Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
Ввела астрономию и шахматы, но не вышло с трудовым воспитанием и устным ЕГЭ
После инаугурации президента всё правительство, включая министра образования, ушло в отставку. Пока мы ждём новостей о новом кабинете, мы вспоминаем пройденное. Ольга Васильева вступила в должность 19 августа 2016 года. За это время она обещала вернуть в школы трудовое воспитание и астрономию, а ещё разобраться с натаскиванием на ЕГЭ и принять новые ФГОС. «Мел» выяснил, что министру удалось изменить, а что так и осталось в планах.
1. Вернула астрономию в школы
В сентябре 2016-го Ольга Васильева заявила о намерении вернуть астрономию в школьную программу в качестве отдельного предмета. Однако было неясно, откуда взять часы и по каким учебникам её учить. Сначала министр образования говорила, что часы на астрономию возьмут из второго иностранного языка: «У нас есть 250 часов на второй иностранный язык. Второй язык, если это не языковая школа, во многом профанация. Дай Бог, чтобы у нас один иностранный хорошо преподавали. Так что я смело два часа заберу — один в 10-м классе, другой час — в 11-м».
Затем схема введения предмета поменялась: теперь на него решили не выделять дополнительные часы, и читать курс в рамках школьной физики. Рекомендованный учебник — Борис Воронцов-Вельяминов и Евгений Страут «Астрономия. 11 класс. Базовый уровень».
Что в итоге. В 2017/18 учебном году астрономию действительно ввели в российских школах. Её преподают учителя-физики в 10-11 классах.
2. Ввела (почти) шахматы в начальную школу
Летом 2017-го Ольга Васильева предложила ввести в школах занятия по шахматам. Тогда предполагалось, что они должны проходить во внеурочное время и быть бесплатными. Через несколько месяцев, выступая в Совете Федерации, министр образования сказала, что в ближайшие два года шахматы введут как обязательный предмет в начальной школе: «Мы планируем ввести [обязательные занятия по шахматам] в ближайшие два года, может, даже со следующего года, с 1 по 4 класс один час в неделю».
Что в итоге. В марте 2018-го Департамент образования Москвы и фонд «Шахматы в школе» разработали программу преподавания шахмат в школе. Она рассчитана на четыре года и может быть в двух вариантах: вместо третьего урока физкультуры или как внеурочная деятельность.
Сейчас учителя из Москвы и регионов проходят переподготовку, чтобы преподавать шахматы. По словам Васильевой, «программа очень простая, она построена таким образом, что учитель любого возраста может сам, используя методические рекомендации, научить ребёнка играть в шахматы».
3. Приняла новые образовательные стандарты для начальной школы (и почти для средней)
О небходимости обновить федеральные образовательные стандарты и «наполнить их содержанием» Ольга Васильева говорила ещё в 2016 году. Кроме того, после введения новых ФГОСов должны были сократить количество учебников: «Нам нужно создать стандарт по каждому предмету. Не больше трёх линеек: основная, базовая и углубленные предметы».
Что в итоге. В марте 2018 года на закрытом заседании Совета Минобрнауки России приняли новые образовательные стандарты для начальной школы. ФГОСы для средней школы вызвали много вопросов, поэтому их решили отправить на доработку.
4. Начала передачу школ от муниципальных властей региональным
На одном из заседаний комитета Госдумы по образованию и науке Ольга Васильева анонсировала реформу, цель которой — передача школ от муниципальных властей региональным. По мнению министра, такая реформа поможет привести образовательные программы во всей стране к единому федеральному стандарту.
«Я позволю себе такой термин произнести — „государственные школы“. То есть возвращение школ в государство и выстраивание государственного управления, потому что сейчас школы вне государственной опеки и заботы».
Что в итоге. Масштабную реформу решили начать с пилотного проекта, в котором будут участвовать 16 регионов. В Самарской, Астраханской областях и Санкт-Петербурге реформа уже началась.
5. Сделала обязательной защиту диссертаций в аспирантуре
В сентябре 2016 года на встрече с ректорами Волгоградской области Ольга Васильева заявила, что защита диссертаций должна стать обязательным условием выпуска из аспирантуры: «Без этого веер аспирантов никому не нужен».
Что в итоге. Ровно через год министр образования сказала, что положение об обязательной защите диссертации принято. Теперь «любая аспирантура заканчивается защитой диссертации».
