«Школьная мафия» ворочает миллиардами, а учителя получают копейки

svpressa.ru

Плачевные итоги исполнения (точнее, неисполнения) «майских указов» президента. Зарплаты учителей в разных регионах отличаются в четыре раза — к такому выводу пришли в Конфедерации труда России. А правительство, похоже, вообще не представляет, чем, как и сколько сегодня зарабатывают его сограждане.

Врачи работают по 80 часов в неделю

Согласно подписанным президентом Владимиром Путиным сразу после инаугурации в 2012 году «майским указам», зарплаты бюджетников во всех без исключения субъектах России к 2018 году должны были вырасти.

Если на момент подписания указов, разрыв между средней зарплатой бюджетников и работников в частном секторе достигал 40−50%, то в 2018 году учителя школ, преподаватели колледжей и работники культуры должны были получать не ниже, чем в среднем по региону. А врачи, преподаватели вузов и научные сотрудники — вдвое больше.

Если верить официальным отчетам, зарплаты действительно выросли. Но ради этого приходится горбатиться на две ставки, а то и на двух работах. Об этом свидетельствуют, в частности, данные анализа, проведенного Институтом прикладных экономических исследований РАНХиГС.

При этом тарифы ЖКХ растут в два раза быстрее заработков граждан

По результатам опроса, проведенного экономистами среди педагогов России, 60% педагогов трудятся на одну или две зарплатные ставки. 47% имеют еще и другую работу помимо преподавательской (в селах есть дополнительная подработка у 38% учителей, а в городах — у 56%).

Можно догадываться, что реальные цифры еще больше — ведь далеко не каждый педагог согласится рассказать социологу, что занимается репетиторством или, скажем, подрабатывает в частном центре. Боятся!

Кстати, очень похожие результаты по итогам 2017 года публиковал и Фонд независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека (Фонд «Здоровье»), который проводил опрос среди медработников.

Оказалось, что более, чем на одну ставку трудятся 73% российских врачей (причем каждый десятый — на две ставки). Можете подсчитать, сколько времени он вынужден проводить в больнице, учитывая, что одна ставка врача составляет 39 часов в неделю (согласно Трудовому кодексу). Две ставки — это почти 80 часов…

Зарплаты педагогов: сказка, а не правда

О каком вообще качестве преподавания в школах или врачебной работы стоит говорить?! Педагоги и доктора горбатятся с утра до ночи — в буквальном смысле. Без перерывов, а порой и без выходных. И все, чтобы получить копеечную зарплату.

А о том, что она во многих регионах остается копеечной, свидетельствует еще одно исследование — его провели Конфедерация труда России (КТР) и профсоюз работников образования «Учитель». Результаты представили на экстренно созванном заседании президентского Совета по правам человека.

Правозащитники за голову схватились, слушая выступавшего на заседании учителя, кандидата исторических наук Ирину Канторович. Она рассказала, что сегодня зарплаты определяют вовсе не органы управления образованиям… а сами администрации школ.

Такое право им дала «Новая система оплаты труда»: помимо базового оклада для сотрудников существуют стимулирующие надбавки, которыми и распоряжаются произвольно директора. Приближен — зарабатываешь больше.

Получаются казусные ситуации: зарплата педагогов с одним стажем и с одной нагрузкой может отличаться в три-четыре раза. Привела Канторович и конкретные примеры, когда водители или секретарши директоров в школах получают больше, чем опытные педагоги. А начинаешь качать права — тебя увольняют (примеров по России тоже предостаточно).

На стимулирующие выплаты (которые опять-таки распределяются среди «избранных») идут и средства от коммерческой деятельности, а также деньги, сэкономленные при выполнении госзадания. Распоряжается ими опять-таки руководство школы!

Оно же и определяет, какую часть средств направить на зарплаты, а какую — на материально-техническое снабжение. Неудивительно, что директора сейчас массово зарабатывают (за счет дополнительных секций и кружков), зато экономят на самом необходимом — вплоть до коммуналки. «Сверхдоходы» опять-таки распределяют ближнему кругу в виде стимулирующих выплат. И ведь все это абсолютно законно!

