Учителя высказались о возможной отмене пятибалльной системы в школах

MK.RU

В педагогическом сообществе живо обсуждают возможность отказа от 5-балльной системы отметок в школах и переход на 12-балльную. О возможных переменах заявили заместитель главы Рособрнадзора Анзор Музаев и руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов. Эта новость потрясла тех, кто так или иначе связан с образованием: неужели придется попрощаться с привычными «пятерками» и «четверками», которые существуют аж с 1937 года? В Рособрнадзоре нас уверили, что переход на новую шкалу отметок в школе — это всего лишь тема для дискуссии.

Сейчас школа вправе самостоятельно выбирать способ выставления отметок учеников — и почти все используют традиционную 5-балльную шкалу. В тех школах, где все-таки применяют инновации, в аттестате результаты все равно переводят в привычные «пятерки» и «четверки». В настоящее время многие учителя не владеют техникой инновационного оценивания, их нужно этому обучать.

— Я категорически против того, чтобы менять существующую систему отметок, — говорит учитель начальных классов одной из подмосковных школ Мария Седова. — Во-первых, я уже привыкла к 5-балльной шкале, уже знаю, что поставить ребенку, каким-то внутренним чувством. Это приходит с опытом. Многие молодые учителя часто завышают или занижают отметки. При переходе на 12-балльную придется переучиваться, изучать инструкции, наверняка потребуют новые отчеты о работе этой системы. А когда это делать? Во-вторых, дети привыкли уже получать традиционные отметки, и введение новой системы может просто сбить у них ориентиры. Родители тоже будут недовольны, так как не смогут понимать уровень знаний своих детей, ведь они когда-то учились тоже по пятибалльной шкале…

Однако другие преподаватели готовы принять нововведения на ура.

— Я в 90-е годы училась в Мадридском университете, — говорит директор школы №1252 имени Сервантеса Ирина Анурова. — Там была 100-балльная система отметок, и мне она очень нравилась. Она позволяла гораздо точнее оценить уровень знаний учеников. Например, когда ставишь ребенку «пять с минусом» — это же не твердая «пятерка», а почти «четверка». Но школьник приходит домой и говорит, что у него высший балл, — хотя ему нужно еще немного подтянуться. Если бы была 12-балльная система, ему бы поставили отметку, которая бы соответствовала его знаниям. А бывает и так: когда учитель видит слезы в глазах ребенка, он может ему поднять балл — например, поставить «четыре с минусом», что по факту является «тройкой». Поэтому дети, которые учатся по-разному, сейчас могут иметь один и тот же балл. Это неправильно. Учителя готовы к тому, чтобы перейти на 10- или 12-балльную систему, и сложностей при оценивании в этом случае у нас никаких не возникнет.

— В нашем лицее при РГГУ, где я раньше преподавала, и в самом вузе, где я работаю сейчас, 100-балльная система отметок, — говорит заведующая кафедрой медиаречи Евгения Басовская. — Это очень удобно. Когда я начинала вводить эту систему в лицее, в ней не было высшего балла. Ребенок мог набрать любое их количество — хоть 145. За каждое задание я ставила определенные баллы: за сложное — больше, за простое — меньше. Потом я поняла свою ошибку: высший балл должен быть, чтобы дети знали, к чему стремиться, и чтобы не было такого, что ребенку кажется, что он набрал много — допустим, 100, а его товарищ набрал 110, к примеру, и обошел его. Дети в школах очень честолюбивы, и всегда присутствует соревновательный момент.

По словам Евгении Басовской, 100 баллов она делит на «отлично» — это шкала от 83 до 100, «хорошо» — от 65 до 82, и «удовлетворительно» — ниже 62 баллов. Ее студенты, набравшие баллы в течение семестра, могут не приходить на экзамен: отметку она ставит автоматом, что экономит время как педагога, так и ребят.

— В дипломах у выпускников все равно будет указано «отлично» или «хорошо» по всем предметам, — продолжает эксперт. — Однако, получая в течение семестра баллы, они могут вести свой рейтинг, внести его в свое портфолио и показывать работодателю при трудоустройстве. К сожалению, школьные учителя консервативны. Приживется такая инициатива или нет — сказать трудно. Главное, чтобы на педагогов в школах не навалили новую бумажную работу и не заставили отчитываться за каждый балл…

Насколько реально введение 12-балльной системы, мы спросили директора Центра социально-экономического развития школы, доцента ВШЭ Сергея Косарецкого:

— Сейчас большое внимание уделяется внутришкольному оцениванию. В этом смысле 5-балльная система или 12-балльная — это формальный параметр, который нас не беспокоит. Оценка должна быть инструментом обратной связи.

С начала 2000-х годов получил свое развитие метод формирующего оценивания: учитель может в разной форме давать ребенку информацию о его знаниях — в устной, в письменной; ребенок сам может оценить себя для понимания того, насколько он продвигается в освоении того или иного навыка. Это является мотивирующим, поддерживающим и ориентирующим ребенка критерием. Такая оценка не должна травмировать за счет сопоставления с другими, то есть ребенок оценивается по отношению к своему движению.

Немного странно, что дискуссия фокусируется вокруг баллов, так как в связи с проектом цифровой школы говорится, что в будущем уже станут внедряться методы оценивания, основанные на искусственном интеллекте. Будут оцениваться и эмоциональное состояние ребенка, и его предыдущий опыт за счет накопленной информации.

Источник: MK.RU

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Хотите узнавать первыми обо всех изменениях, касающихся
жизни учителей? Подписывайтесь на наш инстаграм ЗДЕСЬ

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Комментарии
Пользователь

"Осел останется ослом..." очень метко. Только в данном случае я не об учениках, а о тех самых "осыпанных звездами..." министерских радетелях наших, за систему образования, стало быть.

08 августа 2018, 13:50
Пользователь

Из классика! "Осел останется ослом, хоть ты осыпь его звездами...." Как ни оценивай, "сдал- не сдал" , "1--5". " 10" или "100" .Пока не будут затребованы знания а не оценка, и не станут наказывать за необъективный высокий балл, а не как сейчас: "не сметь поставить "2", это ты не научил, а не он не научился", уровень знания не поднимется.

05 августа 2018, 18:37
Пользователь

а давайте оценивать в яблоках, или... да мало-ли вокруг клааассных вещей

04 августа 2018, 08:38
Лев

Себя цитировать не совсем удобно, однако позволю себе это. "10 баллов вместо 5-ти" Это опубликовано 8 лет назад на Завуч.инфо Ссылка zavuchТОЧКАruДЕЛИТЬmethodlibДЕЛИТЬ4ДЕЛИТЬ43820ДЕЛИТЬ

03 августа 2018, 20:13