6. Изменила приём поступления на целевое обучение
В 2013 году в России ввели модель целевого обучения, по которой между студентом и работодателем заключается двусторонний договор, регламентирующий права и обязанности сторон. По мнению Ольги Васильевой, в этой модели были недостаточно чётко прописаны условия взаимодействия между участниками программы.
Чтобы повысить эффективность целевого приёма, она предложила ввести модель обучения с трёхсторонним договором между вузом, заказчиком (работодателем) и абитуриентом. По этому договору, после окончания вуза студент обязан как минимум три года работать в организации, которая оплатила его учёбу.
Что в итоге. В марте 2018 года Минобрнауки представилозаконопроект с новыми правилами целевого приёма в вузы, и Госдума приняла его в первом чтении.
7. Увеличила количество бюджетных мест по специальности «теология»
Теологию признали научной дисциплиной не так давно — в 2015 году. Год назад протоиерей Павел Хондзинский даже защитил первую в России диссертацию по теологии. Тогда же подписали приказ, согласно которому в России появятся кандидаты и доктора теологии, а Васильева пообещала увеличить количество бюджетных мест.
Что в итоге. На первой Всероссийской научной конференции «Теология в гуманитарном образовательном пространстве» Ольга Васильева подтвердила, что 2018–2019 годах количество бюджетных мест по специальности «теология» увеличится почти вдвое.
«В этом году мы выделили на бакалавриат 279 мест, на магистратуру — 180, 16 — на аспирантуру. В 2018–2019 годах — уже 632 места. Этот процесс будет развиваться и дальше».
8. Приостановила процесс объединения вузов
Бывший министр образования Дмитрий Ливанов в 2015 году начал масштабную реформу по реорганизации вузов. Почти сразу после вступления в должность Ольга Васильева объявила о прекращении объединения вузов до тех пор, пока министерство не разберётся в каждой конкретной ситуации.
Что в итоге. Через год после этого заявления министр образования отменила указ о реорганизации Государственного университета управления (ГУУ), который должен был войти в состав Московского государственного юридического университета (МГЮА). При этом через некоторое время подписала приказ об объединении Кемеровского технологического института пищевой промышленности (КемТИПП) и Кемеровского государственного университета (КемГУ).
9. Ввести устную часть в ЕГЭ по русскому языку
Глава министерства ещё в сентябре 2016 года заявила о своём желании ввести в ЕГЭ по русскому языку устную часть, если её апробация в 9 классе пройдёт успешно. «Если всё пойдёт так, как мы предполагаем по 9 классу, то в следующий год будет устная часть ЕГЭ по русскому языку».
Через несколько месяцев сроки введения устной части сдвинулись на два года. Теперь Васильева утверждала, что ЕГЭ по русскому языку изменится в 2019 году. «В этом учебном году появляется устная часть в 9 классе, через два года устная часть появится в русском в 11 классе, соответственно. Тестовой части практически нигде не осталось», — сказала она.
Что в итоге. До сих пор официальных распоряжений и документов, которые бы подверждали введение устной части в ЕГЭ по русскому языку, нет.
10. Наказывать за натаскивание детей на сдачу ЕГЭ
Министру образования не нравилось, что в погоне за хорошими баллами многие школы натаскивают детей на тесты ЕГЭ. Поэтому в 2016 году она пообещала наказывать руководство школ и региональное начальство, если узнает, что в их школах есть такая практика.
«Я буду очень наказывать и региональное руководство, и руководство школ за так называемое натаскивание. Потому что я убеждена, если ребёнок проходит программу, то не надо бояться отвечать на те вопросы, которые у него стоят… Это неправильно, когда директор школы говорит, что я буду наказывать, если у вас будет плохой ЕГЭ. Наказывать его буду я», — заявила Васильева.
Что в итоге. Прошло два года, но этого обещания она так и не выполнила. По словам московских директоров, случаев наказания школ за натаскивание на ЕГЭ не было. Это неудивительно — с самого начала учителя выражали сомнение в целесообразности этого решения.
«Что такое „натаскивать“ и кто будет определять: учит учитель программе или „натаскивает“? Наверное, нужно специальных уполномоченных подготовить, чтобы начать кошмарить уже не школы, а напрямую учителей? И где в такие уполномоченные с хорошей, надеюсь, зарплатой записаться?» — комментировал инициативу один из московских учителей.
