В Госдуме требуют вернуть “непатриотичный” учебник в школы

КСЕНИЯ КОНЮХОВА / Комсомольская правда

По нему занимаются дети-олимпиадники, но фактически подпольно

 

 

Линейка пособий для продвинутых учеников исчезла из Федерального перечня учебников ещё в 2014 году.
 
Линейка пособий для продвинутых учеников исчезла из Федерального перечня учебников ещё в 2014 году.Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО

 

 

 

Эта история тянется с 2014 года. На новый “заход” пошел депутат ГосдумыАндрей Луговой (фракция ЛДПР). По его словам, просьбу он получил от родителей школьников.

- Ко мне обратились родители детей из Самарского лицея информационных технологий, которые вынуждены ломать программу из-за требования прекратить заниматься по известному учебнику математики Людмилы Петерсон, - говорит депутат. - Дети, которые учатся по этому учебнику, побеждают на международных Олимпиадах. Как можно брать и запрещать хороший, проверенный учебник ради неизвестно чего?

ННапомним, линейка пособий для продвинутых учеников исчезла из Федерального перечня учебников ещё в 2014 году. С тех пор покупать эти книги в качестве учебников школы не могут (только как дополнительные пособия), а преподавать можно лишь по тем книжкам, которые ещё оставались в школьных библиотеках. Но ничто не вечно – вот и учебники, по которым готовились олимпиадники и высокобалльники, пришли в негодность.

Репутация у учебников Петерсон и правда на высоком уровне. Их, а также линейку пособий "развивающего обучения" Занкова, до сих пор нежно любят в лицеях и профильных математических школах, несмотря на все запреты. Вот только эксперты, которые решают, по каким учебникам надо преподавать, эту любовь не разделяют.

 

Непатриотичные поросята

Ранее "КП" уже писала о результатах экспертизы, из-за которой учебники Петерсон оказались вне закона. Эксперт Российской академии образования Любовь Ульяхина, автор учебников по русскому языку, сочла задачки по математике не патриотичными. "Содержание учебника не способствует формированию патриотизма. Гномы, эльфы, факиры со змеями, три поросенка вряд ли призваны воспитывать чувство патриотизма. А так же мультипликационное изображение Московского Кремля без подписи, не имеющее отношения к содержанию заданий", - написала эксперт в своем заключении (грамматика и орфография сохранены).

При этом, научную и общественную экспертизу учебник прошел на “отлично”. То есть, детям и родителям задачки нравятся, у математиков претензий к ним нет. Может, надо было просто заменить героев заданий на Бабу Ягу и Кощея Бессмертного? Авось, они бы лучше привили детям патриотизм, чем гномы и эльфы.

 

Три линейки, и хватит с вас

Сейчас депутат Луговой уже направил официальный запрос в Министерство просвещения (есть в распоряжении “КП”) с просьбой прояснить ситуацию. Напомним, ранее министр просвещения Ольга Васильева неоднократно высказывалась против разнообразия школьных учебников.

- Базовые знания по предмету должны быть у всех, - объясняла Васильева. – Но база предполагает две-три линейки учебников, не больше. А вот дальше, когда ребёнок начинает погружаться в изучение предмета, может быть очень много качественных учебных пособий, которые не входят в Федеральный перечень, и здесь уже немножко другая история. Школа может выбирать, может сама выстраивать ту самую траекторию углублённого обучения, и она должна это делать обязательно.

 

Учебник из-под полы

Фактически, школы сейчас оказались на положении двойных агентов. С одной стороны, сверху звучит простой посыл – пользуйтесь тремя линейками из перечня, и хватит с вас. С другой стороны, формально учебники Петерсон никто не запрещал. Просто чтобы включить их в программу, школам придется пройти целую полосу бюрократических препятствий.

Сама Людмила Петерсон даже подготовила специальное разъяснение для школ, желающих учить по ее книгам:

“Учебники для 5-6 классов в Федеральном перечне есть, ими можно пользоваться, их можно закупать. А вот линейки для начальной школы и для 7-9 классов можно включать в учебный план, как дополнительные пособия, вместе с любым другим разрешенным учебником из перечня. Кроме того, эти книги и рабочие тетради были официально утверждены Минобрнауки, как учебные пособия для школ, а значит, технически, школа имеет право приобретать их за счет бюджета”.

То есть, школам надо вести настоящую двойную бухгалтерию – в отчеты писать один учебник, а преподавать по-другому. Да ещё и деньги найти на два комплекта пособий, когда бюджета даже на зарплаты учителям не хватает. В общем, неудивительно, что школы не рискуют связываться с опальными учебниками. Желание хорошо научить детей математике просто меркнет перед страхом проверок и штрафов.
 
Источник: Комсомольская правда

 

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Пользователь

Впечатление такое от комментария, что все дети класса хорошо знают математику, что либо это класс московской отобранной школы, отобранного класса или лицея. Ну не могут все в обычном классе по определению хорошо знать математику. Это из области фантастики. Какая-то часть - согласна. Напишите где и в какой школе вы учитесь. Очень хочется удостовериться в ваших словах.

28 октября 2018, 21:19
Пользователь

Мой ребенок учился в начальной школе по Петерсону. Все дети этого класса хорошо знают математику, они сейчас в 11 классе.Придя в 5 класс, хорошо умели решать трудные уравнения, с пояснениями, решать задачи. Я благодарна учителю, который работал по этой программе.Я учитель математики, я видела отличие этих детей от остальных.

26 октября 2018, 19:26
Пользователь

Эти учебники сложны для общеобразовательных школ. В них очень много теории и абстракции. Занималась с внукам по ним в начальной школе. Сама имею высшее математическое образование ( мехмат, горьковский госуниверситет). Они действительно могут использоваться только как дополнительные для расширения знаний. В лицеях для углубленки, наверное, тоже возможно. А вот в общеобразовательные школы этот учебник возвращать нельзя. Пусть он будет иметь гриф для углубленного изучения математики. Пусть тогда им пользуются в этом направлении.

26 октября 2018, 13:32