Когда же директора школ отчитываются перед своими Министерствами образования (а те — перед Москвой), то смело включают в «среднюю зарплату» оклады как рядовых педагогов, так и руководства. Отличаются же они порой в полтора-два раза. Зато в целом картина по России получается очень благостная…

Порочна и сама система определения зарплат учителей. Ее реальный размер зависит от дополнительных «опций», которые учитель согласится на себя взять (классное руководство, проверка тетрадей, заведование кабинетом, работа с родителями, разработка дидактических материалов). А вот главная задача учителя — непосредственное ведение уроков — оценивается ниже МРОТ!

Эксперт: сбережения тают, жить приходится в кредит

Что вообще происходит сегодня с доходами россиян? Представляет ли правительство, как реально зарабатывают его сограждане? Эти вопросы «Свободная пресса» задала нашему постоянному эксперту, финансовому аналитику Артему Дееву:

— На фоне падения банковских ставок и сокращения маржинальности (прибыльности) бизнеса происходит увеличение доли таких доходов как зарплаты, пенсии и иные социальные выплаты.

Но и постепенно увеличивается расслоение — возрастает доля (по опросной самооценке) как бедных, так и богатых — новые пики за последние пять лет. И это характерный общий тренд за прошедшее с кризиса 2008 года время.

Бедные слои населения оказываются под давлением растущей налоговой нагрузки и сокращающихся бюджетных расходов (не только в России). Зато владельцы ценнобумажных активов получают дополнительную прибыль, связанную с положительной переоценкой стоимости активов и капитала.


Где новое правительство намерено найти 8 триллионов рублей, чтобы выполнить все обещания

Кроме того, сокращаются сбережения населения. И здесь, помимо расходования запасов на текущие нужды, надо учитывать еще один феномен — дрейф поведенческой модели в сторону «жизни в кредит».

Причем это не вынужденная мера, а нормальный формат, по образцу европейской и в большей степени американской модели (в США сбережения в принципе могут колебаться на уровне 4−5% - и это будет считаться нормой).

А вот что касается «теневого» сектора экономики, то возможностей для его увеличения становится все меньше. Это связано с проводимыми изменениями в налоговых технологиях, благодаря чему мы видим собираемость.

Усложняется процесс получения наличных, издержки «серых» схем в целом растут, и они становятся все менее выгодными на фоне упрощения административных процедур для бизнеса.

Развернуть этот тренд может либо резкий рост налоговой нагрузки (а этого, как обещает Минфин, вроде бы не должно произойти в нормальных условиях), либо резкое ухудшение общей макроэкономической ситуации, причем не только внутри России.

Пессимистичные прогнозы высказал в интервью «Свободной прессе» и член Совета по взаимодействию с институтами гражданского общества при председателе Совета Федерации Евгений Корчаго:

— Доля «серых» доходов в России очень высока, что обусловлено несколькими факторами. Во-первых, сами работодатели не спешат официально оформлять работников, так как это приводит к увеличению расходов. Система выявления этих нарушений (как и профсоюзы), фактически не работает.

Во-вторых, многие работники не хотят платить налоги, что вызвано, в том числе, общим низким уровнем доходов населения. Учитывая, что 13% для многих — это серьезная потеря в зарплате, эта тенденция пока вряд ли изменится.

Что касается бюджетников, повышение им зарплат — не такая повсеместная мера, как об этом заявляли чиновники. Например, уровень доходов повысился не у всех врачей, а только у определенных категорий. То же самое с учителями. Не говоря о том, что многие бюджетники так и не получили существенного повышения зарплат — работники ФССП, судов и т. д.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Комментарии
Лев

Правительство продолжает вешать среднюю лапшу на уши учителям и медикам. И ВСЕ это лапшу кушают и обсуждают. Установить расценки за урок/час не желают, потому что водичка сразу просветлеет и ловить в ней рыбку будет труднее. Правительству это надо?

29 мая 2018, 17:29
Пользователь

О чем вы говорите? О каком образовании? В Гимназии, где я работаю во время уроков проводятся конкурсы, фестивали, семинары, репетиции, фотографирование, праздники, военные и медицинские сборы и пр. Уроки обязывают записывать, чтобы было 100% выполнение программы, а знаний то нет. Всю начальную школу дети пропели, проплясали, пришли в 5-й класс, не только задачу решить не могут, прочитать и понять ее смысл не в состоянии. Зато вся администрация и директор Почетные работники образования.

