то кого умнее? Учитель информатики — о талантливых учениках и будущем

www.aif.ru

Сегодня средний возраст педагога в столице - 36 лет. И неудивительно, что учителями года Москвы всё чаще оказываются именно молодые люди.

Инженер, актёр, учитель. Как хобби и любовь к детям у Игната Игнатова превратились в профессию.
Инженер, актёр, учитель. Как хобби и любовь к детям у Игната Игнатова превратились в профессию. © / Фото из личного архива, с сайта школы № 1540

В этом году - преподаватель информатики и технологии школы № 1540 Игнат Игнатов. В сентябре он представит наш город на всероссийском конкурсе «Учитель года - 2018» в Санкт-Петербурге.

Со сцены - в класс

Юлия Борта, «АиФ»: Игнат, вы по образованию инженер. Что вас в школу привело?

 

Игнат Игнатов: Это случилось не сразу. Закончив вуз и немного поработав по специальности, как-то быстро осознал, что меня больше привлекает работа не с механизмами, а с людьми. И отправился трудиться в... театр. У меня есть даже актёрская специальность - «актёр драмы второй категории». Как-то во время летних каникул друзья позвали меня поработать в дет­ском образовательном лагере педагогом. Там и понял: хочу работать в школе, с детьми. Думал, что со своим инженерным образованием легко смогу преподавать ребятам физику. Однако вакансии учителя физики на тот момент не оказалось. Тут я не растерялся и сказал, что могу учить детей английскому. В своё время много занимался языком и свободно им владею. Провёл пробный урок. Руководству школы он по­нравился, и меня направили на учёбу. Получил педагогическое образование по лингвистике. За четыре года, что преподавал детям английский, вспомнил своё детское увлечение программированием, компьютерной графикой. И решил, что именно в этой сфере смогу дать детям намного больше, чем в изучении языков. Так хобби стало любимой профессией. 

- Вам пригодился ваш актёр­ский талант в школе?

- Первый год выезжал только на нём. Опыта ещё совсем не было, а нужно удержать внимание детей в течение 45 минут. По большому счёту учитель в классе - как актёр на сцене или даже как режиссёр. Так что актёрские навыки - чувство аудитории, ведение её по определённому сценарию к логическому финалу, умение удивить, вызвать эмоции - пригождались не раз.

- Сложно ли сегодня учить детей информатике, ведь они порой разбираются в информационных технологиях лучше многих взрослых?

- Дети разные. Есть увлечённые ученики, которые действительно о чём-то могут знать больше учителя, способны сами изучить язык программирования. Задача педагога - поддер­жать их интерес, подсказать, куда двигаться дальше, помочь решить возникающие на пути познания проблемы. Но даже если ученика не влечёт программирование и углублённое изучение информатики, всегда есть бытовые сферы приложения предмета, которые касаются каждого. Например, тема информационной безопасности. У многих подростков сейчас есть свои собственные странички и сайты в Интернете, они совершают покупки онлайн, пытаются зарабатывать деньги в Сети. Научиться защищать при этом свои персональные данные - очень актуальная проблема.  

Гаджеты - инструменты познания

- Психологи утверждают, что современные информационные технологии разбаловали детей. Они полагаются на Интернет, не пытаясь преодолевать трудности. Не нашли что-то в Google - всё.

- Не нашёл в Сети - надо искать в другом месте. Есть обычные библиотеки - городские, школьные. Опять не получается найти готовый ответ - надо самому придумать или разработать. Гаджеты - это инструмент познания. Надо учить детей правильно ими пользоваться, правильно искать информацию. И помогать по­строить свою жизнь так, чтобы компьютеры и телефоны не заслоняли собой общение со сверстниками, учёбу, обычные развлечения.

- Каким должен быть учитель, чтобы конкурировать с Интернетом и соцсетями?

