Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
Институт прикладных экономических исследований РАНХиГС опубликовал результаты ежегодного межрегионального мониторинга эффективности школы. Более двух третей учителей полагают, что учащиеся удовлетворительно или плохо выполняют свои задачи по освоению учебной программы, а их родители — по воспитанию детей. Кроме того, большинство педагогов склонны видеть снижение уважения школьников к учителям, а треть учителей говорят об ухудшении поведения школьников. Ранее ученые НИУ ВШЭ опубликовали результаты опросов из 75 регионов России, согласно которым около 70% учителей подвергались агрессии со стороны учеников. При этом эксперты считают, что за последние полгода ситуация в отношениях учителей и учащихся только ухудшилась.
Мониторинг РАНХиГС осуществляется при помощи социологических опросов родителей учащихся, учителей и директоров школ, а также анализа открытых статистических данных Федеральной службы государственной статистики и Министерства просвещения. В 2018 году мониторинг проводился в Алтайском и Ставропольском краях, Челябинской области и в Санкт-Петербурге. Согласно полученным результатам, почти две трети учителей считают, что учащиеся удовлетворительно или плохо выполняют свои задачи по освоению учебной программы (так считают 61,5% учителей), а их родители — по воспитанию детей (70,4%). При этом около трети респондентов из числа учителей отмечают, что результативность учебной деятельности учащихся и участие семьи в воспитании детей за последние несколько лет снизились. Согласно исследованию, наиболее проблемной является ситуация с обучением учащихся 8–9-х классов сельских школ, где, по мнению 28,5% педагогов, от 10% до 15% детей не осваивают в полном объеме учебный материал. Основной причиной плохой успеваемости детей учителя считают невнимание родителей к школьному образованию детей. Такое мнение высказали 86,7% преподавателей. Вторым по значимости фактором учителя называют семейное неблагополучие (72,8% учителей). В качестве причин плохой успеваемости педагоги также выделяют проблемы со здоровьем детей (67,5%) и сложность учебных программ (44,4%). Кроме того, большинство учителей склонны видеть снижение уважения школьников к взрослым, в том числе к учителям. Об этом заявили 61,2% преподавателей. Треть учителей (32,5%) говорят об ухудшении поведения школьников. Как улучшить ситуацию, учителя точно не знают: 37,1% считают необходимым формирование классов в зависимости от уровня успеваемости школьников, 44,5% учителей уверены в эффективности совместного обучения всех детей, а 18,4% затрудняются дать ответ на этот вопрос.
Ранее эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) опубликовали заключительный вариант исследования, согласно которому около 70% учителей подвергались агрессии со стороны учеников. Сбор основных данных проходил посредством онлайн-опроса и глубинных интервью с учителями и школьниками. Всего было получено около 3,1 тыс. анкет из 75 регионов России. Согласно полученным результатам, с наиболее жесткой формой буллинга — угрозами от учеников — сталкивался хотя бы раз в жизни каждый второй учитель, а 5,8% отмечают, что это происходило на регулярной основе. Треть опрошенных имели дело с комментариями интимного характера. С травлей через оскорбительные письма или посты в социальных сетях сталкивались 42% респондентов. Кроме того, согласно проведенным опросам, агрессия со стороны учеников зачастую проявляется в передразнивании преподавателя, придумывании кличек и публичного комментирования внешнего вида педагога — данным видам травли подвергались более 50% учителей. Реже — в плохом отношении к другой культурной или этнической принадлежности (с данным видом буллинга хотя бы раз сталкивались около 20% преподавателей) и прямом насилии в отношении учителя (около 15%). По словам ученых ВШЭ, в последнее время «уровень агрессии повышается, а предлагаемые меры не поспевают за накопившимися проблемами». «Большое количество запретительных законов может повышать градус агрессии среди молодых людей, а со стороны учителей все усугубляется их тяжелым материальным положением»,— говорит одна из авторов исследования Юлия Черненко.
Дискуссия вокруг буллинга в школах и отношений между учителями и учащимися возобновилась после ряда нападений в учебных заведениях. Так, в феврале 2018 года в одной из школ Перми произошла драка с поножовщиной, пострадали 15 человек, в том числе учительница и ученики младших классов. Затем в Улан-Удэ ученик девятого класса бросил в кабинет русского языка и литературы бутылку с зажигательной смесью и напал на учеников и преподавателя. 18 октября 21 человек погиб и еще более 40 получили ранения в результате массового убийства в государственном Керченском политехническом колледже, совершенного учащимся его четвертого курса Владиславом Росляковым.
В начале февраля 2018 года тогдашний заместитель министра образования Татьяна Синюгина собирала совещание, на котором обсуждалось создание мобильных структурных подразделений, оказывающих психологическую помощь детям, и другие вопросы безопасности образовательных организаций. До этого уполномоченный по правам ребенка в РФ Анна Кузнецова в интервью “Ъ” заявила, что «положенные меры (профилактики и предотвращения подобных случаев.— “Ъ”) не выполняются». По ее словам, в школах не соблюдается «регламент и требования к охране» и меры по предотвращению подобных случаев — «проведение мониторингов, анкетирование учащихся», а преподаватели и руководство не знают, «что положено предпринять в случае девиантного, деструктивного поведения, как нужно работать с комиссией по делам несовершеннолетних, с другими ведомствами». В конце октября министр просвещения Ольга Васильева вновь призвала увеличить количество психологов в школах.
При этом, как сообщал “Ъ” (см. “Ъ” от 7 ноября 2018 года), Генпрокуратура РФ предъявила претензии к методическим рекомендациям Минобрнауки по обеспечению безопасности школ. Документ, считают в надзорном ведомстве, заведомо занижает категории опасности объектов охраны, определенные ранее постановлением правительства. По версии источников “Ъ”, у образовательного ведомства просто нет средств, чтобы обеспечить антитеррористическую безопасность в соответствии с этим постановлением. В Минпросвещения на просьбу прокомментировать ситуацию ответили лишь, что «уделяют повышенное внимание безопасности образовательной среды».
Ксения Миронова
Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.