Евгений Спицын: Ради денег учитель вынужден идти на всё, но это его ломает

www.nakanune.ru

РАНХиГС подготовил доклад, в котором сообщается, что на две ставки стало работать большее число учителей. В 2015 году таких было 7%, в 2017 – уже 14%. Учителя отмечают усложнение работы в общении с родителями и выполнении отчётности. Отмечается, что в целом работать в школе стало труднее. Своим экспертным мнением об исследовании с Накануне.RU поделился историк, соавтор проекта "Последний звонок" Евгений Спицын:

– Я не очень доверяю всем этим социологическим исследованиям, потому что у нас сейчас социология во многом превратилась в служанку политики или в какой-то инструмент манипуляции общественным мнением. Надо смотреть, насколько репрезентативным был этот опрос.

А то, что касается двух ставок учителей – вообще такая тенденция была, есть и, к сожалению, наверное, будет. Это дикое безобразие. В своё время Сухомлинский, знаменитый советский педагог, писал о том, что есть красная черта, за которой происходит "выгорание" учителей – когда учитель превращается в свою противоположность – он уже не учит детей, а "калечит" их. И одной из таких противоположностей и является вот такая непомерная нагрузка.

Учитель должен, во-первых, отдыхать, во-вторых, самообразовываться, в-третьих, качественно готовиться к урокам, в-четвёртых, обязательно иметь возможность не только учить детей, но и воспитывать, а на это надо время. Поэтому оптимальная нагрузка и была выбрана – 18 часов. Более того, при Сталине учителя наряду с военными получили право на выслугу – 25 лет, и они выходили на пенсию. Более того, за 20 лет добросовестного труда при Сталине учителя получали Орден Трудового Красного Знамени, а в 25 лет – Орден Ленина, высокие правительственные награды, потому что прекрасно понимали, что такое работа учителя, насколько она сложна и ответственна.

Сейчас эти критерии отброшены в сторону, выкинуты за борт, учителя берут больше одной ставки только из-за денег. Главное – заработать деньги, особенно в провинции, к сожалению. Потому что там учительские ставки очень низкие, и чтобы кое-как прокормить семью, свести концы с концами, учителя вынуждены набирать себе огромное количество часов и, по сути дела, выдыхаться – работать на пределе возможного.

Я лично беседовал с двумя учителями из провинции: один с Новгорода, другой с Брянска, у которых нагрузка вообще запредельная – я сначала даже не поверил – по 45 часов в неделю. Поделите 45 часов на 5 рабочих дней – девять преподавательских часов в день, девять уроков каждый день, а ещё ведь надо готовиться к урокам, проверять домашние задания, отдыхать. И люди получают за такую нагрузку в провинции 30-35 тыс. руб. Это что такое вообще?

Любой нормальный учитель будет рад, если будет получать достойную зарплату. Я работал учителем – оптимальная нагрузка 22-24 часа в неделю. Это примерно одна с небольшим ставка, 1,2-1,3 и всё. Тогда учитель в состоянии учить, воспитывать, работать с полной отдачей, быть настоящим наставником, педагогом. А если больше – это уже "выгорание".

Это катастрофически влияет на качество образования. Это убивает и учителя, и его профессию, и "калечит" детей, и превращает обучение детей в профанацию. Это в статистических отчётах всё будет хорошо, на бумажке, а по факту это катастрофа.

Виновата в складывающейся ситуации, во-первых, система буржуазных отношений, когда у нас во главе всего и вся стоят деньги. Во-вторых, виновата государственная власть, которая вынуждает учителей так работать. Государственная и региональная власть заставляет впахивать, работать за гроши. Но все паллиативные меры ничего не дадут. Надо менять систему общественных отношений. Всё остальное – сказки.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Пользователь

Справедливое выступление. Всё так и есть. Но, чтобы проблема сдвинулась с места, необходимо написать коллективное письмо преподавателей в Министерство просвещения, в Госдуму и Президенту. Текст письма необходимо продумать и составить из конкретных фактов и рациональных обоснований. Без "воды". Много вреда наносят на местах всякие Комитеты по образованию со своими дурацкими бюрократическими инициативами, которые не развивают образование, а рекламируют чиновников..

