От отчета до отчета. Как наше образование на ноль умножили

Вера Речковская / newizv.ru

Бюрократическая трясина медленно, но верно затягивала наше школьное образование на протяжении последних лет, пока в этом болоте не погрязли все без исключения.

На вопрос «что происходит с российской средней общеобразовательной школой?» есть один простой ответ: она утонула. Утонула в многочисленных отчетах, мониторингах, скорингах, всевозможного рода планах, справках и снова отчетах, единственная цель которых — составить на их основе новый отчет. Эта бюрократическая трясина медленно, но верно затягивала наше школьное образование на протяжении последних лет, пока в этом болоте не погрязли все без исключения.

 

Десятилетиями учителя играли ключевую роль в качестве школьного обучения. Именно от них — от их таланта, подачи материала, - зависело, как хорошо дети усвоят программу, с какими знаниями выйдут из школы, смогут ли без репетиторов и дополнительных занятий поступить в вуз. Люди, которые стремились дать своему ребенку хорошее образование, в первую очередь старались подобрать школу с сильными педагогами. Ведь учителя были той системообразующей силой, которой измерялось качество и престиж того или иного образовательного учреждения.

 

Теперь эта сила помножена на ноль. Сегодня роль учителя в предоставлении знаний ученику свелась до минимума - на это просто нет времени. Учитель живет от отчета до отчета, от подготовки детей к тесту «Московского центра качества образования» (МКЦО) до подготовки к Всероссийской Проверочной Работы и пресловутому Единому государственному экзамену (ЕГЭ). А чтобы получать достойную зарплату, вынужден брать на себя еще и дополнительную административную нагрузку.

 

В результате производство отчетов и других очень важных (с точки зрения наших чиновников) бумаг стало основной работой учителя. Он стал классическим бюрократом, чья задача — показать другим бюрократам хорошую статистику в виде успеваемости учеников. Вот и весь образовательный процесс. О воспитании, творчестве, наставничестве, поиске нестандартных подходов к ученикам, раскрытии их талантов здесь речь уже не идет — эти вещи теперь находятся на периферии учительского внимания. Время этим прежде основным процессам уделяется по остаточному принципу.

 

В погоне за отчетностью была потеряна связующая нить между учителем и учеником. Ребенку не интересно идти в школу, а погрязший в бумагах учитель не может заинтересовать ребенка, так как ему некогда и не хочется об этом даже подумать. Поэтому сегодня обучение в стандартной средней школе - это муторный и не интересный ни одной из сторон процесс.

 

Другая жертва новых реалий — институт второгодничества, один из немногих действенных инструментов воздействия на неуспевающих учеников. Руководство школы заинтересовано в благополучных показателях сдаваемых отчетов еще сильнее самого учителя. Современных отстающих детей больше не пугают, что оставят их на второй год, а просто переводят их в следующий класс, даже если они этого не заслужили. Нетрудно догадаться, что подобная практика уничтожает мотивацию не просто учиться хорошо, а учиться вообще, и не только у самих двоечников, но у всего класса. Ведь если нет разницы, то зачем делать уроки?

 

Изменить ситуацию могли бы мы, родители — ведь это наши дети недополучают знания (а точнее, получают никакое образование). Но роль родительских комитетов сегодня тоже нивелирована, сведена на нет. Да и сами родители в большинстве своем не горят желанием погружаться в детали образовательного процесса, что позволяет учителям оставаться на своей волне. 

В сегодняшней средней российской школе такая ее функция, как воспитание личности, отсутствует как класс. Развитие самостоятельности, творческого мышления — тоже. Не существует по сути ни индивидуальных проектов, ни групповых работ. Все школьные выставки, опять же, делаются в первую очередь для отчетности. Их экспонаты — наспех сделанные родителями учеников поделки, а не результат самостоятельной реализации проекта ребенком. Но зато по бумагам у нас все хорошо: выставку провели, деньги освоили, галочку поставили.

 

Даже хорошие и нужные начинания не могут пробиться через эту бюрократическую трясину. За последние годы было много сделано для оснащения классов хорошим и дорогостоящим оборудованием. Отчеты вышли на загляденье — школы оборудованы современной техникой, теперь-то заживем! Но многое из этого оборудования просто пылится, так как сами учителя не умеют им пользоваться, а на многие новшества, доступные с такой продвинутой техникой, банально нет времени.