11. Увеличить количество часов преподавания религии в школах
Ольга Васильева с 2002 года заведует кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при президенте РФ, работала в Центре истории религии и церкви РАН. Возможно, с этим связано то, что одной из первых её инициатив стало увеличение часов на предмет «Основы религиозных культур и светской этики», который преподают в 4 и 5 классах.
«Этот предмет, так же, как и многие другие, проходит очень длинную жизнь. Я думаю, что это будет обсуждаться, будет наверняка увеличиваться, продвигаться дальше. Уверена, что и учебники будут улучшаться. Важно развивать культурологическую направленность этого предмета. Вам любой теолог-религиовед скажет, что этот предмет не направлен на религиозное образование».
Что в итоге. Как ни странно, количество часов на этот предмет до сих пор не увеличили.
12. Ввести трудовое воспитание в школах
Министр образования планировала с 2017 года вводить программы трудового воспитания: «Я считаю, что без трудолюбия, без навыков, которым прежде всего мы обязаны семье и школе, без навыков трудиться ежечасно, ежесекундно, получать успехи от труда, мы не можем жить».
Более того, Ольга Васильева даже призывала директоров школ вводить часы трудового воспитания самостоятельно, не дожидаясь специальных распоряжений.
Что в итоге. 30 марта 2017 года законопроект о трудовом воспитании в школе был внесён на рассмотрение Госдумы, но летом Владимир Путин выступил против введения трудового воспитания в школы. «Полы мыть должны люди, которые за это деньги получают», — сказал президент. После этого законопроект ещё несколько раз обсуждался, но окончательного решения до сих пор нет.
13. Ввести обязательный ЕГЭ по истории и иностранному языку
Министр образования неоднократно заявляла, что хочет расширить список обязательных экзаменов, которые должны сдавать выпускники российских школ. Так, с 2020 года планировалось ввести обязательную сдачу ЕГЭ по истории: «В 2020 году вся страна будет сдавать историю. Потому что без знания истории невозможно двигаться дальше».
В 2022 году хотели ввести обязательный ЕГЭ по иностранному языку: «Страна готовится медленно, но верно к сдаче иностранных языков, в 2022 году сдача ЕГЭ по иностранному языку будет обязательной».
Что в итоге. Заявления Васильева сделала год назад, но официального решения по поводу расширения списка обязательных ЕГЭ до сих пор нет.
14. Сократить в 10 раз места в аспирантуре
В 2017 году руководитель Минобра предлагала сильно сократить количество мест в аспирантуре. «Аспирантура должна стать приоритетна, она должна действительно воспитывать исследователей. И это должен быть не поток 25 человек, должно быть два-три аспиранта на кафедре».
В итоге. Позднее в министерстве эту идею решили отложить, так что количество бюджетных мест в аспирантуре пока сокращать не планируют.
15. Установить предельный уровень нагрузки учителей
В интервью «Комсомольской правде» Ольга Васильева сказала, что министерство образования вместе с профсоюзами разрабатывает проект примерных положений по оплате труда работникам образования. «Будет введён верхний предельный уровень нагрузки», — сказала министр.
В итоге. Планировалось, что после введения этого ограничения на учителей уже не смогут «сваливать» по 40 часов в неделю. Хотя Васильева подчеркнула, что некоторые преподаватели могут сами захотеть взять на себя дополнительную нагрузку. Тем не менее, изменения в закон об образовании до сих пор не внесли — предельный уровень нагрузки учителей не установлен.
Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
Принимаю введение ещё одного обязательного предмета на ЕГЭ-это историю. И согласна с тем, что без знания истории сложно назвать человека образованным, но введение обязательным иностранного языка категорически против. И если уважаемый министр приводит пример, что во времена СССР сдавали и 7, и 5 экзаменов обязательных, то и подготовка к ним не была настолько масштабна. Не было так, что дети настолько боялись экзаменов. Иностранный язык и тогда был по выбору, но в 1990 году точно. Если это реформы и хотят что-то новое в образовательном процессе, ну тогда уж не оглядывайтесь назад, двигайтесь вперёд. Тогда время было другое, объём информации другой, требования к экзаменам другие... А то когда хотят приводят пример времени СССР зачем-то, зачем нам ориентироваться на то, чего давно нет! И дети сейчас в таком стрессе от ЕГЭ, как никогда не было от выпускных экзаменов времён Советского Союза
Если проанализировать её деятельность, то "хорошо" , за 1,5 года, для системы образования сделано много, главное остановлен плановый развал. Необходимо вернуться к системе образования СССР- 70 годов. Новое-это хорошо забытое старое, и история не раз это доказывала. Хотелось бы изменения переориентирования системы образования на учителей - хороший учитель залог того, что учащийся получит образование независимо от того хочет ли он или нет. Кроме повышения зарплаты с учителей необходимо снять дополнительные нагрузки не связанные с процессом обучения: дежурства, "повышения" квалификации, отменить документацию связанную с составлением планов и т. д. (для этого существуют целые отделы в образования), максимально снизить число "окон", для этого многого не надо - достаточно начать оплачивать, как за рабочие часы. Эти "нагрузки" сами исчезнут. Вернуть должности, освобожденных классных руководителей - это позволит создать необходимых резерв: в случае болезни, отпуска, позволит произвести отбор наиболее квалифицированных учителей.
