Судьба российского образования: чиновники придумывают реформы, а расплачиваются за этот «креатив» дети

Аргументы и Факты
Судьба российского образования: чиновники придумывают реформы, а расплачиваются за этот «креатив» дети

В канун 1 сентября вновь звучат споры о том, какой должна быть современная система образования. На пользу или во вред ей все эти нововведения, начиная с образовательных стандартов и заканчивая постоянно меняющимися правилами ЕГЭ?

«Не вырезать душу»

«Система образования - это та же политика, а в политике все и всегда играют с народом. Игра включает в себя разные обещания, возможно, пустые», - уверен Марат Зиганов, доктор педагогических наук, профессор Европейского университета права, создатель Ломоносовской школы г. Москвы.

О виноватых

Сегодня в России реформами заигрались. Реформируют образование, реформируют министерство. Это как в анекдоте. Человек приходит к ветеринару: «Доктор, у меня куры дохнут, что мне делать?» - «Сейчас почитаю книжку… А как вы их кормите?» - «Просто сыплю зерно». - «Вы квадратом сыпьте». Через день приходит: «Доктор, из оставшихся половина сдохла». - «Кругом сыпьте». На следующий день: «Всё равно дохнут». - «Теперь треугольником попробуйте». Через день приходит человек и говорит: «Всё, все сдохли». - «Жаль. А ещё столько идей было!»

У нас в стране в реформах точно так же. Дай только возможность написать. Но реформа - это то, что должно быть управляемо государством и разумным рынком потребляемо.

У нас нет хороших кадров, как, например, в Америке. Там даже на сенаторов учат. А у нас кто приходит на должности министров? Один плохо разбирающийся в проблеме чиновник сменяет другого, и результат от смены нулевой. Это факт. Возьмём ЕГЭ. Из каких побуждений его сделали? Очень много людей хотят поступать в вузы. Это хорошо. Но отсев необходим - всех желающих взять физически невозможно. Вот с помощью ЕГЭ и пытались упростить этот отбор.

В развитых странах такая система тоже существует, и там она работает. А у нас ЕГЭ реализуется по-своему. Вначале ЕГЭ ругали за то, что экзаменационные задания были составлены наспех. По всей стране чиновники кинули клич: «Напишите нам задания». И наприсылали их отовсюду. Всё это быстренько скомпоновали и выдали детям. В итоге получилась куча глупых вопросов и ответов. Но так же нельзя! Сейчас ЕГЭ начали совершенствовать, и заданий плохих стало меньше, но проект всё равно не работает, потому что реформу до ума так и не довели.

О стандартах

Очередная реформа - введены Федеральные государственные образовательные стандарты (т. е. чему и как надлежит учить в школе и какие знания в итоге должен получить школьник и т. д. - Ред.). В стандартах, конечно, есть свои плюсы. Они заставят слабые школы, где директор и учитель просто приходят «отсидеть свой срок» (а такие школы, к сожалению, есть), где преподаватели предпочитают не учить, а «подтягивать» учеников за день­ги после занятий (а этот бизнес только в Москве приносит 3 млрд руб. в год), подняться до хороших. Иначе плохим школам придётся официально обнародовать, что они стандартам не соответствуют. Плюс стандартов и в том, что они развивают способности к мышлению. Идёт не просто зубрёжка материала. Ребёнок уже начинает задавать вопросы: «Почему так, а не иначе?» Такой подход имеет свою ценность.

По ним, если ребёнок изучал биологию, он не имеет права пересадить ёлку так, что она погибнет. Это правильно. Но со стандартами есть и существенные проблемы, так как и тут начались перегибы, ведь стандарты писали разные люди. У одного такое мнение, у другого - другое. Но что самое плохое - стандарты упрощают то классическое образование, которое было в России. Люди станут менее грамотными. Это геополитическая тенденция - во всём мире всё идёт к упрощению. Ведь глупыми людьми управлять легче. Если какая-то маленькая страна, например Финляндия, пытается сопротивляться общей геополитике, она выходит в образовании на первые места, и большие страны начинают от неё отставать. Посмотрите, по всем международным тестам большие страны находятся где-то внизу. Индия почти на предпоследнем месте, хотя эта страна вкладывает в образование очень много денег, а Финляндия - в первых строчках.

О престиже

Но не всё ещё потеряно. В этой бочке дёгтя всё-таки есть и ложка мёда. Вот сегодня говорят, что учитель - непрестижная профессия, что в глубинке зарплаты не повышают, что денег мало, что выпускники не идут в педагогические вузы. Это очень плохо. Но это только одна сторона медали, она отпугивает абитуриентов от профессии педагога. Они просто не знают, что, в Москве, к примеру, у учителей заработная плата выше, чем средняя по городу. И в государственных школах учителя получают больше, чем в частных. Вы слышали, что в государственной школе учителю могут платить до 145 тыс. руб.? Не слышали? А почему? Потому что сегодня у нас про современную школу показывают только ужасы. Гай Германикасняла сериал, показала плохих учеников, плохих учителей. Мне кажется, её задача была не в том, чтобы привлечь внимание к проблеме, а в том, чтобы заработать денег на рекламе.

Один немецкий нейрофизиолог говорил, что, когда кто-то хочет воспитать человека, он не должен брать нож и вырезать душу, чтобы её переделать. Нужно рядом с негативом создать пустое место для позитива и обосновать, что это позитив. Вот ребёнок смотрел порнофильмы в Интернете. Так покажите ему, что корабли собирать так же интересно, так же остро, так же опасно, как рыскать в Сети. Или пусть займётся прыжками в воду - тот же адреналин. Или пусть изучает голосеменные растения - там море неизведанного!

Знаете байку? В мединституте профессор объясняет: «Как зовут человека, который хочет, но не может?» - «Импотент». - «А как зовут того, кто может, но не хочет?» Девушка вскакивает и кричит: «Сволочь он!»

Много таких примеров в жизни, когда люди могут, но не хотят. Так сделайте что-нибудь. Родители, помогите ребёнку! Сами возьмите книжку, прочитайте, перескажите, заинтересуйте его. Не сидите весь день у телевизора. Помогите учителям и собственным детям! У ребёнка есть свободное время? Займите его, например, музыкой. Чем больше успеваете за один день, тем больше будет свободного времени.

В стране сейчас самое время создать министерство интеллектуального развития. В Венесуэле сделали такое, и страна пошла вперёд. В Южной Корее образовали департамент интеллектуального развития, и страна рванула в развитии, хотя до этого мы долго смеялись над корейцами. А у нас последнее достижение - бронзовая медаль на олимпиаде по информатике. По всем остальным позициям мы потеряли, хвалёный МГУ скатился в рейтинге университетов вниз. А это всё - следствие неграмотно проводимых реформ. Хотя было время, когда во всём мире завидовали тому, что мы сделали в образовании.

Но после распада СССР поддержки со стороны государства не было, и всё попадало. В той системе надо было много работать. Мир изменился, теперь ценится то, что даётся легко. Недавно я узнал: сейчас только 4% школ России поддерживают советские системы. Даже учебники бесплатно дают, что удивительно, - лишь бы учились. Это говорит о том, что всё-таки в настоящих педагогах интерес к хорошему образованию не убьёшь. Есть такая картинка - цапля схватила клювом жабу, но жаба всё-таки успела вытащить из клюва зад­ние лапки и душит эту цаплю. Так вот нас, учителей, не задушишь, не съешь.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.