Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
Министр просвещения встретилась с журналистами в “Комсомольской правде” и рассказала о том, по каким предметам она сама получала “двойки”, как будет меняться российская школа, зачем нужно ужесточать требования к усыновителям и почему клавиатура никогда не заменит письмо. Приводим самые интересные цитаты.
Пресс-конференция министра просвещения РФ в «Комсомольской правде».
Об участии родителей в образовании
“Важно, чтобы мы чувствовали пульс, нерв и отклики с той стороны - что волнует наших родителей. Потому что микроклимат школы, на мой взгляд, должен очень резко измениться, потому что школа должна стать домом, каким она когда-то была для всех. То есть не местом, где ты получаешь определенные навыки, а местом, в которое хочется идти, и ты его признаёшь, любишь, понимаешь… Какая бы там цифровая эпоха не наступала… Я как историк вам говорю: люди не меняются, меняются декорации. А человек остается тем, кем он был всегда. Он плачет, страдает, переживает – так было три тысячи лет назад и так будет спустя три тысячи лет”.
Получала ли министр просвещения двойки в школе и почему 5-балльная система оценок идеальна
ЦИФРЫ
729 детских садов в 82 регионах будет построено в рамках национального проекта. Расходы: 24,5 млрд. рублей из федерального бюджета ежегодно.
146 школ на 11,6 тысяч учеников построены за последние два года.
Из 2286 победителей олимпиад среди школьников 906 - воспитанники учебных заведений Москвы.
15 золотых медалей, 6 серебряных и 2 бронзовых завоевали российские школьники на международных олимпиадах по физике, химии, биологии, географии в 2018 году.
О лагерях
“Очевидно, что инфраструктура устарела и требует обновления. Что нам удалось сделать достаточно жестко? Ни одни коллеги не смогут участвовать в конкурсах по организации детского отдыха, если они не работали в этом направлении менее 3 лет”.
О приемных семьях
“Отбирать ребенка у родителей можно только в случае угрозы его жизни или здоровью. Нужно делать все возможное, чтобы дети оставались жить и взрослеть в своей кровной семье.
...Мы ужесточим подбор родителей, и здорово ужесточим. Мы выносим предложение о том, чтобы сократить допустимое число детей, которых может усыновить одна семья. Сейчас у нас там до восьми. Но это не семейный детский дом, это другая форма! ...И ужесточатся требования к психологическому обследованию людей, которые хотят стать приемными родителями”.
О колледжах
“Примерно в 1,5 тыс. колледжах (это примерно 36% от общего числа) пройдут демонстрационные экзамены. Да, это сложная процедура, она требует определенных усилий, как подготовительных, так и самих участников экзамена, экспертов, которые оценивают мастерство выпускника. Тем не менее, это реальная возможность представить себя как специалиста в той или иной профессии… На сегодняшний день у нас 82 специальности, по которым эти демонстрационные экзамены могут уже проходить”.
О развитии личности
“Оказалось, что наши дети не очень хотят работать в команде. Не очень хотят радоваться успехам друга или соученика. Одна из целей национального проекта «Образование» - воспитание гармонично развитой личности на основе наших культурных традиций”.
Про функциональное чтение
“Мы первые по исследованиям PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study - Ред.). Это международные исследования по мониторингу читательской грамотности детей, которые заканчивают 4-й класс. В ходе исследования PIRLS 4-классники должны найти информацию, сформулировать выводы, уметь интерпретировать и обобщать информацию. ...Мы на первом месте, у нас 581 балл. Следом за нами идет Сингапур (576), Гонконг (569), Ирландия (567), Финляндия (566). Как правило, и Сингапур, и Гонконг, и Финляндия всегда ставятся в пример российской системе образования.
...В 86-м году мы были первыми по функциональному чтению в мире. ...Прошло 30 лет. Сейчас у нас, по одним оценкам, 36-е место, по другим – 34-е. (Имеются ввиду результаты исследования PISA - Progress in International Reading Literacy Study. Это тестирование 15-летних школьников, которое включает вопросы по математике, чтению и естественно-научным дисциплинам - Ред.).
