Васильева осталась в кресле: что ждет школы

газета.ru
Ольга Васильева возглавит Министерство просвещения, выделенное из Минобрнауки. На своем посту Васильева будет заниматься вопросами общего образования: школами, лицеями, колледжами и техникумами. Университеты теперь отходят под контроль нового ведомства — Министерства науки и высшего образования. Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», поддерживают разделение ведомства на две части — по их мнению, последние годы Васильевой было «не до науки и высшего образования».

Новоиспеченное Министерство просвещения возглавит Ольга Васильева, которая была на посту главы Минобрнауки последние два года. Ее кандидатуру — вместе с другими претендентами на должность вице-премьеров и министров — в пятницу, 18 мая, предложил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

Выслушав его, президент России Владимир Путин отметил, что все предложенные лица — «люди известные, с хорошим опытом работы, хорошо зарекомендовавшие себя». Президент одобрил все кандидатуры премьера и подписал соответствующий указ об их назначении.

Медведев, в свою очередь, пообещал в ближайшее время представить всех новых министров коллективам их ведомств.

Минобрнауки поделили пополам

Накануне Владимир Путин подписал указ о разделении нынешнего Министерства образования и науки на два отдельных ведомства: Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. Проект структуры нового правительства ему представил Дмитрий Медведев.

Теперь за школы, лицеи, колледжи, техникумы и дополнительное образование будет отвечать отдельная структура. В ее компетенцию войдет обучение детей и взрослых, воспитание, опека и попечительство, социальная поддержка и защита обучающихся.

Второе ведомство будет отвечать за высшие учебные заведения и развитие науки в целом. В частности, оно будет заниматься развитием наукоградов и научных центров, сферой интеллектуальной собственности, а также соцподдержкой и молодежной политикой.

Медведев считает, что подобная реформа «позволит лучше сконцентрировать наши возможности по развитию и одной системы образования, и другой системы образования».

Научный руководитель по лицейским программам НИУ ВШЭ Наталия Любомирская считает логичным разделение министерства. «Когда у нас произошло слияние двух министерств, Министерства науки и Министерства просвещения, про существование школы вообще забыли. Внимание концентрируется на чем-то одном.

Когда же на пост пришла Ольга Васильева, было вообще не до науки и высшего образования. Она обращала внимание только на школу и пыталась там все выстроить по своему усмотрению.

А до нее были люди из высшей школы — они, соответственно, относились к школам как к подсобному хозяйству», — рассказала она «Газете.Ru».

Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков уверен, что объединение общего среднего образования с высшим привело к росту бюрократизации в системе, а также к снижению качества образования.

«Падал уровень научных разработок. Это привело к образованию Федерального агентства научных организаций (ФАНО). При этом многие ученые были недовольны этой реорганизацией», — отметил он.

По его мнению, градус недовольства объединенным министерством дошел до своего предела.

«Президент прислушался к мнению опытных экспертов. Это дошло и до главы правительства Дмитрия Медведева. Все-таки система среднего образования — это отдельная отрасль. Для высшей профессиональной науки нужен другой организационный уровень. Объединять их нельзя. Сотрудничать между собой они, естественно, должны», — заявил эксперт.

Директор московской школы №1561 Валерий Пазырин сообщил «Газете.Ru», что разделение Минобрнауки не сильно повлияет на работу школы. «Министерство фактически не руководит школами — этим занимаются учредители, которыми являются или муниципалитеты, или региональные органы управления образования, как, например, в Москве — департамент образования. Поэтому каких-то перемен в связи с этим для функционирования школы я не предвижу», — рассказал он.

Чем займется новое министерство

Министерство просвещения будет отвечать за воспитательную, просветительскую работу, а также взаимодействие с населением, отметил Сергей Комков.

«Кроме того, важна работа с родителями, которые до недавнего времени были исключены Минобром из системы образования. Они «числились» в непонятной социальной сфере, а конкретной работы с ними никто не вел. Ее было тяжело организовать в рамках такой огромной структуры, как Минобрнауки. Поэтому этим будет заниматься как раз Министерство просвещения», — считает президент Всероссийского фонда образования.

Ранее Путин подписал «майский указ», который включил ряд поручений, следующих за его предвыборными обещаниями. Там он обозначил необходимость повышения мотивации школьников к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.

Кроме того, президент указал правительству совершенствовать методы обучения предметной области «Технология». Предположительно, она войдет в компетенцию именно Министерства просвещения.

Директор московской школы Пазырин считает эту часть указа президента очень важной. По его мнению, методика преподавания информатики и технологии в значительной мере должна быть пересмотрена.