 

Проблему перегруженности учителей бумажной работой не раз выносили на самый высокий государственный уровень. Много раз с разных трибун мы слышали призывы освободить преподавателей от этой работы. Еще в 2012 году свеженазначенный министр образования Дмитрий Ливанов обещал, что число отчетов и бумажек, которые вынуждены заполнять учителя, обязательно будет сокращено. С тех пор успели сократить и самого Ливанова, а воз и ныне там. И с каждым годом ситуация становится только хуже.

 

Образовательная система сделала серьезную ставку на цифры и статистические данные, и весьма преуспела в этом. Но за этим потоком она упускает самое главное - индивидуума, ради которого и создавался институт знаний. Очень бы хотелось, что бы у нашей образовательной системы произошел прорыв в понимании духовной личности ученика и его натуры. Ведь идеальный учитель — не бюрократ с отчетностью, но тонкий психолог, каждый в своей области. Учитель, каким он должен быть — это наставник, проводник в мир удивительных знаний, который дарит нашим детям возможность видеть мир ярче и шире. Это тот человек, который видит проблемы каждого ребенка и корректирует их. Помогает раскрыть способности, реализовать творческую сторону. А не отбывает номер просто так, для галочки.

 

Ведь дети - это цветы жизни. Так пусть у них будет возможность цвести и радовать взгляд окружающих.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Пользователь

Я работаю учителем начальных классов уже 18 лет и могу с уверенностью сказать, что в школе не требуют никаких отчетов от учителей! Это какой-то миф. Администрация видит всю необходимую информацию, в том числе и статистическую, в электронном журнале, который автоматически считает процент качества успеваемости и обученности каждого ученика и класса в целом. По-моему совершенно очевидно, что система полностью поменялась!

15 июня 2018, 14:34
Пользователь

Полностью согласна с автором.

16 мая 2018, 00:52
Геннадий

Очередное бла-бла-бла ни о чём.

04 мая 2018, 13:16
Пользователь

да какая разница, что вы там на уроках делаете. ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ЭТО ВСЕ БЫЛО ПОД (дорогим) КОНТРОЛЕМ.

30 апреля 2018, 20:29
Галина

А мне сейчас придется задуматься о фонде оценочных средств (звучит-то как сурово!), наполнить его соответствующим содержанием с учетом предполагаемых критериев, нужных не школе, а проверяющим! Необходимо будет учесть и требования, предъявляемые к ЗУН учащихся на ГИА (ОГЭ, ЕГЭ), и ВПР, и прочим возможным контрольным мероприятиям...

30 апреля 2018, 17:20
Пользователь

Необходимо составить список маразмов/глупостей, которые бюрократия заставляет выполнять учителей. И затем потребовать от Министерства образования всё перечисленное в этом списке поставить под запрет. Иначе - увольнение.
Я начинаю. ВОТ ВАМ ПРИМЕР БЮРОКРАТИЧЕСКОГО БРЕДА
1) Администрация принуждает, чтобы на все устные вопросы учебника преподаватель расписал письменные ответы. И это несмотря на то, что письменные ответы имеются в тексте учебника. Устных вопросов в учебнике примерно 400-500. В итоге - преподаватель должен создать текст в 3000 -5000 страниц, тавтологичный учебнику!!! В частности, обязательно должны быть варианты ответов на вопросы, типа - «в каком году произошла Октябрьская революция?». Если у преподавателя нет на столе ответа в письменной форме, что в 1917г., то ему администрация устраивает взбучку.
На вопрос к администрации: «Зачем это нужно?» – получаем ответ: «Если Вас будет замещать другой преподаватель, то он должен быть вооружен знаниями»!!!

2) Необходимо упростить и разнообразить варианты оформления методических разработок. Часто главный методист навязывает учителю форму методразработки, которая не соответствует содержанию темы. Учитель сам должен создавать форму обоснования своей методразработки. Часто бывает, что обоснование ("шапка") во много раз больше ядра ( содержания), так как переполнена ненужными условностями, терминологической эквилибристикой... Она коллегам не нужна, так как они сразу понимают суть работы.

30 апреля 2018, 09:57
Пользователь

Никто не сомневается, что педагогика - дело личностное. А нужны ли личности? и не только школе...

30 апреля 2018, 08:05
Пользователь

нет, ну вы подумайте сами, а куда девать такую ораву статистов-бумагозаполнителей? Ну не в бандиты же им идти! Ну и что, что они ничто. Бывает и хуже.

29 апреля 2018, 22:00