Школьник учителю не товарищ: что делать с дерзкими подростками

kazanfirst.ru

Психолог объясняет, как решать конфликты педагога и ребенка. 

Эту историю рассказала челнинский школьный психолог Гульяна Бадгиева. А случилась она в одном из начальных классов той школы, где специалист работает.

Девочку «вышибли» из-за «вышибалы» 

В классе стали возникать конфликты. Ученики ссорились с одной и той же одноклассницей. Случались драки. Ученица не уступала, не успокаивалась и дошло до того, что в ссоре с ней оказались половина класса. Учительница вмешивалась, «разруливала» конфликты, вела беседы, но ссоры продолжались. В школу пригласили маму агрессивной ученицы. Родительница пришла и так же агрессивно, как и дочь, стала упрекать во всем учителя и одноклассников. Мол, мою дочь не понимают, третируют. Конфликт поэтому усугубился, а у агрессивной девочки из-за переживаний появились приступы рвоты.

- Когда я стала разбираться в ситуации, то выяснилось, что учительница не догадалась выяснить первопричину всех конфликтов. Надо было спросить у ребят почему до какого-то момента все было нормально, а потом вдруг одна ученица стала вызывать у одноклассников раздражение. Учителя - это, как правило, хорошо образованные и опытные педагоги, но они не психологи. И это создает им сложности в их работе, - говорит Бадгиева.

Психолог выяснила, что ссоры начались во время игры в «вышибалу» на уроке физкультуры. По мнению ребят, их одноклассница нарушила правила и не согласилась с этим, стала доказывать, что это она играет как надо, а правила нарушают все остальные. Специалисту пришлось учить ребят умению разбираться в конфликтной ситуации (разговаривать спокойно, без оскорблений и не повышая голоса) и умению идти на компромиссы. В таких случаях многое зависит и от родителей. Здесь мамам и папам надо прийти на помощь учителям, а не бросаться на них в атаку. Родителю ведь бывает проще выяснить, что случилось, дети с ними могут быть более откровенны.

Учитель забывает, что имеет дело с детьми, а не молодыми людьми

По словам Бадгиевой у учителей постоянно возникают сложности в работе еще и потому, что работать многим из них приходится со школьниками разных возрастов.

- Учитель принимает пятый класс, ведет его до девятого, а потом снова принимает пятый класс. Сложность здесь в том, что иметь дело с 16-летними юношами и девушками - это одно, а с двенадцатилетними подростками совсем другое. Учителя знакомы с особенностями детей разных возрастов, но им все равно нужно время для адаптации, - объясняет психолог. 

Двенадцатилетние ученики - это еще во многом дети, они нуждаются в повышенном внимании и помощи со стороны учителя. А педагоги по инерции ведут себя с ними уже как со взрослыми людьми.

- Простой пример: учитель дает задание на дом и указывает параграф. И этим и ограничивается. А пятикласснику этого мало, он ждет, что ему скажут в каком разделе и на какой странице учебника задание находится. Без этого он его может не найти, а родителям потом скажет, что на дом ничего не задавали. Потому что он в этом искренне уверен, - растолковывает специалист. 

В итоге ученик попадает под «перекрестный огонь»: ему ставит «двойку» учитель, а дома за это наказывают родители. Это тот нюанс, о котором родителям пятиклассников не мешает знать. Разбирайтесь в ситуации и тактично помогайте учителю адаптироваться.

Когда педагог с плачем выбегает из класса

- В принципе можно дать еще один совет, но он адресуется только учителям. Бывают случаи, когда учительница со слезами на глазах, а то и громко плача, убегает из класса посреди урока, - говорит психолог об очередной большой сложности в работе учителей. 

Чаще всего такое случается, когда в классе среди учеников появляется тот, кто начинает дерзить во время урока. Прерывает преподавателя какими-то словечками, комментариями. А в ответ на замечания огрызается, хамит.

- У такого поведения чаще всего две причины. Или у ребенка возникли сложности в семье, ему трудно, и он таким образом обращает на себя внимание. Или ученик уверен, что в какой-то момент учитель его оскорбил, унизил, поступил с ним несправедливо и тогда его поведение - это месть преподавателю, - раскрывает суть дела Бадгиева. 

Опытный преподаватель «разрулит» такой конфликт без осложнений. Неопытные педагоги или педагоги, привыкшие весь класс и каждого ученика в отдельности держать в узде, в подчинении. Столкнувшись с дерзостью на уроке, они стремятся тут же ученика (ученицу) приструнить:

- Прекрати немедленно! Не мешай вести урок, ты не один в классе! Закрой рот и смотри в учебник! - примерно так говорят учителя такому ученику. 

Но тот не поддается и начинается скандал. Разборка с учителем становится безумно интересна всему классу. Кроме того, класс, как правило, мигом встает на сторону своего одноклассника, и педагог вдруг понимает, что ему дерзит и хамит весь класс и он не может ничего с этим сделать. Остается только ретироваться в учительскую или в кабинет директора школы.

- В таких случаях учителю лучше не гнуть свою линию, а сделать все, чтобы главный разговор с непослушным учеником состоялся не на уроке. На перемене или после уроков стоит поговорить со школьником, чтобы понять мотивы его поведения. Потом, если необходимо, можно и какие-то меры принимать, - советует психолог.

И хотя она адресовала этот совет учителям, есть, о чем и родителям задуматься. Постарайтесь сделать так, чтобы ваша взрослая жизнь и взрослые конфликты не сказывались на психологическом состоянии детей. Иначе у них могут возникнуть сложности и в школе.

 

Источник: kazanfirst.ru

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Хотите узнавать первыми обо всех изменениях, касающихся
жизни учителей? Подписывайтесь на наш инстаграм ЗДЕСЬ

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Комментарии
Пользователь

Отчислять, переводить в коррекционные классы. Все идет из дома! Учитель не виноват, что дома у учеников не здоровая психологическая обстановка, а она влияет не только на состояние ученика, но еще на весь процесс в целом. На что сейчас психологи в каждой школе, кто будет выявлять такие семьи? Ведь раз ничего не происходит, то нездоровые пстхически люди думают, что у них все в порядке а вот вокруг все виноваты.
Еще одна странность услышать от психолога, что учитель должен влезть в чужой конфликт...даже если это еще дети-они должны сами разруливать ситуации и только если к учителю обратились за помощью, он может узнать в чем дело. Но если учитель намеренно влезает в конфликт, то ему рано или поздно придется занять чью-то сторону и тогда другая сторона может посчитать, что учитель теперь не на его стороне навсегда, а т.к.это не зрелый психологически индивид-тоэто может привести к усугублению ситуации. И опять же-а зачем психолог в школе? Хотя не думаю, что и психолог обязан сам во что-то влезать. Только если все это мешает процессу.

24 сентября 2018, 01:34