Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
Изменения в системе начисления учительских зарплат начали происходить год назад. Ещё тогда необходимость исполнять майские указы президента, согласно которым зарплаты бюджетников к 2018 году должны были вырасти до среднего по экономике уровня, заставила местные власти идти на всевозможные ухищрения, не имеющие ничего общего с реальным улучшением жизни педагогов. За год ситуация только ухудшилась: учителя, раньше уже сообщавшие о массовом снижении зарплат, жалуются на то, что их заработок вновь уменьшился.
Почему в Волгоградской области номинальные зарплаты учителей вдвое выше реальных? Каким образом получается, что при заявленном повышении окладов реальный заработок преподавателей второй год подряд снижается? Как живётся молодым педагогам, которые после университета приходят работать в школу на оклад в 10 тысяч рублей? На все эти вопросы попытался найти ответы журналист ИА «НовостиВолгограда.ру» — и то, что ему удалось узнать, не внушает оптимизма.
Все без исключения учителя, с которыми нам удалось пообщаться, настоятельно просили не указывать в материале их настоящие имена и нынешнее место работы. Некоторые из них откровенно признались, что попытка открыто привлечь внимание к проблеме, связанной с реальным уровнем зарплат, может стоить им педагогической карьеры.
По официальным данным, среднестатистический волгоградский учитель в конце прошлого года зарабатывал примерно 30 тысяч рублей. Прибавка к зарплате у педагогов за первую половину 2017-го якобы составила 27,3%. Именно эти цифры озвучивала областная Контрольно-счётная палата, когда отчитывалась об исполнении майских указов. Но стоит пообщаться с учителями, отдавшими своей профессии не один десяток лет, и сразу станет ясно: озвученные показатели не имеют ничего общего с реальностью.
Зарплата волгоградских учителей складывается из двух составляющих: базового оклада и так называемой стимулирующей части. Если с первой из них всё предельно просто, то вторая складывается из множества различных надбавок — доплат за административную работу, участие в конференциях, ведение дополнительных занятий и так далее. Средства на выплату стимулирующей части зарплаты на сегодняшний день находятся в полном распоряжении учебных заведений — их распределение зависит исключительно от воли руководства каждой конкретной школы. Оклады педагогов учитываются при составлении статистических сводок, так что чиновникам выгодно их увеличивать и тем самым доказывать, что майские указы исполняются. Но поскольку фонд оплаты труда, формируемый в учебном заведении, чаще всего остаётся прежним из года в год, деньги на повышение базовых ставок приходится добывать за счёт уменьшения дополнительных выплат.
Согласно действующему положению, премиальная часть фонда оплаты труда в каждой школе должна составлять не менее 30%. Но если раньше её распределяли по устоявшейся схеме, то теперь соответствующие полномочия полностью находятся в руках администрации учебного заведения и профсоюзного комитета — который, как правило, тоже контролируется администрацией. В конечном счёте все вопросы, связанные с предоставлением надбавок сотрудникам, решает директор: «фавориты» руководства вправе рассчитывать на приличные выплаты, а те, кто по каким-то причинам «впал в немилость», могут довольствоваться минимумом возможных бонусов. Учитывая, что сегодня директоров школ назначают «сверху», а не выбирают из числа работников школы, такая система сильно повышает их влияние на сотрудников, а заодно увеличивает количество потенциальных разногласий внутри педагогических коллективов.
— Как это работало раньше? Человек работал весь год, подавал сведения о своих достижениях: об участии своих учеников в соревнованиях и олимпиадах, об итогах ЕГЭ и так далее. На основе этих данных учителю присваивались баллы, которые по довольно сложной формуле переводились в деньги, — объясняет один из учителей города Волжского, хорошо знакомый с методикой расчёта зарплат педагогов (комментарий был получен на условиях анонимности). — Стимулирующие выплаты могут быть постоянного характера или разовыми. Так вот, во многих школах директора сегодня полностью отказались от постоянных стимулирующих выплат и платят только разовые. Поэтому, например, в нашей школе некоторые учителя, которым были положены большие надбавки, стали действительно получать меньше. Для большинства педагогов это приводит к реальному уменьшению зарплат.
