Учитель станет придатком "цифровых технологий"? Зачем в школах вводят смешанные уроки

www.nakanune.ru

В российских школах могут появиться смешанные уроки, на которых помогать учителю вести занятие будут цифровые технологии. Министр просвещения Ольга Васильева рассказала о грядущих изменениях в системе общего образования. По ее словам, "Цифровая школа" изменит роль педагогов в образовательных организациях – сделает из учителей "кураторов, ориентирующих ребенка в соответствии с его запросами и приоритетами", а также обновит содержание образования.

"Один из наших последних проектов – это "Цифровая школа". Наверное, мы придем к смешанному типу уроков, о том, что это "цифра" и учитель, может, это смелое заявление, но тем не менее нам придется об этом думать... То, что смешанный тип урока рано или поздно придет, это очевидно", – заявила Ольга Васильева в интервью телеканалу "Россия 24".

Как пояснили в пресс-службе образовательного ведомства, реализация проекта "Цифровая школа" рассчитана на период с 2018 по 2025 г.

"Проект позволит обеспечить обновление содержания образования и даст возможность нашим школьникам свободно и в то же время безопасно ориентироваться в цифровом пространстве. Благодаря проекту у родителей появится больше возможностей изучать интересы и способности своего ребенка. Для педагогов цифровизация снизит административную нагрузку, высвобождая время для повышения качества своих образовательных программ", – пояснила Ольга Юрьевна, выступая на Петербургском международном экономическом форуме.

Цифровизация школы не приведет к замене учителя, напротив, информационные технологии разгрузят педагога и высвободят время на учеников, уверен начальник управления стратегического развития Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук Кирилл Баранников.

"Не думаю, что "цифра" будет заменой учителю. И дело не только в том, что "цифра" пока больше про автоматизацию рутинных операций – доставка контента, сбор и хранение данных, формирование документов. И не в том, что еще только возникают первые серьезные решения в сфере искусственного интеллекта, которые пока неспособны "стать у доски" вместо учителя. Просто цифра не ставит себе такой цели, она нужна не для замены учителя. Другой вопрос, что когда большой блок рутинных операций станет выполнять робот (не железка, а распределенная интеллектуальная сеть), то у учителя появится больше времени на ребенка, на размышление об образовательных результатах, на осмысление и рефлексию. И вот здесь главный вызов – новая структура рабочего дня учителя. Как она должна быть устроена и как учителю ее продуктивно использовать", – поделился своим мнением с Накануне.RU Кирилл Баранников.

Ольга Васильева(2018)|Фото: минобрнауки.рф

Президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук Сергей Комков сравнил новые цифровые технологии в системе образования с применением электронных приборов в медицине. В обоих случаях инновации не будут работать без участия специалиста.

"Если раньше опытный врач-хирург мог оперировать исключительно механическим скальпелем, то теперь в его распоряжении находится целый набор новейших технических (в том числе – компьютерных или "цифровых") средств, при помощи которых он может совершать настоящие чудеса исцеления. Но сами по себе без опытного и талантливого врача даже эти великолепные технические средства порой ничего сделать неспособны!" – отметил в разговоре с Накануне.RU Сергей Комков.

По его словам, компьютерные или "цифровые технологии" могут быть использованы лишь в качестве дополнительного инструмента в руках опытного учителя. Без учителя ни одна "технология" работать не будет. Более того, эти самые "цифровые технологии", переданные в руки дилетантов или неких чисто "технических исполнителей", могут нанести ученику непоправимый вред.

"Настоящий талантливый учитель никогда и ни при каких обстоятельствах не станет простым придатком к системе "цифровых технологий", – уверен он.

Между тем, цифровизация все же изменит роль учителя, пояснили в ведомстве.

"Реализация проекта повлечет за собой обновление содержания образования и изменение роли учителя, который станет куратором, ориентирующим ребенка в соответствии с его запросами и приоритетами, максимально индивидуализирует траектории обучения школьников", – добавили в министерстве.

Внедрение "цифры" не должно касаться формирования и утверждения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

"Поэтому, если кто-то в Министерстве просвещения России все еще всерьез продолжает считать, что внедрение "цифровых технологий" должно повлечь за собой "обновление содержания образования", то это уже не просто заблуждение! Это – грубейшая педагогическая ошибка, которая может повлечь за собой очень серьезные социальные последствия! И этим чиновникам Министерства просвещения России я посоветовал бы внимательно изучить основы педагогики", – заявил Комков.

Что касается мысли о том, что учитель должен быть "куратором" ребенка и действовать в соответствии с его "запросами", то авторы этой идеи грубо исказили одну из основополагающих аксиом педагогики, утверждает он.

"Учитель, действительно, должен быть умным и грамотным наставником своего ученика, спокойно и планомерно вести его по жизни к поставленным целям и задачам. Изучать его индивидуальные способности и возможности. И, в соответствии с этим (а не в соответствии с некими абстрактными, а порой – и ложными, "запросами") действовать в его интересах! Кроме того, одной из важнейших задач настоящего учителя как раз и является формирование у каждого своего ученика верных жизненных запросов. И в этом процессе никакие "цифровые технологии" не сработают! Решающее значение всегда будут иметь только личность, талант и возможности человека, которого мы всегда и во все времена называли учителем!" – заключил Сергей Комков.

информатизация, планшет, школа(2015)|Фото: appleinsider.ru

Цифровое образование открывает много возможностей для ребенка, поэтому учителю важно помочь ему сориентироваться.

"В такой насыщенной среде учителю придется помогать ребенку не терять быстро интерес, ведь в быстром доступе у ребенка может оказаться огромное количество чего-то нового, и это новое всегда будет перехватывать его внимание. Учителю надо будет помочь ребенку идти по треку, сохранять концентрацию. Учитель должен помогать определяться с целями, быть партнером в в зоне ближайшего развития – вовремя подсказать, сориентировать, объяснить", – считает Кирилл Баранников.

