Евгений Спицын: Ради денег учитель вынужден идти на всё, но это его ломает

www.nakanune.ru

РАНХиГС подготовил доклад, в котором сообщается, что на две ставки стало работать большее число учителей. В 2015 году таких было 7%, в 2017 – уже 14%. Учителя отмечают усложнение работы в общении с родителями и выполнении отчётности. Отмечается, что в целом работать в школе стало труднее. Своим экспертным мнением об исследовании с Накануне.RU поделился историк, соавтор проекта "Последний звонок" Евгений Спицын:

– Я не очень доверяю всем этим социологическим исследованиям, потому что у нас сейчас социология во многом превратилась в служанку политики или в какой-то инструмент манипуляции общественным мнением. Надо смотреть, насколько репрезентативным был этот опрос.

А то, что касается двух ставок учителей – вообще такая тенденция была, есть и, к сожалению, наверное, будет. Это дикое безобразие. В своё время Сухомлинский, знаменитый советский педагог, писал о том, что есть красная черта, за которой происходит "выгорание" учителей – когда учитель превращается в свою противоположность – он уже не учит детей, а "калечит" их. И одной из таких противоположностей и является вот такая непомерная нагрузка.

Учитель должен, во-первых, отдыхать, во-вторых, самообразовываться, в-третьих, качественно готовиться к урокам, в-четвёртых, обязательно иметь возможность не только учить детей, но и воспитывать, а на это надо время. Поэтому оптимальная нагрузка и была выбрана – 18 часов. Более того, при Сталине учителя наряду с военными получили право на выслугу – 25 лет, и они выходили на пенсию. Более того, за 20 лет добросовестного труда при Сталине учителя получали Орден Трудового Красного Знамени, а в 25 лет – Орден Ленина, высокие правительственные награды, потому что прекрасно понимали, что такое работа учителя, насколько она сложна и ответственна.

Сейчас эти критерии отброшены в сторону, выкинуты за борт, учителя берут больше одной ставки только из-за денег. Главное – заработать деньги, особенно в провинции, к сожалению. Потому что там учительские ставки очень низкие, и чтобы кое-как прокормить семью, свести концы с концами, учителя вынуждены набирать себе огромное количество часов и, по сути дела, выдыхаться – работать на пределе возможного.

Я лично беседовал с двумя учителями из провинции: один с Новгорода, другой с Брянска, у которых нагрузка вообще запредельная – я сначала даже не поверил – по 45 часов в неделю. Поделите 45 часов на 5 рабочих дней – девять преподавательских часов в день, девять уроков каждый день, а ещё ведь надо готовиться к урокам, проверять домашние задания, отдыхать. И люди получают за такую нагрузку в провинции 30-35 тыс. руб. Это что такое вообще?

Любой нормальный учитель будет рад, если будет получать достойную зарплату. Я работал учителем – оптимальная нагрузка 22-24 часа в неделю. Это примерно одна с небольшим ставка, 1,2-1,3 и всё. Тогда учитель в состоянии учить, воспитывать, работать с полной отдачей, быть настоящим наставником, педагогом. А если больше – это уже "выгорание".

Это катастрофически влияет на качество образования. Это убивает и учителя, и его профессию, и "калечит" детей, и превращает обучение детей в профанацию. Это в статистических отчётах всё будет хорошо, на бумажке, а по факту это катастрофа.

Виновата в складывающейся ситуации, во-первых, система буржуазных отношений, когда у нас во главе всего и вся стоят деньги. Во-вторых, виновата государственная власть, которая вынуждает учителей так работать. Государственная и региональная власть заставляет впахивать, работать за гроши. Но все паллиативные меры ничего не дадут. Надо менять систему общественных отношений. Всё остальное – сказки.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Хотите узнавать первыми обо всех изменениях, касающихся
жизни учителей? Подписывайтесь на наш инстаграм ЗДЕСЬ

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Комментарии
Пользователь

Справедливое выступление. Всё так и есть. Но, чтобы проблема сдвинулась с места, необходимо написать коллективное письмо преподавателей в Министерство просвещения, в Госдуму и Президенту. Текст письма необходимо продумать и составить из конкретных фактов и рациональных обоснований. Без "воды". Много вреда наносят на местах всякие Комитеты по образованию со своими дурацкими бюрократическими инициативами, которые не развивают образование, а рекламируют чиновников..