Для волгоградских чиновников новая схема расчёта зарплат учителей стала настоящим упражнением в прикладной арифметике. Чтобы выполнить, — пускай хотя бы формально, — указ президента, им нужно было в кратчайшие сроки довести заработок школьных преподавателей до среднего уровня по региону. Поскольку никаких дополнительных средств для этого в бюджете не нашлось, в ход пошли всяческие замысловатые уловки. В частности, попытки местных властей исполнить майские указы привели к сокращению ставок заместителей директора (завучей) во многих школах. Бывшие замы теперь формально работают простыми учителями, хотя обязанностей у них ничуть не убавилось, да и зарплаты в большинстве случаев остались прежними. Если раньше размер зарплаты завучей в школьном фонде оплаты труда составлял примерно 30%, то сейчас — в среднем менее 20%.
Денег на то, чтобы выполнить указы президента, в Волгоградской области нет. Поэтому прошла установка, что нужно провести оптимизацию — уменьшить зарплаты административно-технического персонала и увеличить фонд оплаты труда учителей. Цель заключалась в том, чтобы официальная средняя зарплата педагогов составила 26-27 тысяч. Фактически этого добились за счёт того, что завучей перевели на учительские ставки: функционал у них остался тот же, деньги они получают те же, на зарплате остальных учителей это никак не сказалось, но в среднем все сразу стали зарабатывать хорошо.
Другим арифметическим трюком стало урезание стимулирующих выплат. Оно почти не затронуло начинающих педагогов, которые работают за «голый» оклад с минимальными надбавками, но сильно ударило по учителям со стажем, чей заработок в существенной степени формировался за счёт премиальной части.
Все надбавки, которые получают волгоградские учителя, — за выслугу лет, за проверку письменных работ и так далее, — рассчитываются на основе базового оклада. В каждой школе в начале финансового года (обычно в январе или феврале) формируют фонд оплаты труда, который не изменяется в течение следующих двенадцати месяцев. Поэтому повышение учительских окладов, которое якобы произойдёт в октябре, на практике, скорее всего, будет отложено до января.
Методику, по которой им рассчитывают зарплату, сами педагоги называют странной. По их словам, понять, почему размер положенных надбавок из года в год меняется, становится всё сложнее.
— Я сейчас держу перед глазами два своих расчётных листка — за сентябрь 2017-го и сентябрь 2018 года, — говорит Ольга Никитина (имя изменено по её просьбе), преподаватель иностранных языков в одной из школ Волгограда. — За год в моей работе ничего не изменилось. За заведование кабинетом я по-прежнему получаю в месяц 300 рублей, за проверку письменных работ — 416 рублей. Дальше начинаются странности. За выслугу лет (а у меня педагогический стаж порядка трёх десятилетий) в сентябре прошлого года мне платили 832 рубля, а в сентябре 2018-го — почему-то уже 785. Мой оклад на сентябрь прошлого года — 15 тысяч, на сентябрь 2018 года — 13 тысяч, хотя нагрузка у меня уменьшилась всего на один час в неделю. Неужто четыре часа работы в месяц стоили две тысячи рублей? После всех подсчётов, с учётом всех повышений и понижений, оказывается, что я теряю по сравнению с сентябрём прошлого года полторы тысячи рублей.
Надбавки за выслугу лет, содержание кабинета и так далее, — лишь незначительная часть стимулирующих выплат, которые раньше получали волгоградские педагоги. Ольге, как и для большинству учителей с длительным педагогическим стажем, дополнительные деньги начисляли за так называемые «компетенции» — нечто вроде портфолио, которое каждый преподаватель собирает самостоятельно. Список «компетенций» частично определяет региональный комитет по образованию, частично составляет само учреждение. Дополнительные надбавки педагог может получить за победу своего ученика на олимпиаде, собственное участие в престижном профессиональном конкурсе, стажировку за рубежом, внедрение инновационной методики в учебный процесс, наличие учёной степени и так далее. Теперь, с применением новой схемы расчёта зарплат, ценность «компетенций» резко упала.
— У меня оплата за «компетенции» снизилась с 7,3 тысячи рублей до 2,6 тысячи. То есть у меня забрали почти пять тысяч по сравнению с прошлым годом. При этом начальство ещё и утверждает, что выплаты мне увеличили, — недоумевает Ольга Никитина. — На самом деле урезают всё, что только можно. То, чем занимается наша администрация, больше всего напоминает попытки перелить воду из стакана А в стакан Б таким образом, чтобы оба стакана оказались полными. Каждый год одни и те же деньги распределяются совершенно непонятным образом. На каждом углу кричат, что нам повышают оклады, но как можно их увеличить, если зарплатный фонд не пополняется?
