НОВЫЙ УЧИТЕЛЬ ДЛЯ НОВОЙ ШКОЛЫ:БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

igor_shapovalov
НОВЫЙ УЧИТЕЛЬ ДЛЯ НОВОЙ ШКОЛЫ:БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Итак, что можем мы для этого сделать? Комментируя федеральный план модернизации педагогического образования, министерство образования и науки РФ акцентируют внимание  не на «реформе педагогических вузов как таковой, а на создании центров передового непрерывного педагогического образования». Ожидается формирование трех подобных центров на федеральном уровне и двадцати пяти на региональном. Отбор региональных центров будет организован на конкурсной основе. Учитывая традиции и достижения регионального образования  на протяжении многих десятков лет, мы имеем все основания для того, чтобы утверждать о необходимости формирования подобного центра в Белгородской области.

Мы предлагаем уйти от ведомственной разобщенности  и создать Белгородский региональный комплекс непрерывного опережающего профессионального педагогического образования (БРК «НОППО»), который включил бы в себя:

стажировочные площадки общего образования( не менее 22 образовательных учреждений) ;

стажировочные площадки системно-деятельностного образования, созданные, на базе имеющихся пяти педагогических училищ;

две стажировочные площадки коррекционного и инклюзивного образования на базе интернатных учреждений;

- преобразованный в «Региональный институт развития образования»ОГАОУ ДПО БелИПКППС( региональный институт повышения квалификации),

Старооскольский городской ИПК;

педагогический институт, выделенный в структуре НИУ БелГУ и работающий по  переработанным профессиональным стандартам по направлению 05100 «Педагогическое образование», в том числе с учетом системно-деятельностного подхода.

 При этом допускаем возможность придания «Региональному институту развития образования» функции системного  оператора создаваемого комплекса ицентра методического сопровождения непрерывного инновационного педагогического образования.

 Комплекс, образуя структурное единство и формируя механизмы реализации, вне всякого сомнения, должен стать базой для достижения главной цели программы модернизации профессионального педагогического образования. В нем будет решен ряд наиважнейших задач, вытекающих из анализа критической ситуации вокруг состояния профессионального педагогического образования.

 Главное противоречие сложившейся ситуации заключается в том, что системно - деятельностная педагогика внедряется в общее образование, а система подготовки учителей остается на старых, незыблемых позициях. В данной ситуации министерство рекомендует направить усилия на развитие и укрепление системы дополнительного профессионального педагогического образования. А отсюда следует,  что в ближайшее время необходимо коренным образом изменить систему повышения квалификации действующих учителей.   Современные подходы отдают предпочтение переподготовке кадров на базе стажировочных площадок лучших школ, персонофикации переподготовок с учетом модульно-накопительных технологий, технологий дистанционного обучения  и главное реализации нового принципа движения денежных средств на повышение квалификации за педагогом. По сути, речь идет о региональном нормативе финансирования повышения квалификации. Учитывая принципиальную важность задачи, мы предлагаем изменить статус  ОГАОУ ДПО БелИПКППС(регионального института повышения квалификации), реорганизовав его в «Региональный институт развития образования» с приданием ему особых функций в БРК «НОППО». Естественно для таких изменений понадобится участие лучших сил педагогического сообщества, способных предложить эффективную модель «Концепции регионального института развития образования, повышения квалификации  и профессиональной переподготовки специалистов».

         Другой, не менее важной по значению, становится задача совершенствования  сети современных стажировочных площадок на базе учреждений общего образования. По мнению специалистов, именно эта форма сопровождения введения ФГОС ОО и подготовки нового учителя сегодня наиболее востребована. Мы планируем расширение этой сети за счет создания дополнительных площадок в пяти  педагогических колледжах и двух стажировочных площадок коррекционного и инклюзивного образования на базе интернатных учреждений. Стажировочные площадки в составе БРК «НОППО» должны стать местом освоения методов и средств деятельностной педагогики и коренным образом изменить систему подготовки педагогических кадровДля этого следует создать на базе площадок«лаборатории деятельностной педагогики». Система подготовки в лабораториях будет строиться по принципу организации профессиональной деятельности в режиме решения профессиональных задач и выполнения профессиональных действий. Однако, профессиональные действия современного учителя во многом зависят от серьезных изменений, связанных с ростом информационной культуры обучающихся. Сегодня «учитель - не единственный носитель знаний». Его основная задача заключается не в передаче суммы знаний, а в умении создавать систему деятельности  обучающихся и управлении ею. Для этого педагогу требуется подготовка в области владения информационными технологиями, значительно превышающая возможности  обучающихся. По нашему мнению, лаборатории деятельностной педагогики должны оснащаться на уровне последних достижений информационных технологий (планшетные сенсорные панели,WI-FI технологии, скоростной доступ к электронным ресурсам сети Интернет и т.п.) и давать возможность учителю «погружаться» в тренинги в формате «учитель - учителя», «учитель - ученики», «учитель - класс». Методическое насыщение стажировочных площадок, соответствующее ФГОС ОО и основам деятельностной педагогики, следует внести в зону ответственности Регионального института развития образования. Важным и перспективным представляется финансирование стажировочных площадок по нормативу на повышение квалификации, а так же их лицензирование с целью придания в определенной степени самостоятельности.