«Эти предметы дают хорошую базу для дальнейшего профессионального роста человека. Мы также стараемся переоснащать школы, чтобы уроки технологии и информатики не только служили базой профессионального самоопределения школьника, но и давали практические умения. Важно, чтобы внутри школы у ребенка была возможность применить знания, попробовать сделать что-то руками — через мастерские, лаборатории», — констатировал он.

Эксперты отмечают, что при разделении Минобра на два ведомства возник вопрос, какое министерство будет регулировать деятельность лицеев и гимназий при университетах. Любомирская пояснила, что они функционируют по специальным подзаконным актам.

«Сначала идет закон «Об образовании», который является обязательным, а дальше — устав университета. Так же, как «Сколково», где сейчас собственные законы и правила. Поначалу у лицеев при НИУ ВШЭ были проблемы из-за недостаточного количества подзаконных актов. Например, ученики с трудом получали «социальные карты москвича». Но это напрямую не связано с наличием одного или двух министерств. Потому что главенствующим является федеральный закон об образовании», — заявила эксперт.

Как и хотела

Министр сама была недовольна объединением двух образовательных ведомств, заявил Комков. «Я довольно часто встречался с Ольгой Васильевой.

Могу отметить, что ей очень не нравилось существование такого конгломерата, как Минобрнауки.

Она, насколько я понимаю, как раз была и сейчас является сторонницей выделения Министерства просвещения», — отметил Комков.

По мнению эксперта, переназначение Васильевой не скажется отрицательно на системе среднего образования. «Она сторонник такого эволюционного развития — то есть поэтапных изменений, возвращения к тем лучшим традициям, которые у нас существовали. Может быть, за это ее и критикуют — требуют более резкого перехода. Однако порой высокая скорость реформ может обернуться серьезными последствиями», — уверен он.

Не исключено, что Васильева поднимет тему отмены ЕГЭ, убежден Комков. «Отмена может быть не резкой и единовременной, а постепенной, поэтапной. Васильева тоже идет к тому, чтобы все-таки убрать тестовую систему итоговой оценки знаний. Она хороша как промежуточная, но как итоговая форма экзаменов ЕГЭ не годится», — сообщил специалист.

Он напомнил, что оценку знаний с помощью тестов ввели в США еще в конце 60-х годов. «Это фактически привело к полному крушению всей системы образования к концу 80-х годов.

Васильева понимает несостоятельность этого подхода, однако отменить тесты революционным путем пока сложно.

Много людей убеждены, что это удобно — сдал итоговый экзамен за курс школы и тут же поступил в университет. Переубеждать придется многих. Министр хочет сделать это аккуратно», — объяснил президент Всероссийского фонда образования.

Директор московской школы Пазырин, наоборот, считает, что отмена ЕГЭ не решит проблемы. «Если вместо него будет что-то более совершенное — это одна история, а если вернут тот экзамен, который был 15 лет назад, то я, конечно, против», — объяснил он.

В свою очередь, Наталия Любомирская отметила, что министр Ольга Васильева наводила в министерстве «свой порядок». «На мой взгляд, это смешно — с 1-го по 11-й класс вводить обязательную астрономию. По ФГОСу должен существовать выбор предметов, там общее количество предметов сокращается», — подытожила она.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Хотите узнавать первыми обо всех изменениях, касающихся
жизни учителей? Подписывайтесь на наш инстаграм ЗДЕСЬ

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Комментарии
Пользователь

Ничего хорошего в образовани не будет. В образовании 34 года. В августе 2017 г исполнилось 55 лет, Почетный работник образования РФ, администрация Гимназии, в которой я работаю 24 года публично не поздравила меня с юбилеем, а Почетную грамоту, которая была подписана Департаментом образования стыдливо подложили спустя 7 месяцев в марте 2018г. Дальше, "смешнее" оказывается деньги в коллективе мне на юбилей собрали, но они пошли на похороны учителю-пенсионеру (М. Зощенко отдыхает). В нашей Гимназии актовый зал на 4 этаже, а кабинет математики под ним на 3 этаже, так вот проводить уроки математики невозможно. В начале, в середине, в течение учебного дня, вместо того, чтобы учиться у нас активно проходят внеурочные и внеклассные мероприятия для учащихся - семинары, праздники, фестивали, конкурсы, репетиции спектаклей и танцев, спектакли, фотографирование и пр. Все это сопровождается шумом, топотом, громкой музыкой, возней стульев и пр. Работать в такой шумной обстановке невозможно, директор бездействует, завучи единогласно ссылаются на новые формы работы во время уроков и сожалеют о том, что такой "красивый" актовый зал будет простаивать во время учебного процесса. О других участниках образовательного процесса никто не думает, рядом с залом 4 учебных кабинета и под ним столько - же, это более 200 учащихся за один урок, а у нас мероприятия длятся по 1-3 часа. Администрация Гимназии не соблюдает и не собирается соблюдать нормы СанПИн по шуму, Закон "Об Образовании", положение "Об Охране труда". На последнем пед.совещании в апреле 2018г. на мою очередную просьбу "Уважать всех участников образовательного процесса" последовало от одного из завучей публичное оскорбление "Как хорошо, что Вас по субботам нет в школе, мы все отдыхаем", а далее угроза "Вас надо перевести в другой кабинет ". В этом году выпускаю два 11-х класса - физико-математический и гуманитарный, подготовка разная у одних профиль, у других база. Очень переживаем за результаты ЕГЭ с ребятами и родителями, а тут еще никаких нормальных условий для учебы.