«По умолчанию», без дополнительных бонусов, реальная зарплата волгоградского педагога (не имеющего учёной степени и каких-либо выдающихся заслуг) составляет на сегодняшний день примерно 10-15 тысяч рублей до вычета налогов. В эту сумму входят оклад и минимальные надбавки (стаж, классное руководство, проверка тетрадей). Все методические пособия, материалы для кабинета и прочие «мелочи» учителя, за редким исключением, приобретают за свой счёт. Несложно понять, что в такой ситуации любые стимулирующие выплаты просто необходимы для выживания — и их сокращение закономерным образом вызывает у педагогов панику.
Аналогичная ситуация сложилась в музыкальных и художественных школах, где фонд оплаты труда сейчас формируется точно так же, как и в общеобразовательных. Система начисления зарплаты во многих учреждениях непрозрачна: педагоги дополнительного образования жалуются, что не имеют ни малейшего понятия, по каким формулам и схемам им повышают или урезают оклады.
— В прошлом году нам, как и всем остальным учителям, сильно урезали премиальную часть зарплаты. Все надбавки, которые можно было снять, убрали или перевели в оклад. В итоге по факту мы стали получать меньше, — рассказала Елена(фамилию просила не озвучивать), преподаватель в одной из школ искусств Волгоградской области. — В этом году пока что добавили тысячу рублей, но как всё сложится дальше, мы не рискуем предполагать.
Судя по рассказам волгоградских педагогов, их реальный заработок ниже «среднестатистического»: не 30 тысяч рублей, а 20-25 тысяч или около 10-15 тысяч для молодых учителей. Но пока на бумаге доходы преподавателей растут, чиновники не станут предпринимать никаких усилий для изменения ситуации.
Номинальное повышение зарплат — часть той работы, которую местные власти якобы осуществляют для повышения общественной престижности профессии учителя. Не первый год ведутся разговоры о том, что в школы необходимо привлекать молодёжь, а педагогов «советской закалки» пора заменять креативными и современными профессионалами, ориентированными на внедрение новых технологий в учебный процесс. Слова словами, но на практике молодые специалисты отнюдь не рвутся строить карьеру в сфере образования — и в первую очередь из-за катастрофически низких зарплат.
Дмитрий (свою фамилию он просил не называть) успел поработать учителем, а сейчас числится методистом в одной из волгоградских организаций дополнительного образования. Преподавать в школе он начал практически сразу после окончания университета — хотел работать «по призванию». Но реальность, с которой пришлось столкнуться молодому педагогу, оказалась весьма суровой.
— Когда я работал в школе, «чистая» ставка у нас была 9643 рубля. Мне, как молодому специалисту, весь первый год должны были дополнительно платить 30% из федерального бюджета, то есть где-то 3700. А на самом деле вместо этой суммы платили 600 рублей и говорили, что денег на зарплаты учителей в региональном бюджете нет. Я до сих пор не понимаю, при чём тут регион, если это должно было быть федеральное финансирование, — вспоминает Дмитрий. — Я ходил в наш комитет по образованию и спрашивал, по какому принципу нам начисляют зарплату. Всё, что мне ответили, — что «денежные средства выделяются».
О повышении зарплат молодой преподаватель рассказывает то же самое, что и его более опытные коллеги: увеличение оклада произошло за счёт сокращения стимулирующих выплат. По словам Дмитрия, ему в качестве надбавки платили всего две-три тысячи рублей, и вся эта сумма в итоге просто «перетекла» в ставку. Сумма, которую он видел в своём расчётном листе каждый месяц, осталась прежней, но формально оклад начинающего учителя увеличился. Устав дожидаться реального увеличения своего заработка, молодой специалист перешёл на работу в организацию по дополнительному образованию, но и там ситуация с оплатой труда оказалась плачевной. Преподаватели, работающие в данной сфере, получают немногим больше денег, но вынуждены справляться с гораздо большей нагрузкой.
— Сейчас я веду педагогический кружок. Вся надбавка, которую я за это получаю, — тысяча рублей. И это за тридцать два дополнительных часа работы в месяц, — говорит Дмитрий. — Это просто свинское отношение, на самом деле. И тенденция наблюдается такая, что в ближайшее время никаких изменений к лучшему не будет. По логике вещей, молодым специалистам должны выделять какие-то дотации, но ничего этого нет. Прибавка в тысячу рублей — на мой взгляд, просто какое-то посмешище. И это при том, что я работаю не за один оклад. У меня сейчас полторы ставки методиста и ставка педагога. Это шестьдесят с лишним рабочих часов в неделю, я прихожу на работу к девяти утра и ухожу в восемь вечера, а платят мне 15 тысяч рублей в месяц.
