Власть решила: Учителя не олигархи, чтобы их спасать деньгами

svpressa.ru

Треть российских учителей (33%) заявили, что их зарплаты не росли в течение последнего учебного года, следует из данных опроса Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС. О росте заработной платы по итогам 2017 года рассказали лишь 31% респондентов, а еще треть сообщили, что их заработок даже уменьшился.

При этом учителя жалуются на растущую нагрузку в школе: 46% педагогов работают на полторы ставки, почти 14% - на две ставки.

Между тем, регионы отчитались о том, что справились с задачей, поставленной в «майских» указах президента — повысить зарплату учителей до 100% от средней по региону. Так, столичный департамент образования на днях сообщил, что зарплата московских учителей в I квартале 2018 года составила аж 89 тысяч рублей. Регионы также рапортуют о достойных зарплатах.

Однако сами учителя называют это очковтирательством. Они объясняют, что зарплата учителей сейчас состоит из трех позиций: базовая часть, компенсационные выплаты и стимулирующие. Базовая часть — за часы работы на уроке — мизерная, а выплаты зависят от наличия средств и отношений с директором школы. Большинству учителей приходится совмещать ставки — это и дает неплохие показатели по оплате.

Власти Москвы считают, что облагодетельствовали горожан

— Эти зарплаты — «средняя температура по больнице», — говорит Евгений Барановский, редактор сайта «Завуч.инфо». — Если администрация получает 400 тысяч, приближенные к администрации 300 тысяч, а 10 учителей получают по 50 тысяч, то и получается такая средняя зарплата. В Москве рядовые учителя зарабатывают приблизительно 50 тысяч.

«СП»: — Чтобы заработать эти деньги действительно приходится совмещать ставки?

— Школы на сегодняшний день выгнали на рынок. Они конкурируют за детей. И в Москве это наиболее ярко выражено. Родители отдают ребенка в ту школу, у которой лучше результаты, которая больше «пиарится». А чем больше детей в школе, тем больше денег — это подушевое финансирование. Директор в принципе сейчас — это инновационный менеджер. Директора обязаны были пройти такие курсы и стать хорошими управленцами. Они должны привлекать внебюджетные деньги в школу — сдавая в аренду спортивный зал, помещения, организуя курсы, оказывая образовательные услуги. Если школа зарабатывает внебюджетный фонд, у нее появляются деньги для стимулирующих выплат.

Но это на бумагах выглядит гладко, а по факту совершенно по-другому все получается. Из большинства наших учителей какие бизнесмены и что они могут заработать? Тем не менее, 60% вопросов, которые аттестационная комиссия задает директору школы, касаются одной темы — сколько денег заработали?

В большинстве регионов России учителя жалуются, что стимулирующего фонда нет, есть только ставка, и она очень маленькая. Я нередко слышу о зарплатах в 13−15 тысяч. Поэтому учителя и берут 1,5−2 ставки. Чиновники докладывают, что зарплаты учителей достигли средних по региону. Но это за счет управленцев, администрации, куда нередко пристраивают своих родственников и знакомых. По-моему, за последние годы в принципе мало что изменилось в плане зарплат. Молодые в регионах в школу работать по-прежнему не идут.

Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ говорит о том, что Москва — единственный регион, у которого нет долгов, остальные регионы находятся под прессом очень жестких бюджетных ограничений:

— У них высокая долговая нагрузка, поэтому там изыскивали все возможности, чтобы выйти на показатели по зарплате. Очень многие регионы отчитались, что задачу выполнили. Но это оказалось достаточно формально: нагрузка не фиксировалась.

У многих не было другого выхода, кроме как оптимизировать штатное расписание, сокращать педагогов, увеличивать нагрузку и наполняемость классов. В СанПиНах, кстати, отменили все ограничения по предельной наполняемости классов. Сейчас в классах почти везде 30−35 детей, но бывает и 40−45. Нагрузка действительно выросла: ведь каждого надо опросить, проверить знания, работы.

Кроме того, случился кризис. И если измерять в потребительских ценах, оказалось, что мы опять на уровне 2013 года — все прибавки съела инфляция. Это не оправдало ожиданий учителей — они, конечно же, надеялись, что их зарплата будет существенно выше. Опрос как раз и выявил этот потенциал несбывшихся ожиданий. Если даже номинально их зарплаты и выросли — они были подняты за счет интенсификации и увеличения нагрузки.

«СП»: — Чиновники заявляли, что зарплаты учителей должны зависеть от качества образования — поэтому и придуманы стимулирующие выплаты. Но ведь в реальности учителя очень часто их не получают?

— Многие регионы в последнее время придерживали деньги как резервные фонды, чтобы их потом перераспределить для достижения показателей по зарплате — совершенно не увязывая с качеством и результативностью. Стимулирующие надбавки установлены в баллах, и многие школы стремились зарабатывать эти баллы, но в деньгах это ни во что не вылилось — потому что был пересчитан бюджет. Денег они не получили.

