Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
С начала учебного года не прошло и недели, а школьникам уже назадавали всего на месяц вперед. Причем, подключаться к домашнему заданию приходится и родителям - далеко не все дети справляются с домашкой самостоятельно. Зачем тогда вообще давать такую работу на дом, если делать её приходится взрослым?
- Наша учительница по математике сразу сказала: не будете проверять домашние задания сами, не вылезете из троек, - рассказывает Татьяна, мама пятиклассницы одной из столичных школ. - При этом на каждом уроке она задает на дом по 10-15 упражнений. За две ошибки уже “тройка”. А дочка просто по невнимательности может перепутать плюс с минусом или написать, что дважды два равно пять. В итоге все это растягивается на целый вечер — пока дочь все сделает, пока я проверю, пока она ошибки исправит...
Понятно, что домашние задания нужны, чтобы закрепить навыки, полученные в классе. Но обязательно ли для этого решать те самые 10 упражнений — может, хватит всего двух-трех?
А как у них
По сравнению с другими странами, российские школьники — чуть ли не самые загруженные в мире. По данным международного исследованияPISA, 15-летние школьники в России тратят на учебу в классе 25,9 часа в неделю и ещё 22,6 часа — на домашние задания. То есть, почти 60% своего времени, за вычетом сна и выходных!
Для сравнения, их сверстники из Финляндии тратят на домашние задания всего 11 часов в неделю, а результаты у них куда лучше (см. таблицу). И наоборот: подростки в Арабских Эмиратах сидят за книжками после школы все 30 часов в неделю, но результаты у них хромают.
В Германии ребята занимаются в школе столько же, сколько и наши девятикласники, а на домашнее задание тратят вдвое меньше. Математику и естественные науки в итоге немцы знают лучше.
Заданий много, эффекта ноль
По сути, чем хуже знания у детей, тем больше учителя задают им на дом, чтобы как-то компенсировать эти пробелы. Но толку от этого все равно выходит немного. Следовательно, домашние задания попросту неэффективны? Да!
- Соотношение между результатами школьников и тем, сколько времени они тратят на учебу, не всегда говорит об эффективности системы образования, — предупреждает Дирк Ван Дам, директор отдела инноваций и измерений прогресса в образовании Департамента образования Организации экономического сотрудничества и развития (которая проводит PISA). - В некоторых странах школьники вынуждены тратить больше времени на учебу, потому что у них не так много возможностей учиться неформально, вне школы (имеются ввиду кружки, секции, экскурсии и проч. - Ред.). Кроме того, объемное домашнее задание эффективно, только когда у детей есть все условия для учебы. Это свободное время, тихое место для занятий и другие образованные люди, которые могут мотивировать ребёнка и помочь ему при необходимости.
Как мы с вами понимаем, у подавляющего большинства российских школьников условий и мотивации для того, чтобы делать домашку, конечно же, нет.
Не успели в школе - делайте дома
В младших классах ситуация ничуть не лучше. Профессор университета Пенсильвании (США) Джеральд Ле Тендр поднял результаты другого международного исследования, Trends in International Mathematics and Science Study (TIMSS), в котором оцениваются знания по математике в 4-х и 8-х классах. И оказалось, что домашние задания почти никак не влияют на результаты ребят.
Например, в Нидерландах каждый пятый 4-классник вообще не делает домашку по математике. Российские школьники же засиживаются с ней допоздна. А знания в результате у них одинаковые. В Гонконге, Тайване и Японии дети получают меньше домашнего задания, чем их сверстники в среднем по миру. Но «азиатские тигры» взлетают в топы всех рейтингов и пачками увозят медали на олимпиадах!
- Я подозреваю, что когда на учителей давят для достижения определенных успехов, в условиях нехватки времени и отсутствия самостоятельности, домашнее задание становится простым способом пройти все то, что не успели сделать в классе, - подытоживает профессор ЛеТендр.
Под родительскую ответственность
О том же говорят и российские педагоги. Школьные программы по всем предметам и без того раздутые. Так в них ещё и все время порываются добавить нового - то астрономию, то шахматы. Но число учебных часов, за которые всё это нужно пройти, остается неизменным.
Выход у учителей один: дать на дом всё, что не успели пройти в классе. И далеко не все дети могут освоить эту часть программы самостоятельно.
- На историю отводится два часа в неделю, в профильных классах — 4 часа в неделю. Но даже за это время пройти всю программу на уроке невозможно, - говорит Александр Гулин, учитель истории и обществознания школы №1828 "Сабурово". - А увеличить школьную нагрузку нельзя, потому что СанПиНы ограничивают её 35 часами в неделю. За это время можно, максимум, дать два профильных предмета, а все остальное - на базовом уровне.
Есть, конечно, и другой выход — не ждать от детей высоких результатов. Понятно, что те школьники, у кого родители академики или могут себе позволить хороших репетиторов, и домашку на “пятерки” сделают, и к ЕГЭ на высокие баллы подготовятся. А что делать остальным?