Отметим, что ранее Ольга Васильева отмечала, что цифровизация школ станет одним из главных направлений работы Министерства просвещения.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Пользователь

Образование забугромвколыбелидемократии: "92.В 4 классе middle school (средняя школа), в первом полугодии, по математике на дом, задают счёт до 20. После нового года, счёт до 40. Таблицу умножения, там не знает толком практически никто. Зато в третьем классе, всем ученикам прямо в школе, дарят по калькулятору. Это еще один повод её не учить. Система деления выглядит так: 15:3. Я уже не говорю, что это опять-таки таблица умножения, которую надо знать наизусть. На листочке пишется цифра 15. Она обводится кружком, и к кружку пририсовывается три ножки. Это 3. А потом напротив каждой ножки последовательно ставятся точки, пока ты не досчитаешь до 15. Всё что остается, это сосчитать точки напротив одной ножки. Это правильный ответ. Поначалу я думал, что ребенок занимается ерундой. Я даже спросил, что это она выдумала? На что получил ответ: - Это нам в школе объяснили, как делить цифры. Я был в шоке. Через пару секунд я спросил: - А ты можешь разделить 200 на 10? - Ооо, это сложное задание, - ответила мне восьмилетняя дочка моей подруги, - Но я попробую. Она написала цифру двести, обвела кружком, пририсовала 10 ножек, и начала ставить точки и считать. - Ради Бога остановись – попросил я, - я не могу на это смотреть. Один из поляков, у которого была 14-летняя дочка, задумался, что может быть вернуться в Польшу. И отправил жену и дочку на разведку, посмотреть что и как, потому что они прожили в Англии уже больше 6 лет. Когда они приехали в Польшу, первым делом пошли в школу. Через несколько уроков, дочка выбежала в слезах, и сказала маме, что никогда не останется здесь. Еще бы, её ведь надо было определять в класс на пару лет обратно. А самое страшное, что над ней смеялись все одноклассники. Брат поляка, переехал в Англию и привез свою 12-летнюю дочь. Её определили в класс по возрасту, но она начала жаловаться, что ей там нечего делать. Математические задачи, которые её одногодки решали минут по 20, она делала за полторы минуты. Девочку перевели на класс выше. Но и там она сидела и смотрела в потолок, потому что ситуация практически повторилась. Так как ещё выше уже перевестись уже было нельзя, её оставили как есть. Дочка полностью потеряла интерес к обучению. Ещё был поляк, у которого сын закончил английскую школу. Мальчик проучился в ней последние 8 лет. Я спросил у него: - Ну и как? - Дурак дураком - ответил он. Не знаю как в старших классах, в младших они делают всё что угодно, кроме учёбы. Поют, танцуют, рисуют, плавают, ходят на экскурсии, к ним приводят каких-то собачек, курочек, зайчиков. А на самом деле, дети не знают элементарных вещей. Например, заполняя дневник на завтра, они каждый день спрашивают какое завтра число. Ничего удивительного. Ведь в третьем классе, в школе, им читают сказку про трёх поросят. Ещё одна любопытная опция, это записки для учителя. Если ты не можешь сделать домашнее задание, ну или не хочешь, нужно написать записку что ты не можешь это сделать. Причем пишет записку сам ребёнок. И когда он приходит в школу с этой запиской, никаких санкций за невыполненное домашнее задание нет. На мой взгляд, это все равно, что написать «Я тупой», и отнести это учителю. Высшая математика."

03 июня 2018, 08:42
Пользователь

Все школьные локальные сети на всех машинах установят единый поисковик. Все поисковые запросы идут через региональный сервер DNS, где обеспечена фильтрация и сервер управления образования, где лежат нужные файлы. Сейчас управление образования только перетирает бумаги и грузит школьную почту приказами. За фильтрацию прокуратура давит директоров школ, а не госпожу министра. И это все просто. Без базовой организации сети уже сейчас цифровой маразм. Уроки химии и физики вырождаются в медиа приколы Пушного и пр. А решать задачи учимся только на внеурочке. Там есть обратная связь и там нет "цифровых министров". Вы уже все школьные сайты превратили в оцифрованную показуху. Дети туда не заходят. Еще раз - не заходят вообще...Закройте школьные сайты и откройте один региональный сайт-сервер. Учите детей решать задачи в цифровой форме. Действуйте - покажите пример... = учитель физики=

01 июня 2018, 19:44
Пользователь

"....куратором, ориентирующим ребенка в соответствии с его запросами и приоритетами..." Говорите прямо, няньками для переростков. А запросы таких мы знаем: курнуть, бухнуть...

01 июня 2018, 19:40
Пользователь

"Учитель, действительно, должен, должен, должен, должен, должен, должен, должен, должен, должен, должен, должен, ........

01 июня 2018, 15:18
Геннадий

Вот у нас и появилась "Кремлёвская мечтательница"

01 июня 2018, 14:44
Лев

Вся это "цифровизация школ" есть попытка утопить и заболтать совершенно реальные проблемы школы: увеличение среди учителей процента пенсионеров, старение учителей, жестокая перегрузка и выгорание, бамаготворчество, многосменка и т.д. И вот эти, извиняюсь на жесткость, "загнанные лошади", будут цифровизировать? А им кто будет повышать квалификация? Такие же институтские старперы? Напомню: "Компьютер - это усилитель умственных способностей. Но глупость он увеличивает с ещё большим эффектом".

01 июня 2018, 14:35
Лев

Пока нагрузка учителя не установиться на одной ставке с цивилизованной зарплатой - всё это бред.

01 июня 2018, 13:12