20 мая 2018, 22:29
Пользователь

Добавить особо нечего, Евгений Юрьевич как всегда по сути вопроса!Разве что тривиальный вопрос, а нас когда -то услышат?! Кстати, не упомянули ещё пару моментов, это дежурство в праздничные дни!!!Третий год работаю в школе, только вчера осенило, а на каком основании меня заставляют дежурить в праздничный день? Приказ директор составляет исправно, а вот денег никто за это не платит....

30 апреля 2018, 21:43
Пользователь

В регионах нищему учителю кроме оклада мало что перепадает,все доплаты убрали,кроме сельских ,практически ничего не осталось.Вот и приходится ,чтобы получать хоть какие-то деньги набирать нагрузку около двух ставок,и зачастую даже больше.Стимулирующие выплаты в сельских школах не видели давно,раз в год по праздникам,поскольку денег на счету сельской школы на эти выплаты нет.Вот и приходится учителю-как сайгаку скакать с одной школы в другую "за длинным рублем".

30 апреля 2018, 09:14
Пользователь

Если у учителя будет ставка 18 часов, то это совершенно не означает, что он вздохнет с облегчением. Потому что администрация загрузит его организационной работой в "освободившееся" время. И на вопрос "с какого..." учитель услышит, что он должен работать 36 ч в неделю по приказу №1601. И все. И как ни упирайся, никому ничего не докажешь. Будут давить на совесть, шантажировать. Приказ N 1601 - троллинг 80 уровня.
Нагрузка в табульке - это какая-то мифическая вещь. Реально работать приходится гораздо больше, причем к саморазвитию или подготовке к урокам это не имеет никакого отношения. Вот что выматывает. Ты никогда не знаешь, во сколько сегодня придешь домой. Не можешь планировать личные дела даже в выходной.
А чтобы получать приличные стимулирующие выплаты учителю нужно работать на максимуме круглый год: победы в олимпиадах, конкурсах, более 80 баллов средний тестовый балл ЕГЭ, выше 90% качества на ОГЭ, публикации (платные кстати), участие в профессиональных конкурсах, мастер-классы. Это вообще возможно? Не удивительно, что в новостях стали частенько появляться заголовки типа "Учитель умер во время открытого урока".

29 апреля 2018, 22:45
Пользователь

Я согласна с тем что необходимо снять нагрузку с учителей. Но решение этой проблемы мне видится в том, что государство руководствуется статистическими показателями при определении количества часов и зарплаты. Ведь не секрет, что по статистике зарплата учителя очень даже приличная. Среднестатистические данные нельзя брать как показатель. Министерские служащие, руководство школы себе завышают зарплату до небес, а рядовые учителя работают за гроши. Надо ориентироваться не на среднестатистические показатели, а минимальный заработок и максимально отработанные часы. Вот тогда картина будет ясна.

28 апреля 2018, 14:37
Галина

Александру Суханову: не думаю, что в Вашим мнением согласится большинство практикующих педагогов - человеческий облик мы - учителя - не утратили и развиваемся в рамках не только преподаваемого предмета.
Однако, справедливости ради, признаю, что работа на одну ставку - это НИЩЕНСТВО, не допустимое для учителя.

27 апреля 2018, 20:40
Пользователь

Полностью согласен. А я до сих пор пребываю в эйфории, что ушёлл с этой преподавательской работы. Каждый день испытываю радость жизни.... Всякий сторож, вахтер, консьерж образованнее, информативнее, богаче, свободнее всех преподавателей вместе взятых...
Я сейчас стал смотреть телевизор (интеллектуальные передачи), слушать радио, читать художественную литературу и понял, что стал развиваться и возвращать себе человеческий облик.....

27 апреля 2018, 07:26