываются данные, полученные системой оценки качества образования PISA.
4. Процент школьников, получивших аттестат зрелости, позволяющий быть зачисленным в вуз.
Результаты обобщенного рейтинга за 2009 год приведены в табл.3.
Таблица 3. Обобщенный рейтинг качества образования за 2009 год.
Страна |
Индекс развития человеческого потенциала |
Стоимость обучения 1 школьника, USD |
Качество образования 9-классников |
% школьников, получивших аттестат зрелости, позволяющий быть зачисленным в вуз |
Норвегия |
0,938 |
11 970 |
503 |
92 |
Австралия |
0,937 |
8 840 |
515 |
- |
Новая Зеландия |
0,907 |
5 933 |
521 |
77 |
США |
0,902 |
11 301 |
500 |
78 |
Ирландия |
0,895 |
9 375 |
496 |
90 |
Голландия |
0,890 |
10 248 |
508 |
- |
Канада |
0,888 |
8 045 |
524 |
76 |
Швеция |
0,885 |
8 730 |
497 |
74 |
Германия |
0,885 |
7 841 |
497 |
100 |
Япония |
0,884 |
8 760 |
520 |
93 |
Корея |
0,877 |
7 860 |
539 |
91 |
Швейцария |
0,874 |
13 982 |
501 |
89 |
Франция |
0,872 |
9 532 |
496 |
- |
Израиль |
0,872 |
5 741 |
474 |
92 |
Финляндия |
0,871 |
7 829 |
536 |
97 |
Исландия |
0,869 |
8 349 |
500 |
86 |
Бельгия |
0,867 |
8 992 |
506 |
- |
Дания |
0,866 |
9 675 |
495 |
85 |
Испания |
0,863 |
8 730 |
481 |
74 |
Греция |
0,855 |
- |
483 |
96 |
Италия |
0,854 |
8 004 |
486 |
85 |
Люксембург |
0,852 |
17 928 |
472 |
75 |
Австрия |
0,851 |
10 641 |
470 |
- |
Великобритания |
0,849 |
8 892 |
494 |
89 |
Чехия |
0,841 |
5 527 |
478 |
88 |
Словакия |
0,818 |
3 219 |
477 |
85 |
Венгрия |
0,805 |
4 225 |
494 |
84 |
Португалия |
0,795 |
6 833 |
489 |
65 |
Чили |
0,783 |
2 222 |
449 |
71 |
Мексика |
0,750 |
2 236 |
425 |
43 |
Россия |
0,719 |
4 878 |
459 |
- |
Бразилия |
0,699 |
1 750 |
412 |
- |
Турция |
0,679 |
- |
464 |
58 |
Средний уровень стран-членов ОЭСР |
|
8 267 |
493 |
82 |
Средний уровень ЕС |
|
8 346 |
492 |
85 |
Источник: [17]
Данные рейтинговые исследования оценивают качество среднего образования в целом по стране. Однако качество по стране формируется из качества образовательных услуг в отдельном учебном заведении. Поэтому все более актуализируется проблема оценки качества образовательных услуг в отдельно взятом образовательном учреждении. На сегодняшний день проблема разработки обобщенной методики оценки качества образовательных услуг в учебных заведениях среднего образования остается открытой, несмотря на принимаемые попытки ее решения. Так, в 2011 году Департаментом образования города Москвы был разработан механизм определения достижений в образовательной деятельности общеобразовательных учреждений Москвы [18].
Разработанный рейтинг школ составляется на основании двух объективных показателей: результаты ЕГЭ и результаты участия школьников в олимпиадах. Использование этих показателей позволяет оценить качество знаний выпускников и возможность обеспечения их индивидуальной образовательной траектории, а также качество работы образовательных учреждений с одаренной молодежью. При этом к рассмотрению принимаются результаты наиболее авторитетных олимпиад: Всероссийская олимпиада школьников (региональный и заключительный этап) и Московская олимпиада школьников.
Рейтинг формируется путем сложения баллов по двум показателям. Расчет показателей осуществляется следующим образом:
· 1 балл – за каждого обучающегося, набравшего в сумме за три ЕГЭ не менее 220 баллов;
· 1 балл – за каждого призера регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников и Московской городской олимпиады школьников;
· 3 балла – за каждого победителя регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников и Московской городской олимпиады школьников;
· 5 баллов – за каждого призера заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников;
· 10 баллов – за каждого победителя заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.
При одинаковом количестве баллов в рейтинге учитываются результаты ГИА-9:
· 1 балл – за каждого обучающегося, получившего по двум обязательным общеобразовательным предметам (русский язык и математика) не менее 9 баллов в сумме по 5-балльной шкале.
Результаты рейтинга по 300 московским школам приведены на сайте Департамента [18].
Кроме того, существует практика составления Интернет-рейтингов лучших московских школ на основе суммирования положительных и отрицательных отзывов пользователей [19].
Рассмотренные рейтинги только частично решают проблему оценки качества образовательных услуг в учебных заведениях среднего образования, так как рассматривают качество предоставляемых услуг только с позиции результата образовательной деятельности и с точки зрения репутационных оценок школы родителями учащихся. В связи с этим вопрос разработки методики оценки качества образовательных услуг в учебных заведениях среднего образования остается до конца нерешенным. Однако эту проблему необходимо решать, поскольку путь к увлекательному миру знаний начинается со школьной скамьи. И главная задача школы – увлечь ребенка в этот мир, заинтересовать и помочь полюбить знания, а не возненавидеть их, как, к сожалению, пока происходит во многих российских школах.
Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.