20 мая 2018, 22:29
Пользователь

Добавить особо нечего, Евгений Юрьевич как всегда по сути вопроса!Разве что тривиальный вопрос, а нас когда -то услышат?! Кстати, не упомянули ещё пару моментов, это дежурство в праздничные дни!!!Третий год работаю в школе, только вчера осенило, а на каком основании меня заставляют дежурить в праздничный день? Приказ директор составляет исправно, а вот денег никто за это не платит....

30 апреля 2018, 21:43
Пользователь

В регионах нищему учителю кроме оклада мало что перепадает,все доплаты убрали,кроме сельских ,практически ничего не осталось.Вот и приходится ,чтобы получать хоть какие-то деньги набирать нагрузку около двух ставок,и зачастую даже больше.Стимулирующие выплаты в сельских школах не видели давно,раз в год по праздникам,поскольку денег на счету сельской школы на эти выплаты нет.Вот и приходится учителю-как сайгаку скакать с одной школы в другую "за длинным рублем".

30 апреля 2018, 09:14
Пользователь

Если у учителя будет ставка 18 часов, то это совершенно не означает, что он вздохнет с облегчением. Потому что администрация загрузит его организационной работой в "освободившееся" время. И на вопрос "с какого..." учитель услышит, что он должен работать 36 ч в неделю по приказу №1601. И все. И как ни упирайся, никому ничего не докажешь. Будут давить на совесть, шантажировать. Приказ N 1601 - троллинг 80 уровня.
Нагрузка в табульке - это какая-то мифическая вещь. Реально работать приходится гораздо больше, причем к саморазвитию или подготовке к урокам это не имеет никакого отношения. Вот что выматывает. Ты никогда не знаешь, во сколько сегодня придешь домой. Не можешь планировать личные дела даже в выходной.
А чтобы получать приличные стимулирующие выплаты учителю нужно работать на максимуме круглый год: победы в олимпиадах, конкурсах, более 80 баллов средний тестовый балл ЕГЭ, выше 90% качества на ОГЭ, публикации (платные кстати), участие в профессиональных конкурсах, мастер-классы. Это вообще возможно? Не удивительно, что в новостях стали частенько появляться заголовки типа "Учитель умер во время открытого урока".

29 апреля 2018, 22:45
Пользователь

Я согласна с тем что необходимо снять нагрузку с учителей. Но решение этой проблемы мне видится в том, что государство руководствуется статистическими показателями при определении количества часов и зарплаты. Ведь не секрет, что по статистике зарплата учителя очень даже приличная. Среднестатистические данные нельзя брать как показатель. Министерские служащие, руководство школы себе завышают зарплату до небес, а рядовые учителя работают за гроши. Надо ориентироваться не на среднестатистические показатели, а минимальный заработок и максимально отработанные часы. Вот тогда картина будет ясна.

28 апреля 2018, 14:37
Галина

Александру Суханову: не думаю, что в Вашим мнением согласится большинство практикующих педагогов - человеческий облик мы - учителя - не утратили и развиваемся в рамках не только преподаваемого предмета.
Однако, справедливости ради, признаю, что работа на одну ставку - это НИЩЕНСТВО, не допустимое для учителя.

27 апреля 2018, 20:40
Пользователь

Полностью согласен. А я до сих пор пребываю в эйфории, что ушёлл с этой преподавательской работы. Каждый день испытываю радость жизни.... Всякий сторож, вахтер, консьерж образованнее, информативнее, богаче, свободнее всех преподавателей вместе взятых...
Я сейчас стал смотреть телевизор (интеллектуальные передачи), слушать радио, читать художественную литературу и понял, что стал развиваться и возвращать себе человеческий облик.....

27 апреля 2018, 07:26