«Мне за это не платят!» Стоит ли учителю каждую минуту помнить про стимулирующие выплаты

mel.fm

«Мне за это не платят». Как часто учителя отвечают этой фразой на просьбу родителей позаниматься с ребёнком дополнительно или на призыв директора школы поучаствовать в каком-нибудь общественно-полезном деле? Учительница Татьяна Софронова уверена, что не всё в жизни измеряется деньгами, особенно в работе учителя.

С того момента, как в школах ввели новую систему оплаты труда, где зарплата разделилась на базовую и стимулирующую части, многие педагогические коллективы начали морально деградировать. Появилась некая свободная к распределению сумма, которая дана вроде как на весь фонд оплаты труда школы (а значит, и на меня), но по факту получат её далеко не все. Это само по себе уже является для многих серьёзным поводом для беспокойства.

Хорошо тем педагогам, которые работают под началом мудрого и справедливого директора, который не делит коллектив на приближённых и оппозицию и которому удалось организовать в школе действительно независимую комиссию по распределению стимулирования.

Хорошо там, где нет большого различия в качественном составе классов, и они имеют примерно равные шансы на успех. Ещё хорошо там, где не держат на выпускных классах одних и тех же педагогов, умеющих натаскивать на ОГЭ и ЕГЭ. Поясню для несведущих: результаты экзаменов обеспечивают самые большие стимулирующие выплаты. Et cetera, как написал бы Пушкин.

Я верю, что есть такие школы, где педагоги считают распределение стимулирования справедливым, но в большинстве случаев удовлетворенности нет. Загляните на любой профильный сайт и тут же увидите: «раздают своим да нашим», «получают одни и те же», «с моим классом никаких результатов не добиться, только и смотрю, чтоб не поубивали друг друга».

Во многих маленьких школах стимулирующей части нет совсем — финансирование-то подушевое, а если во всей школе 50 человек, то и на базовую часть зарплаты учителям зачастую не хватает. Приходится без конца сокращаться.

В голове учителя выстраивается такая логическая цепочка: мне платят только базовую часть зарплаты, значит, я делаю только самое необходимое — провожу уроки и всё! За конкурсы, экскурсии, внеклассные мероприятия и общественные дела мне не платят, значит, я этим заниматься не буду. Демонстративно иду после звонка домой и гордо до позднего вечера смотрю телевизор или зависаю в интернете.

Вроде бы всё правильно: мне не платят — я не делаю. Но почему же тогда я не ощущаю радости от своей правоты? Почему я не получаю удовлетворения от работы? Потому что, как бы пафосно это ни звучало, главный смысл профессии учителя состоит в том, чтобы поделиться лучшим в себе (знаниями, ценностными установками) с людьми, которые определят будущее страны, где живём мы и где будут жить наши дети и внуки. Те учителя, которые считают, что каждое их телодвижение должно быть монетизировано, на самом деле обесценивают профессию учителя и ставят себе преграды в личном развитии.

На мой взгляд, лучшим вариантом оплаты труда учителя был бы твёрдый оклад (изначально достойного размера) и чёткий перечень обязанностей, которые он за этот оклад должен выполнить помимо ведения уроков

Например, один раз в месяц учебная экскурсия, два раза в неделю занятия со слабоуспевающими, один открытый урок и так далее. Точно так же нужно сделать и по классному руководству (без сомнений, увеличив размер доплаты за эту нервную работу).

Это, с одной стороны, уменьшило бы напряжённость в коллективах и оздоровило бы отношения между коллегами, а с другой стороны, обеспечило бы более эффективную работу учителей, поскольку вариантов «проводить/не проводить» не остаётся.

Пока это только предложения и размышления, а что же делать сейчас, когда действует на нервы эта стимулирующая часть (а во многих школах — её отсутствие)?

Когда-то я для себя решила так: ничто не должно мешать мне реализовывать потенциал на полную катушку. Я решила просто игнорировать существование стимулирующей части зарплаты и не вспоминать о ней, как будто и не было никогда такого понятия. Если вдруг случайно перепадало — радовалась. Есть вещи, которые деньгами не измеряются.

Мы жили яркой жизнью вместе с моими подопечными: ходили в походы, записывали фольклор у старожилов, составляли собственные книги, участвовали и побеждали в конкурсах исследовательских работ, делали художественные описания природы с натуры, выходя за село на весенние полянки с подснежниками. От этого я получала огромное удовольствие.

Кстати, побочным эффектом от этой бурной деятельности стала победа в районном конкурсе «Учитель года», в качестве приза — бесплатная путёвка в санаторий, ЖК-телевизор от спонсоров краевого этапа конкурса.

А вообще каждому из нас стоит, наверное, помнить, что финал не за горами. Вряд ли Господь спросит, какая у нас была зарплата, а вот сколько мы добрых дел успели сделать за свою жизнь — это вопрос посерьёзней.

В нашем семейном альбоме есть фотография моей бабушки — учительницы начальных классов. Она стоит с указкой у доски, в строгом костюме, с брошкой под белым воротничком блузки. Нижнюю часть фотографии занимают детские затылки: коротко стриженные у мальчиков, закрытые белыми бантами у девочек. Моё внимание на этом фото привлекает одна маленькая деталь: слева от учительницы, на деревянном стенде, за уголок прикреплена тетрадка с надписью «План туристско-краеведческой работы». Интересно, ей за это доплачивали? Вряд ли. В те времена и за классное-то руководство никаких доплат не было.