Чтобы зарабатывать хотя бы относительно приемлемую по меркам Волгограда сумму, молодым учителям приходится искать подработки и заниматься репетиторством, жертвуя при этом свободным временем и отдыхом. Например, начинающий педагог дополнительного образования, совмещающий основную работу (на полторы-две ставки) с ведением ежедневного кружка в другом учебном заведении, может обеспечить себе доход в 25 тысяч рублей в месяц — за счёт отказа от выходных и серьёзного увеличения нагрузки. При таком графике вся жизнь молодого учителя сводится к работе и сну, зато остаются хоть какие-то деньги на нормальное питание и периодическую смену гардероба.
Я педагог с высшим образованием и каким-никаким, но опытом работы — и получаю 15 тысяч. А уборщице, которая приходит раз в неделю и наводит порядок в кабинетах, платят 17,5 тысячи. Получается, что мой труд оценивается ниже, чем труд уборщицы. Такая вот социальная несправедливость.
Как выживать молодому учителю на зарплату в 10-11 тысяч рублей, остаётся загадкой. Несоответствие ожидаемого заработка трудозатратам — главная причина, по которой молодые специалисты в большинстве своём не идут работать в школу. По данным недавнего опроса ВЦИОМ, такого мнения придерживаются 55% россиян.
Несмотря на снижение реальных зарплат, растущую нагрузку, нехватку социальных гарантий и отсутствие действенной поддержки со стороны государства, волгоградские учителя продолжают самоотверженно работать. В некоторых школах урезания выплат удалось избежать — в Волгограде есть лицеи и гимназии, где преподаватели зарабатывают по 35-50 тысяч рублей, однако это скорее исключения из правила. В большинстве случаев жизнь учителя в областном центре — это постоянная борьба с энтропией в виде безденежья, ежедневной гибели нервных клеток и неизбежного эмоционального выгорания.
— Снижение зарплаты очень сильно подрывает желание работать. Пропала вся мотивация, всё желание менять что-то к лучшему. Я всегда старалась разнообразить учебный процесс, рассказывать на занятиях неординарные вещи, сделать уроки интересными и увлекательными для детей, но всё чаще замечаю, что у меня больше нет желания придумывать что-то новое, — признаётся Надежда (имя изменено по её просьбе), учитель в одной из волгоградских школ. — За те деньги, которые я сейчас получаю, лезть из кожи вон не хочется. Прочитали параграф в учебнике, пересказали и разошлись. Когда есть кнут, должен быть и пряник, а мы сейчас имеем только кнут.
Учитывая такие настроения среди учителей, удивительно, что волгоградские школы ещё не обезлюдели. Местным властям необходимо срочно задуматься о пересмотре своей политики в сфере образования, иначе уже в ближайшие годы в городе-герое переведутся последние способные педагоги. Редакция ИА «НовостиВолгограда.ру» планирует направить официальный запрос в региональный комитет образования, чтобы привлечь внимание администрации Волгоградской области к проблеме снижения реальных зарплат учителей.
Источник: Новости Волгограда
Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
Добрый день. Возникло несколько вопросов, почему оклад преподавателя в техникуме 6140, а у учителя в школе 11280 в одном и том же регионе, в одном и том же городе?
Почему преподавателям не повышают оклад, а учителям повышают?
Почему преподавателей не приравнивают к категории учителей, раз не повышают оклад?
Или чем отличается преподаватель от учителя, раз такой разбег в окладной части?
В 2017-2018 уч.году работала учителем в школе, сейчас перешла работать в техникум, рассчитывая на то, что в окладной части ни чего не потеряю. А на деле оказалось, что у учителей почти в 2 раза выше оклад, чем у преподавателей СПО. Предмет остался тот, та же ежедневная подготовка к занятиям, ни чего не изменилось, кроме ОКЛАДА
моя ставка за первую категорию в 2017-2018 уч году - 10218р, а с сентября 2018 года при той же нагрузке 9300, и так сделали всем учителям начальной школы, не смотря на категории. в итоге моя зарплата уменьшилась на 3 000р
Чиновникам всегда поперёк горла стоит возможность учителей иметь отпуск в 8 рабочих недель и ни кратно бОльшая зарплата, ни учёные звания, которые они себе пробивают, их не успокаивают в противостоянии учителям
Очень смешное предложение. С юмором у учителей всегда было хорошо. На том и держимся?
Над последним предложением долго смеялся.
Школы-таки закроют. Учителей выкинут на кладбища. Дистанционное обучение.
Школы не закроют, но достойного качества образования не будет.
школы не закроются от нехватки учителей, потому что всегда есть люди духа, как противовес чинушам от пуза