В 4-м классе мы читаем прекрасно, в 9-м классе мы не читаем уже никак. Это проблема не сегодняшнего дня, эта проблема была и в советской школе. ...У нас есть все основания вернуться к этому успеху и начать возрождать потерянные за 30 лет навыки. ...Мы должны вновь научить страну читать. В первую очередь, наших школьников”.
Про изучение физиологии
“Нельзя ничего делать без опоры на науку. Поэтому в рамках проекта “Образование” у нас заложены большие возможности для научных исследований именно в области детской физиологии, нейрофизиологии, психологии”.
О клавиатуре и письме
“Я никогда не говорила и не скажу о том, что мы пытаемся заменить письмо клавиатурой. Кто-то написал когда-то, общественность родительская подхватила и начала очень живо обсуждать. Не заменит клавиатура письмо! Это дичь! Финляндия, которая пошла по этому пути, в прошлом году уже вновь вернулась, уже законодательно, к мелкой моторике, прекрасно понимая, что без мелкой моторики развитие малыша вряд ли возможно. Поэтому мифы творить не надо”.
О школьной форме
“Я не думаю, что единая школьная форма возможна и необходима сейчас. У нас каждая школа имеет [право вводить] свою форму. У нас практически не осталось школ, которые этой формы не имеют. ...Согласна, школьная форма не должна быть очень высокой по цене”.
О переходе на другую систему оценок
“Пятибалльная система существует у нас 75 лет. ...Она традиционна не только для нашей страны, но и для ряда европейских стран. Все, что мы имеем на сегодняшний день в рамках процентов, в рамках показателей ЕГЭ, оно очень легко переводится в ту самую пятибалльную систему, которая для нас очевидна. ...Вряд ли возможен и необходим переход от пятибалльной системы”.
ДИАЛОГ В СТУДИИ РАДИО “КП”
Ведущий:
- Какой у вас в школе был любимый предмет?
Ольга Васильева:
- История и литература.
- А нелюбимый?
- Физика.
- Вы хотя бы раз в жизни получали двойку или незачет?
- И не раз, много раз. По физике… В школе я получала двойки, а вот незачеты и плохие оценки в институте я не получала.
- Вы сами пробовали писать ЕГЭ?
- Да, конечно. По истории. С самого начала, как только он начал вводиться. Тогда мы с коллегами еще в стенах Российской академии наук этим делом пытались заниматься. Первые годы там были очень сложные задания. Потому что ответы были очень расплывчатые, можно было плюс туда, плюс-минус туда.
- Сколько баллов набрали?
- Не очень много. Потому что мы пытались найти правильные ответы, а ответов там было несколько, как выяснилось позже.
- У вас есть личные аккаунты в соцсетях?
- Нет.
- Какой у вас телефон? Смартфон или кнопочный?
- Смартфон.
- Что вас не устраивает в современной российской школе?
- Меня не устраивает климат школьный.
- Вы имеете в виду отношения?
- Конечно.
(О том, как надо менять микроклимат в школе, министр подробно говорила на встрече с журналистами - Ред.)
- Произошло разделение министерства образования и науки. Где прошла линия раздела? Что теперь с ЕГЭ? Получается, что ЕГЭ занимаетесь вы, но при этом отбираете людей, абитуриентов, и передаете их в другое ведомство. Как к этому относятся вузы, например?
- Для страны такое разделение естественно, я сама была всегда за то, чтобы в одном ведомстве не было таких глобальных направлений, как общее образование, СПО (среднее профобразование - Ред.), наука и высшее образование. У нас в советской истории, если вы помните, было министерство просвещения, которое занималось только школами. У нас было министерство высшего образования, оно занималось вузами с СПО. И у нас был комитет по науке и технике, который занимался наукой. Мы готовим наших детей для поступления в вуз. Естественно, что я об этом тоже постоянно говорю, что ЕГЭ это венец всего того, что мы, как принято говорить, проходили в школе. А вуз как следующая ступень образования. Вуз определяет баллы для поступления. Это вдумчивая история, и водораздела, о котором вы сказали, не произошло.
- В положении о министерстве просвещения, которое недавно было опубликовано, отсутствует что-либо о духовно-нравственном воспитании. Школа должна этим заниматься?
- Образование – это обучение и воспитание. ...Одно от другого нельзя, во-первых, оторвать, во-вторых, нельзя себе представить.