при всех минусах Васильевой и ее либеральных взглядов это все-таки не Ливанов.ее сумели вписать в интересы России, хотя ее клановая группировка все равно остается антирусской.самое главное что надо ввести это минимальную з/п учителям не ниже средней по региону.именно МИНИМАЛЬНУЮ.предельный уровень нагрузки учителям установить на основе широкого опроса учителей.религиозные уроки однозначно убрать, нечего детишкам мозги промывать тем кто о Боге сам ничего не знает
1. Шахматы должны быть делом только добровольным. 2. Определяя предельный уровень часовой нагрузки на педагога, не забудьте обеспечить нормальной оплатой одну ставку. Например, чтобы заработать на сегодняшний день 27 - 28 тысяч в месяц приходится работать на 2 ставки и тянуть огромное количество организационной, статистической и прочей "бумажной " работы и при этом участвовать в куче конкурсов и мероприятий, которые разрабатывать и готовить приходится во внерабочее время. Практически. педагогу попросту некогда жить и воспитывать своих детей (если при таком режиме они вообще смогут их завести) А так как жить то - надо, то приходится жить - на работе. Ведь не секрет, что уйдя с работы, педагог дома садится работать за компьютер. И кстати, тот же компьютер , тоже надо на какие то деньги покупать.
Прошу понять меня правильно : я с большим уважением отношусь к верующим, национальным традициям и религиозным конфессиям. НО! У нас светское государство, поэтому : 1. Необходимо отделить государственное общее образование от любого религиозного присутствия. И тогда сразу найдётся время и средства не только для предмета астрономия, но и для нормального изучения той же истории или литературы. Изучение религиозных основ должно вестись добровольно , в том виде, в том месте и на те средства, которые собираются для этих целей теми, кому это надо. Но не за счёт бюджета. 2. Не нужно подменять понятие духовности религиозностью. 3. Религиозное обучение необходимо вывести за пределы государственных общеобразовательных учреждений. Для этого есть церковно-приходские воскресные школы и т.п. 4. Не тратить на обучение религиозным специальностям средства бюджета. Почему налоги тех, кто не относится ни к каким религиозным направлениям должны оплачивать не общеобщественные нужды? Одно дело просто исторический факультет или философский, другое дело - дополнительно к специализированным учреждениям , готовящим специалистов для религиозных направлений , содержащимся на средства тех, кому это нужно - у нас ведь много тех, кто обеспечивает экономику религиозных конфессий - создание в государственных учреждениях системы религиозного преподавания и обучения за счёт бюджета.
Считаю очень правильным вводить устный экзамен по русскому языку! Нужный экзамен.
Советую министру забыть про обязательный ЕГЭ по ин. языку. Это преступление, а не прогресс. И убрать религию из школ. А заодно и обучение попов за счет государства. По оплате труда умнее будет ставить вопрос о минимальной ставке учителя не менее 2 МРОТ. Единой по стране с ростом, зависящим в первую очередь от стажа, а потом только от званий и гос. наград.
Нормальный министр, делающий то, что должно. Не то что предыдущие гопники.
Что значит "запретить "натаскивать" на ЕГЭ"?! Да если я как учитель не буду знакомить учащихся с вопросами ЕГЭ по математике, претензии по ненадлежащей сдаче экзамена моими подопечными предъявят мне и учащиеся, и их родители, и администрация ОУ одновременно! Последствия для учителя не заставят себя ждать: уменьшат и нагрузку, и с аттестацией возникнут проблемы! Поэтому как работала, то есть прорешивала с учениками задачи ЕГЭ из открытого сегмента ФИПИ, так и в дальнейшем буду поступать!!!