 

- Мне не нравится в данном случае слово «конкурировать». Если мне самому интересно что-то делать (решать необычную задачу, проектировать новое устройство), то и детям передаётся этот внутренний драйв, задор. Мой друг, учитель математики, невероятно влюблённый в свой предмет, вместе с тренером по шахматам за полтора года смог превратить гуманитарную школу в математическую. Вот так можно увлечь детей и своих коллег!

- В Сингапуре, Корее, чьи системы образования признаны лучшими в мире, существует очень жёсткий отбор в профессию. Разрешение работать в школе получают лучшие из лучших выпускники вузов. Это правильно?

- Думаю, смысл не в жёст­ком отборе. Нужно приот­крыть двери для всех, кто очень хочет работать в школе. Пусть даже человеку не хватает пока профессиональных навыков, знаний - этому всегда можно научиться. И вместе с тем нужно предъявлять высокие требования, чтобы люди понимали - это трудная и ответственная работа.  

- Вы вообще строгий учитель? Двойки ставите?

- Двойки иногда ставлю за невыполненную работу. Но объясняю почему! Я вообще против отметок. Мне больше нравится другая система оценивания, при которой для работы или проекта выбираются критерии оценки (желательно даже вместе с детьми) - грамотность, чистописание, верный ответ и т. д. По каждому из них - успех ребёнка, его продвижение вперёд. В итоге ученик сразу видит, что у него хорошо получается, что плохо, где ему нужно приложить усилия. А плохие отметки убивают желание учиться. Ребёнок не чувствует себя успешным, потому всячески пытается сбежать от нелюбимого занятия. Вообще оценки - это описание прошлого. А мы должны нацеливаться на будущее ребёнка.  

- Если ребёнок совсем не хочет учить предмет, систематически не делает домашние задания?

- Я не люблю задавать домашние задания. В любом случае они не должны быть обязаловкой. Лучше всё же, если ребёнок, придя домой после урока, сам захочет что-то сделать. В любом предмете, и особенно в компьютерных технологиях, которые широко вошли в нашу жизнь, можно найти ту точку соприкосновения, которая его зацепит. Как-то во время практикума по технологии и информатике проходили с детьми спецкурс по 3D-моделированию. Одна девочка на каждом уроке сидела совершенно безучастно. Я заметил, что на занятиях она всё время что-то рисует у себя в блокнотике и прячет. Подхожу к ней: «А ты знаешь, что твои рисунки можно оцифровать, сделать анимацию?» Она широко открыла глаза: «Правда? И вы можете мне это показать?» - «Легко!» Достаю из ящика графический планшет, открываю программу. Она рисует, рисунки тут же оживают... У ребёнка загорелись глаза.

- Подводя итог, каким вы видите учителя будущего?

- Это человек, который обладает широким кругозором, не ограничивающимся его собственным предметом. Он всегда открыт чему-то новому и постоянно учится сам. Ищет индивидуальный подход абсолютно к каждому ученику, верит ребёнку и верит в ребёнка. Все дети способны и талантливы. А учитель может найти, в чём именно, и помочь раскрыться.

Источник: Аргументы и Факты

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Хотите узнавать первыми обо всех изменениях, касающихся
жизни учителей? Подписывайтесь на наш инстаграм ЗДЕСЬ

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Комментарии
Пользователь

Вот это уже сделано - двери приоткрыли и в школы, и в больницы. И попёрло из южных бывших республик типа... Маггерамовы-Магомедовы-Абдурахмановы... Какой уж там русский язык! Наверное, выпускники будут все в будущем 100-бальниками, как в Чечне. Уже сейчас в больницах терапевт - узбек лезет немытым пальцем в рот ребёнку горло осматривать, а что же дальше??? Слов цензурных нет!

25 июня 2018, 12:45
Пользователь

хаха: "Нужно приот­крыть двери для всех, кто очень хочет работать в школе. Пусть даже человеку не хватает пока профессиональных навыков, знаний - этому всегда можно научиться." отбоя от желающих ну просто нет

25 июня 2018, 11:58
Лев

По другим источникам 53% школьных учителей в Москве старше 60 лет. Кто то врёт.

25 июня 2018, 09:36