29 мая 2018, 15:29
Пользователь

У меня 30 лет стажа, высшая категория, множество грамот от АСОУ, конкурс "Учитель года", 8 выпусков. Заработала пенсию в 10500 рублей. Устала от всего того, о чём сказала ниже Татьяна Щукина. Я просто плюнула и ушла из школы. Ни разу не пожалела! Думала, что будет тянуть назад, ан нет!!! Даже думала попробовать себя в частной школе. Хорошо, что не пошла туда! Там творится ещё бОльший бардак! Будете, вообще, всех "облизывать" с дурацкой улыбкой. Теперь работаю 2/2 в совсем другой организации. Очень довольна! Ничего не болит, ничего не надо проверять, писать отчёты, никому ничего не должна. И, Слава Богу, не вижу ленивых учеников и их "яжематерей". Мне 50 лет, теперь поняла, что главное семья, а не работа. Можно сказать, только начала жить.

29 мая 2018, 09:34
Пользователь

Никогда не работал в школе. Работал в дополнительном образовании,при Брежневе в доме пионеров вел кружки авиа-судо-моделирования. После вынужденного перерыва, под конец трудовой деятельности,вновь вернулся уже в ЦДТ и практически поднял забытый моделизм в нашем районе. Первое,с чем столкнулся -это поразительная разница в подготовке учеников школами. Я занимался спортивным моделизмом-это техническое /инженерное/ направление. Здесь требуются знания-физики,математики,черчения и обязательно трудовые навыки-работы с инструментом по дереву, по металлу и др. Приходят дети,не умеют работать ножом,лобзиком,напильником простой линейкой! Мальчик из 4-го класса на вопрос: сколько миллиметров в сантиметре-отвечает 6. Без калькулятора посчитать -не могут. Редкий случай ,когда родители заполняют такой провал в обучении. Никто не будет спорить ,что стране нужны инженеры, конструкторы ,рабочие-станочники и множество других профессий связанных с техникой. Получается ,что руководители образованием этого не знают /а может не хотят знать/ .Юрий Тихонов.

29 мая 2018, 04:16
Пользователь

Складывается впечатление, что руководство страны не подозревает о реальном положении дел внутри каждого направления. Правая рука не знает , что творит левая.Печально, что образованием руководят люди, не знающие структуру дошкольного и школьного образования, ёё чаяния. Что знает ректор политехнического института о проблемах школы? Почему сокращаются часы по предметам? Что такое 1 ч биологии? Географии? Отсутствие черчения в учебном плане?Отсутсвие астрономии? Наводнили проверочными работами ВПР, ККР. когда учить, какие ВПР, при одном часе в неделю, когда и школьную программу надо успеть пройти. Объем такой, что любому всякое желание отобьет учиться, ученик хамит, хулиганит, но сделать никто ничего не может, только пальчиком можно погрозить, с8 двойками переводят, так как нельзя оставлять на второй год! Похоже, великие воспитатели, отменившие -второй год, если учащийся не освоил учебную программу, великие патриоты государства или великие комбинаторы.. Растет поколение , которое не желает в большинстве трудиться, ничего знать, делать, зачем? Итак переведут , до 9 класса можно прийти со всеми двойками, зачем учиться? На уроке громко говорит, плевать хотел на замечание и учебный процесс, а что ему будет? Ничего. А учитель , если прося ученика не мешать , пожалуйста, не скажет может и вылететь с работы. На мой взгляд- развал образования -это отлично продуманная система реформ, где благими намерениями выложена дорога в ад. Ничего не производим, но все пишут бумажки-отчеты. Молодые нигде не нужны, так как всем нужны со стажем. А где его взять? Специалист с высоким разрядом всем нужен, но при этом учить его до этого разряда никто не хочет.Кругом одни продавцы с модным названием менеджер. Вот и спрашивает молодой человек с дипломом, я этой стране вообще нужен?

28 мая 2018, 18:40