“Я думаю, что отменять задания не стоит. У нас в первом классе и так их нет. А дальше обязательно должно быть домашнее задание. Как без него? Оно закрепляет все те знания, которые получены в классе. И потом, выполнение домашнего задания мобилизует. И я не очень понимаю, как можно делать домашнее задание по нескольку часов. Единственное, ко мне часто обращаются родители, и я с ними соглашусь, что перегруз какой-то сумасшедший идет, начиная с первого класса. Чему и как учат в каждой школе - тут надо разбираться”.
Министр просвещения Ольга Васильева - в эфире Радио “Комсомольская правда”.
КТО УЖЕ ОТМЕНИЛ
Во Франции домашние задания отменены для всех детей до 11 лет. Точнее, дети делают их не дома, а в школе. На это в началке каждый день отводится полчаса в конце уроков.
- Домашние работы следует отменить потому, что у детей из бедных семей нет на это времени, - объяснял в свое время бывший президент Франции Франсуа Олланд, утвердивший эту реформу. - Дома родители не всегда уделяют ученикам должного внимания, в то время как в школе учащийся всегда может рассчитывать на помощь учителя.
В Испании родители и вовсе устроили забастовку против домашних заданий. В 2016 году Конфедерация ассоциаций родителей школьников Испании провела свой собственный опрос и выяснила, что каждый пятый испанский школьник тратит на домашнее задание почти 2 с половиной часа в день. Причем, за невыполненные упражнения ребенку грозит наказание от учителя. В результате домашнее задание в Испании сократили — теперь на выходные его не задают совсем.
Также домашние задания отменили в Норвегии, Финляндии и Израиле. Вместо упражнений и задач дети следуют индивидуальному плану, составленному вместе с учителем. На дом идет только рекомендованная часть - интересные книги и материалы, которые помогут ребенку лучше узнать предмет.
Источник: kp.ru
Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
Я не учитель, а просто родитель. Меня удивляет куча ненужных дисциплин в школе. Кому это нужно? Изучение, например, такого искусственно созданного предмета как ОБЖ. Все, что изложено в учебниках ОБЖ-это темы, которые частично выдернуты из разных школьных дисциплин( география, биология, физика...) А вообще-то о правильном поведении во время пожара или в лесу ранее рассказывали на школьных часах классные руководители, приглашались специалисты и ПЧ и т. д. Если убрать из расписания школьников эту муть, по-другому ее не назовешь, дополнительного времени у детей будет намного больше, а домашних заданий гораздо меньше. Потом мне непонятно, почему так увеличился объем домашних заданий? Не успевает учитель во время урока? Так это его проблемы, а не родителей. Не понял ребенок тему на уроке, значит плохо объяснял преподаватель, и пусть сам устраняет свои недоработки, объясняет повторно, если нужно, то в индивидуальном порядке. Почему сейчас нерадивый, а я считаю, именно у такого педагога дети плохо усваивают материал, надеется на родителей, на то, что они должны своему ребенку объяснять урок, выполнять с ним дома кучу упражнений. Зачем тогда ребенка вообще отправлять в школу? Желание многих педагогов, не всех, но многих, переложить выполнение своих обязанностей по обучению детей на их родителей, вызывает подобный вопрос.
Надо возвращаться к советской системе, там адекватные и посильные домашние задания были. И выполнять их лучше на самоподготовке в школе полного дня, дети должны быть в школе до 17 часов. Есть очень положительный опыт суворовских училищ, там именно самоподготовка в присутствии учителя или воспитателя и обязательная сдача гаджетов учителю на весь день до вечера. Не успел на самоподготовке за 2 часа сделать домашку, надо ставить реальную оценку. И успеваемость нормальная будет. А на вечер и на выходные задавать чтение книг и просмотры хороших фильмов, литературных экранизаций, передач.
Многие педагоги задают большой объём Домашней работы, забывая о том, что детки изучают разные дисциплины, как в школе, так и вне её стен. Вот и не успевают ученики реализовать себя во всех направлениях. Зачем заставлять ученика учить предмет, к которому у него нет никакой мотивации. Возможно его успех в спорте, в танцах, в музыке…
Почему надо гуманитарию изучать физику? Право выбора экзамена есть, а вот права подготовки к этим экзаменам нет!
Домашнее задание должно быть как повторение изученного материала на уроке! Это полезно не только детям, но и родителям. Такое ненавязчивое объединение семьи в беседе, которая начинается со слов: «Как прошёл твой день? Что нового узнал из школьной программы?»
На мой взгляд нынешнее положение в школе сильно напоминает движение на автомобиле, когда стрелка оборотов двигателя в красной полосе, стрелка экономичности тоже в красной, а стрелка горючего уже моргает красным цветом. Мы же озабочены цветом обивки нашего сидения.