Исследование выявило катастрофу с политическими знаниями школьников

МК
Исследование выявило катастрофу с политическими знаниями школьников

Согласно ежегодному анализу результатов ЕГЭ, познания наших школьников в области обществознания являются в целом стабильными и год от года практически не меняются. Однако радоваться здесь, увы, нечему. Столь же стабильно исследования Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) из года в год свидетельствуют: значительная часть выпускников не только не представляют себе основ конституционного строя нашего государства, прав и свобод человека и гражданина, но не понимают смысла таких понятий, как «гуманизм», «патриотизм», «гражданственность».

Любой специалист подтвердит: ЕГЭ по обществознанию — очень сложный экзамен, отражающий интегральный характер обществоведческого курса и включающий задания по философской, социологической, экономической, политологической и правоведческой тематике. Широкий охват столь далеких друг от друга тем уже гарантирует серьезные сложности для изучения этого предмета. Между тем ситуацию заметно усугубляет проблема учебников и учебных пособий, по которым учатся дети.

По оценке учителей-предметников, действующие учебники по обществознанию (то есть те, что включены в официальный перечень допущенных или рекомендованных для преподавания в школе) не выдерживают никакой критики:

— Материал там, — разъяснила «МК» столичный педагог Елена, — изложен сухим, каким-то казенным языком и чрезмерно, причем зачастую необоснованно наукообразен и искусственно усложнен. Учиться по таким «кирпичам» ребятам совершенно неинтересно! А сам этот предмет, к сожалению, они выбирают для сдачи ЕГЭ только потому, что он необходим для поступления в большинство вузов.

Действительно, ЕГЭ по обществознанию является самым массовым предметом по выбору: по числу сдающих его опережают только обязательные математика с русским языком. Между тем его специфика такова, что значительное место в нем отводится заданиям с развернутым ответом: их в ЕГЭ по обществознанию — девять, а это больше, чем в ЕГЭ по всем другим учебным предметам. И все это вместе с формальной зубрежкой материала, по словам учителей, «не пропускаемого учащимися через сердце», приносит горькие плоды.

Да, по данным последних исследований, в 2018 году большинство выпускников продемонстрировали знание базовых понятий и теоретических положений из различных разделов обществоведческого курса. Однако не все выпускники средней школы знают основы конституционного строя нашего государства, права и свободы человека и гражданина, конституционные обязанности гражданина России. Часть выпускников не знают устройства и организации государственной власти в Российской Федерации, путаются в названиях высших государственных органов России, не могут установить связь той или иной государственной функции с соответствующей ветвью власти и высшим органом власти, должностным лицом…

«Плавают» выпускники школы, как оказалось, и в экономических вопросах, также входящих в общий курс обществознания.

— Участники ЕГЭ 2018 года, — уточнили «МК» в ФИПИ, — продемонстрировали недостаточный уровень знаний, необходимых будущим активным участникам экономической жизни: понимания функций различных финансовых институтов, в частности, институтов банковской системы, экономических процессов — безработица, инфляция. Трудность вызвали задания, проверяющие элементарные знания о системе налогов в Российской Федерации.

Да что там вопросы налогообложения или основополагающие принципы грамотного взаимодействия гражданина с банковской сферой! Как оказалось, далеко не все выпускники понимают смысл таких основополагающих понятий, как «гуманизм», «патриотизм» или «гражданственность»!

— Мы стараемся как можем, пытаясь разъяснить нашим ребятам основополагающие моменты курса обществознания. Но как программа предмета, так и учебники, по которым учатся дети, не удовлетворяют нас, учителей, — констатировала «МК» другой педагог-предметник, Наталья. — При огромном объеме знаний, которые в рамках обществознания должен освоить школьник, это приводит к образованию пробелов в его знаниях. А для того, чтобы восполнить их за счет внеучебной работы, у старшеклассников уже нет времени: надо готовиться к выпускным экзаменам и поступлению в вуз.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Хотите узнавать первыми обо всех изменениях, касающихся
жизни учителей? Подписывайтесь на наш инстаграм ЗДЕСЬ

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Комментарии
Пользователь

фсе на борьбу с терминами

22 ноября 2018, 21:47