Переходя     к    остальным  уровням   подготовки современного учителя,  хотелось  бы  обсудить   следующие  вопросы: а собственно   кого  мы  учим?  Как  мы  учим?    Кто  это   обучение осуществляет?   И  куда  мы учим?              Ответив  на   них,  мы   сможем     без     особых    осложнений     реализовать    программу  модернизации профессионального педагогического образования.                                                                         

В отношении новаций, которые могли бы иметь место в системе профессионального педагогического образования, хотелось бы предложить сосредоточиться на попытке создания прецедента опережающего педагогического образования. Вполне логично отказаться от критически неэффективной подготовки будущего учителя, «сориентированного на подготовку к жизни, которую уже прожили» и перейти к модели подготовки «для работы в завтра». На профессиональном языке это означает отказ от комплексного прогнозирования педагогических перспектив в моделировании будущего учителя и переход   к перспективам социально-экономическим и психологическим. В реализации такого подхода могли бы быть использованы принципы выдвинутые   Виталием Владимировичем Рубцовым - председателем   Учебно-методического объединения ВУЗов РФ по направлению «Психолого-педагогическое образование».

Принцип первый. «ФГОС общего образования работают, ФГОС профессионального педагогического образования должны им соответствовать» Это предусматривает  внесение изменений в профессиональные стандарты 05100 по направлению «Педагогическое образование»                                                    

Принцип второй.  «Качественное и количественное изменение соотношения фундаментальной и практической подготовки учителя»                                                                                                 

Принцип третий.  «Расширение целевой психологической подготовки будущего учителя»                                             

Принцип четвертый. «Переход к финансированию новой модели педагогической практики». Введение норматива финансирования практикоориентированных курсов, в том числе через стажировочные площадки.                                         

 Принцип пятый. «Переход от педвузов к центрам непрерывного опережающего профессионального педагогического образования».

         Понятно, что  следование данным принципам ведет к достижению  практикоориентированности профессионального  педагогического образования. Наверное, пришло время вспомнить «хорошо забытое старое»: многочисленные долгосрочные практики студентов педагогических специальностей в школах области, «педагогические отряды», «десанты» студентов-вожатых в летние лагеря труда и отдыха детей, факультеты общественных профессий. Если мы в какой-то мере разобрались с ситуацией о том, как мы учим педагогов, то вопрос о том, кто учит остается открытым. Именно поэтому в федеральном плане действий по модернизации профессионального педагогического образования появился раздел «Развитие кадрового потенциала в системе профессионального педагогического образования». Очевидно, что востребованы новая система повышения квалификации преподавателей и новая система аттестации специалистов, готовящих будущих педагогов, на подобие той, которая стартовала в системе общего образовании, дающая возможность оценить учителя до уровня его соответствия занимаемой должности. Нам представляется очень важным, выполнить рекомендации министерства о введение итоговой аттестации в формате ЕГЭ хотя бы для  выпускников бакалавриата.

         По-прежнему остается болезненным вопрос о поступающих на педагогические направления абитуриентах. Социологические исследования показывают, что только 20% студентов педагогической направленности мотивированы на дальнейшую работу в системе общего образования. Остальные 80% избрали обучение, исходя из более низкого проходного балла итоговой аттестации в формате ЕГЭ. Таким образом, формируется порочный круг, который начинается « со слабого абитуриента, переходит в слабого студента, заканчивается выпуском никакого учителя, который в свою очередь доводит обучающегося до уровня слабого абитуриента либо никакого работника».  В подобной ситуации заявления о качестве образования и социально-экономических эффектах образования звучат достаточно пафосно. Действенным  лекарством от такого диагноза может быть только опережающий характер профессионального педагогического образования, прописанный научно и реализуемый системно, комплексно, непрерывно.

         Профилактику подобных «заболеваний», конечно же, надо начинать на уровне допрофессиональной педагогической подготовки в школе. В ближайшее время система общего образования обязана будет иметь минимум один «педагогический класс» в каждом муниципальном образовании региона, а также комплекс мер по повышению мотивации учителей, формирующих такой класс и работающих в нем. Профориентационная работа образовательных учреждений в рамках предпрофильной подготовки девятиклассников должна быть направлена  прежде всего на педагогические специальности и выражаться в практических действиях и носить прикладной характер. Мы полагаем, что и целевой набор на педагогические специальности мог бы претерпеть принципиальные изменения в сторону увеличения. «Социальные лифты» в отношении педагогов могли бы заработать эффективно при изменении соотношения «бюджетных» и «платных» мест  в системе очно-заочного образования по педагогическим направлениям.

         Сколько бы мы не рассуждали о развитии профессионального педагогического образования,  мы неизбежно возвращаемся к дискуссии о  повышении статуса педагогического работника и о мерах его социальной поддержки. В последнее время на данном направлении появилось много интересных начинаний. Реализуются проекты «Учительский дом» и «Ипотека для учителя». Разработан проект регионального закона  «О молодом специалисте». Стартовал областной конкурс для студентов-выпускников вузов «Я - будущий учитель». Победителям конкурсного отбора будет выплачено из областного бюджета   по 300 тысяч рублей, а так же предоставлены дополнительно меры муниципальной поддержки, рекомендованные в поручении Главам муниципалитетов.

Известный в свое время меценат системы образования Джордж Пиббоди определил образование как « долг, который настоящее поколение должно уплатить будущему». Это будущее представлено двадцатью процентами детского населения, но нам не следует забывать о том, что однажды оно станет нашей стопроцентной старостью. По нашему мнению раздел программы по мерам социальной поддержки педагогического состава и повышению социальной статуса профессии должен быть проработан особенно тщательно. При этом хотелось бы обратить внимание на необходимость мер поддержки ветеранов педагогического труда.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.