26 мая 2018, 23:34
Пользователь

ФГОС огромная глупость ,которая со временем отомрет.Если не будет возврата в старой школе т.е. к ЗУН.то ничего хорошего ждать не нужно. Любые знания требуют закрепления. Вступительные экзамены нужны с высшие учебные заведения (если ,конечно, не блатота и деньги вновь станут первыми при поступлении). А, Васильева ,да какая разница кто будет Иванов,Петров,Козлов .На Руси говорят "Рыба гниет с головы" Сегодня у моего класса и у меня был " Последний Звонок" и я рада ,что ухожу из этого ада.Мой стаж педагогической работы 50 лет,но такого безобразного отношения к учительству еще не было.Так и хочется сказать:" Одумайтесь,остановитесь нельзя так больше продолжать"

24 мая 2018, 12:13
Пользователь

Меньше всего надо думать о форме экзаменов. На данный момент, во всяком случае. Надо думать о том, как свернуть слияния школ, о возвращении им автономности, об улучшении учебной дисциплины в образовательных учреждениях. Надо свернуть весь этот "праздник непослушания" буйным цветом распустившийся в школах. Свернуть к лешему критерий оценки качества работы учителя по победам в олимпиадах одного-двух учеников из класса.

23 мая 2018, 22:18
Пользователь

Может ничего плохого и небудет, но и хорошего то же...Печально.

23 мая 2018, 20:40
Пользователь

Самым лучшим было бы отделить среднее образование Наталии Любомирской и, вообще, от ВШЭ. Еще лучше было бы собрать ВШЭ и отправить на Марс, так как Луна близко и они могут быстро вернуться. Благодаря этим прихвостням Госдепартамента США в нашей стране успешно похоронили лучшую в мире систему образования. Васильева - самое минимальное зло для школы. Но все-равно зло, т.к. не сможет удалить эту про уже проросшую митостазами махровой бюрократии ситему, где на ребенка и его индивидуальность наплевать всем, кроме родителей.

21 мая 2018, 17:47
Пользователь

Нет научных сообществ, нет науки, нет педагогики и этики в школах также не будет. Сегодня ученики приходят в школу чтобы убивать: одноклассников, попавших случайно под пули и нож учеников и конечно преподавателей. Некоторые убийства снимают на видео и выкладывают в интернет.
Достаётся и родителям — восьмиклассник в Миассе, за то, что не разрешили включить комп, убивает маму (19 ножевых ударов), тяжело ранил папу (9 ножевых ударов). Обеспеченная семья, единственный сын, ездил от школы на олимпиады.
В 2016 году на уроках физкультуры погибли (были убиты словом и отношением) 211 учеников. Это были дети, которых допустили к занятиям по физкультуре.. Васильева стала опасной для граждан России

21 мая 2018, 14:40
Лев

Теперь она вместо 3 ставок будет работать на одной. Т.е. освободившиеся 2/3 её мозга будут думать о школе, а не о синхрофазотроне.

21 мая 2018, 10:40
Ольга

ничего хорошего, к сожалению, не ждёт...всё хуже и хуже...

21 мая 2018, 06:17
Пользователь

Васильева такая же пустышка, как все ее предшественники!!!

20 мая 2018, 19:02
Пользователь

Информация позитивная. Надо усилить обратную связь между преподавателями и министерством. Местные комитеты по образованию напридумывали массу всякой глупости в образовательном процессе (отсебятины) и она своими ненужными излишествами топит образование как таковое. От этой местной бюрократической декоративности надо избавляться

20 мая 2018, 12:07