Бабушке до самой смерти (а прожила она 91 год) приходили к праздникам открытки от её бывших учеников…

Источник: mel.fm

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Хотите узнавать первыми обо всех изменениях, касающихся
жизни учителей? Подписывайтесь на наш инстаграм ЗДЕСЬ

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Комментарии
Пользователь

как мы любим ностальгировать, только назад в СССР никто не хочет Хватит уже про бабушек Время другое! директору -60т, а мне 20.за 22 часа подушевого финансирования и не важно сколько времени у меня уходит на подготовку к уроку и другие бумажки А после отпуска надо класс отмыть- выполнить работу, не входящую в мои должностные обязанности.Вот за 60 я бы ездила на экскурсии и ходила бы за подснежниками с удовольствием

28 августа 2018, 17:37
Пользователь

У меня тоже обе бабушки и дедушка были учителями, мама работала в детском саду муз работником. Да, им не доплачивали за классное руководство, но у них было бесплатное жилье, льготная коммуналка, бесплатная медицина, доступные детсады и пионерские лагеря. Продукты стоили копейки. Причем в сельской местности учителя еще и хозяйство держали, им колхозы корма выделяли. И отношение к учителю было другое. Учителя почитали, через улицу кланялись, советовались по всем жизненным проблемам. А сейчас отношение: "Вы должны", "Я имею право", "Вы не имеете права" . Я не умею отказывать, никогда не говорю "Мне за это не платят" и по субботам работаю, когда нужно и по вечерам. В школу постоянно что-то покупаю. Про бумагу и принтер вообще молчу. Сайт школы веду (бесплатно). Просто не умею по другому. Но что я имею уже ближе к пенсионному возрасту (раньше я об этом не задумывалась)? Жилье - мамино, здоровья - нет, дети неустроенные, хотя и вузы закончили. А что случись со мной - забудут на следующий день. Никому не буду нужна, сколько бы я не вкладывала в детей. Сегодня ролик смотрела, как живет семья педагогов в германии, получают 3500 (в долларах), пенсия их ждет 70% от зарплаты. Могут позволить купить себе прекрасную квартиру в престижном районе. И, вы знаете, хуже от этого они работать не стали. А чем мы хуже? Есть такое мнение, что к 50-ти годам человек живет и выглядит так, как он заработал. Со мной это не сработало. Работаю весь год по 80 часов в неделю, а мне все время говорят, что нужно еще что-то доделать, что опять я что-то кому-то должна. И выхода никакого.

19 августа 2018, 10:52
Пользователь

автор или идиот, или идеалист. Но почему, думая о чужих, он должен забывать о своем. Мы ушли от коммунизма и живем со зверским оскалом капитализма- есть оплата, есть работа. Я думаю, что автор получает отнюдь не 11-20 т. руб. в каком- нибудь задрищенске, а тысяч 100 в далеком городе Москве и может пофилософствовать о великом и чистом. ПРОДАЖНАЯ ИДИОТКА.

18 августа 2018, 23:05
Пользователь

Согласна с заказанным характером статьи. Как те ролики, что сейчас снимают про пенсионеров, не желающих якобы уходить на пенсию с 55-60... Это с советских времен повелось, что учитель обязан учить практически бесплатно. Такой святой новой советской формации... Ерунда. Труд должен быть достойно оплачен. Почему-то директора, завучи получают по результатам нашего труда, забывая о том, что это наши достижения создают им безбедное существование. И мои ученики приходят ко мне, пишут мне, приносят цветы через много лет после окончания школы. Не нужно для этого бросаться на амбразуру нищенства. У общества и так выработался стереотип, что все должны достойно зарабатывать, отдыхать в санаториях, на курортах, жить в приличных домах и квартирах. Все, но только не учителя... Мы же всем только должны. Я специалист высшей категории, могу гордиться результатами своего труда. Но я беру 2,5 ставки, участвую во всяких не нужных мне конкурсах, ночами готовлю задания, чтобы подготовить очередного олимпиадника и т.д. И все это для того, чтобы мне хоть немного доплатили, а я в свою очередь, могла бы учить собственных детей в нормальном ВУЗе... Отправить их на отдых. Я не согласна с автором статьи. И не считаю себя "НЕ НАСТОЯЩИМ УЧИТЕЛЕМ" из-за своего несогласия...

18 августа 2018, 22:35
Пользователь

Впечатление от статьи - ощущение Заказной статьи. Нет ощущения ПРАВДЫ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

16 августа 2018, 12:20
Татьяна

Почему уборщица не моет полы в классах с фразой "Мне за это не платят", работники столовой на замечание о грязной раковине для мытья рук перед едой отвечают той же фразой. Им можно так отвечать, а учитель должен мыть окна, полы, убирать школьный двор, и т. д. "Мне НЕ за ЭТО платят!"

15 августа 2018, 19:09
Галина

Когда я прихожу в магазины, оплачиваю услуги ЖКХ, ателье, парикмахерской, поликлиники и прочее, НИКТО не делает мне скидку из-за того, что я учитель и многие обязанности, навязываемые мне, выполняю БЕСПЛАТНО!

15 августа 2018, 00:09
Пользователь

Если бы это были рассуждения одного из Министров Образования(прошлых лет, настоящих), тогда и учитель и школа были бы ЖИВЫ, а сейчас мягко говоря - страшный "летаргический сон".

14 августа 2018, 14:29
Пользователь

статья НАСТОЯЩЕГО УЧИТЕЛЯ

10 августа 2018, 09:25