- В Израиле минпросвещения отменило домашние задания в школах. Может, и нам пора?
- Я думаю, что отменять задания не стоит. У нас в первом классе и так их нет – это родители прекрасно знают. А дальше обязательно должно быть домашнее задание. Как без него? Оно закрепляет все те знания, которые получены в классе. И потом, любое выполнение домашнего задания мобилизует. ...Единственное, что я соглашусь с родителями, которые обращаются ко мне и при встречах, и просто письменно, что перегруз [детей домашними заданиями] какой-то сумасшедший идет. ...Конечно, тут надо разбираться. ...Я не очень понимаю, как можно делать домашнее задание по нескольку часов. Опять же, возвращаемся к тому, с чего начали. Почему ребенок так долго делает домашнее задание? Да потому, что он не может прочитать, что там задано. Он не может пересказать параграф. Он, бедненький, сидит и пытается выучить его наизусть. Ведь опять же, мы ушли от самого важного - от того, как нам учить, чему учить.
- А еще дети очень сильно отвлекаются на компьютеры, смартфоны, на соцсети, игры. Как контролировать ребенка, чтобы он не отвлекался?
- Вот французы оказались способными. ...Недавно закон о запрете гаджетов в школе у них был принят. Я считаю, что не стоит отвлекаться на уроках, телефоны должны лежать отдельно.
- Закон, подобный французскому, может появиться в России?
- Думаю, конечно, может.
Источник: kompravda.eu
Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
Здравствуйте, Ольга Васильева! Мы с вами знакомы по школе «Луч». Было приятно увидеть знакомое лицо и появилась надежда на появление волны здравомыслия в обучении. Хочу обратить Ваше внимание на некоторые нюансы в школе.
Есть у меня подруга, замечательный учитель французского языка, виртуозно владеющий своей профессией. На сегодня она вынуждена больше половины своего времени тратить на дисциплину в классе потому, что она оказывает услуги, а не учит своему предмету и не имеет права воспитывать детей. Это очень большая разница, согласитесь. Она должна общаться с родителями в чатах по всем вопросам. Родители не реагируют на собрания и даже не реагируют на бесплатные уроки.
Она должна следить и отвечать в чате директору и завучу. Вроде бы мелочь, а отнимает и внимание и время. Раньше все распоряжения были в напечатанном виде, а теперь в смс. Может не стоит погружаться в гаджеты, современное брать на вооружение, а разумное «древнее» оставлять?
Есть один момент, на мой взгляд, важный в подготовке учителя. Всем понятно, что он должен обладать знаниями по предмету, расширять свой кругозор, это бесспорно. Но учитель должен уметь привлекать внимание ученика к своему предмету. И в педагогическом вузе не повредит предмет актерского мастерства, который поможет учителю и ученику.
Учить страну читать не требуется, тем более это не под силу нынешним "сеятелям доброго и вечного". Страна умеет читать и хочет читать. Если вспомнить конец 80-х - до 90-х большинство изданий были нарасхват. Почему? Да потому, что народ до того устал читать материалы пленумов..., выступлений, поэзию лауреатов премии ленинского комсомола, прозу о строительстве БАМа и смотреть по телевидению сериалы в которых молодой перспективный инженер даже под одеялом спорит со своею женою о перевыполнении пятилетки. Это и вызвало сильный порыв к нормальному чтению. Однако наши издательства быстро перекрасились в желтый цвет и нишу которую прежде занимали материалы съездов, быстро заполнила желтуха, после чего она стала расползаться дальше. И вновь исчезли книги которые хочется перечитывать и вместо их всюду запестрели осточертевшие уже "бестселлеры" всяких Донцовых и пр. А ведь читают люди и сейчас не мало, просто больше используют гаджеты. Так что учить нас читать не нужно, да и похоже не вам. Уж лучше может быть уважаемым радетелям самим ознакомиться с учебными планами и методиками применяемыми в школах, понять их в т.ч. во имя сохранения в стране любви к чтению? И для вас есть старая пословица - "Не похваляйся на битву идучи, а похваляйся с битвы едучи". В заключение. А ведь прежде учителя были скромнее. Возможно и поэтому их уважали больше?