Кроме того, за это время произошло повышение МРОТ. И стимулирующие доплаты были направлены на доведение до МРОТ зарплат младшего обслуживающего персонала, но не на педагогов.

Американские сенаторы потребовали от финансовых учреждений раскрыть сотрудничество с теми, кто попал под санкции

«СП»: — Учителя жалуются и на рост бумажной нагрузки, огромное количество отчетов.

— Во многих школах и ведение дневников и журналов, и разработка учебных планов, и вся документация идут как на бумажных носителях, так и в электронных. Хотя предполагалось, что перевод на электронный формат, наоборот, учителей разгрузит. Кроме того, оказалось очень много контролеров — и Росстату надо отчитываться, и Общественной палате, и Народному фронту, и ассоциации учителей, и педсовету, я уже не говорю про органы власти. Всем им нужно писать отчеты. И для того, чтобы заработать стимулирующие выплаты, тоже надо отчитываться. Получился вал административной работы. С детьми учителям некогда заниматься! Здесь нужна корректировка.

«СП»: — А то, что касается базовых окладов — почему они такие маленькие?

— Базовые действительно невысокие, они никак не зафиксированы, и большинство руководителей держат их на очень низком уровне. Все регулирование идет на уровне стимулирующих выплат, но в стимулирующих педагог не уверен — даже если он получает баллы, деньги может и не получить. Нужны гарантии базового оклада, нельзя вести речь только о стимулирующих выплатах. Надо обязательства сделать более четкими и определенными.

Профсоюзы неоднократно ставили этот вопрос — говорили, что надо определиться с базовыми окладами по профессиональным квалификационным группам, определить объем нагрузки, но документы так и не приняты…

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Хотите узнавать первыми обо всех изменениях, касающихся
жизни учителей? Подписывайтесь на наш инстаграм ЗДЕСЬ

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Комментарии
Пользователь

Какие прибавки? Базовый коэффициент был в 2014 г. 6200, и сейчас 6200 и от него и пляшем. Он умножается на другие коэффициенты и потом это все складывается, получается зарплата.. Только коэффициент образования подняли с 1.5 на 1.8. но зато за категорию определили четкую сумму из стимулирующего фонда. Высшая - аж 2170 р. Вот с высшим образованием базовый оклад 11.160. Вот 11.160 : 18 = 0.62 р. за час!!! Потом этот час умножается на нагрузку. = оклад в зависимости от нагрузки. Потом прибавляются различные надбавки. За реализацию программ - 2. 139 (оклад с нагрузкой умножается на 0.15) + кл. рук-во (у кого есть) 11.160 * 015=1.674; + 1.395 за тетради (у меня 9 часов)+ 1550 стаж (у меня больше 10 лет). Вот если все это сложить, получается 21.638. К этому прибавляется еще и стимулирующие. Но если они были раньше у нас и 6000 и 9000, то после Нового года от 3000 и с каждым месяцем все меньше. Я сохранила все смс, которые мне из банка высылали за последние года 3. Так вот за сентябрь 2016 года я получила 26000 чистыми, за сентябрь 2017 года 25600, за январь 2018 г. 23.900; за апрель 2018 - 20640. Вот такое повышение. Это при одинаковой нагрузке и одинаковых стимулирующих баллах . Одной рукой добавили рупь, другой - отняли пять. А еще цены выросли. Очень некомфортно чувствуешь себя, потому что надеялась минимум на стабильность. Взяла кредит. А зарплата уменьшается. Уже еле хватает чтобы покрыть этот кредит, а еще коммунальные. И уже с тревогой думаешь о следующем месяце. Вся в долгах. Какой уж тут энтузиазм. А бюрократические нагрузки выросли на столько, что и не спал бы и не ел, все равно бы времени не хватило. Причем совершенно не нужные никому бумажки. Только чтобы было, "для комиссии". А директора очень хорошо усвоили принципы манипуляции - никого не хвалить, развивать у коллектива чувство вины. От этого просто тупеешь. Если раньше я по субботам с детьми добровольно, с удовольствием занималась, я горела, мне хотелось что-то провести, организовать, все из дому тащила, покупала. Сейчас - апатия. Здоровье просто трещит по швам и требует дорогих лекарств и обследований. А школа требует бумаги, бумаги и еще раз бумаги. За 4 года 2-й принтер сдох.

11 мая 2018, 00:06
Пользователь

Нужно руководствоваться не статистическими данными, а минимальной заработной платой и максимальной часовой нагрузкой.

28 апреля 2018, 14:50
Пользователь

Базовые оклады должны быть в первую очередь высокими, так как они финансирую основную работу преподавателя - проведение уроков. А стимулирующие выплаты даются за всякую показательную мишуру: организация праздников с шариками, хорошие проектные работы учеников (часто выполненные не учениками, а их родителями или др,)за "облизывыание администрации" , красиво выполненные отчеты и др. Это не основная работа, а бутафория. Но так как может оплачивается хорошо, то поэтому внимание учителя переключено с существенного (качественное проведение занятий) на второстепенное - на сопутствующий контекст...

28 апреля 2018, 07:32