Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
Скоро на селе будет некому учить детей - к такому выводу всё чаще приходят чиновники от образования и депутаты
Справиться с дефицитом кадров в сельских школах поможет только солидное денежное вознаграждение, считают в Совете Федерации. Сенаторы предложили разработать федеральную программу «Сельский учитель» по аналогии с программой «Земский доктор» и выдавать грант в размере 1 млн руб. молодым педагогам, изъявившим желание работать в сельской местности. Инициативу поддержали в Минобрнауки, дело за малым — найти требуемые миллионы и в торжественной обстановке вручить их учителям.
Правда, педагогическая общественность скептически отнеслась к данной инициативе, считая, что подобные меры временны и желаемого результата не принесут. В новой инициативе разбирался «МК» в Саратове».
«Бегают, куда хотят, ваши кадры»
Участники парламентских слушаний в Совете Федерации предложили учредить гранты в размере одного миллиона рублей для молодых учителей, которые согласятся работать в сельской местности. О необходимости разработки специальной федеральной программы «Сельский учитель» рассказал первый заместитель председателя Совета Федерации Николай ФЁДОРОВ, с ним согласилась замминистра образования и науки Татьяна СИНЮГИНА.
Однако, ссылаясь на программу «Земский доктор», благодаря которой тысячи российских врачей отправились в сельские ФАПы отрабатывать свой миллион, сенаторы продемонстрировали полное незнание вопроса. Уже который год регионы жалуются на легкомысленных сельских докторов, которые приезжают в глубинку, знакомятся с «прелестями» деревенской жизни и, не отработав контракта, бегут из села, сверкая пятками, причём прихватывают с собой миллион, расставаться с которым не желают даже по решению суда.
В прошлом году минздрав Саратовской области рассказал о реализации программы с 2012-го по 2016 г. Из 250 врачей, приехавших в сельскую местность, часть потратила единовременную выплату на покупку квартиры в Саратове и погашение ипотечного кредита (а это говорит о том, что оставаться на селе врачи не собирались). Более того, 10,7% докторов расторгли контракты досрочно, при этом только 41% уволившихся вернули компенсацию в полном объёме, из них 25% — по решению суда. Молодые докторицы тоже оказались не промах: вместо напряжённой работы на благо здоровья сельчан стали уходить в декретный отпуск. Разработчики «Земского доктора» этот момент не учли, и получилось так, что время ухода за ребёнком засчитывается в качестве времени участия в программе. Проще говоря, врач сидит дома с малышом и тем самым «отрабатывает» свой миллион.
Не получится ли такая же ситуация с молодыми учителями, если идею миллионного гранта всё же удастся пробить?
Впрочем, в Саратовской области и сегодня стимулируют молодых педагогов ехать в село. Правда, сумма единовременной поддержки мизерна.
Как рассказали в областном профсоюзе работников образования, в регионе существуют программы поддержки молодых специалистов, работающих в сельской местности.
Комментарий эксперта
Николай ТИМОФЕЕВ, председатель Саратовской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ:
— Уже несколько лет молодым саратовским педагогам, приехавшим на работу в сельскую школу, выделяется единовременное пособие в 50 тысяч рублей. Если учитель проработал год, он получает ещё 40 тысяч рублей, два года — дополнительные 35 тысяч, три года — 30 тысяч рублей. Однако трёхлетняя финансовая поддержка выделяется не всем, а только учителям математики, физики, информатики и иностранного языка. Это связано с нехваткой педагогов по этим предметам в школах. Но мы выступаем за оказание финансовой помощи всем учителям, поскольку в сёлах не хватает педагогов по всем предметам. В сельской местности молодому учителю предоставляют бесплатное жильё и льготу по оплате коммунальных услуг. Конечно, даже такая поддержка не очень привлекает педагогов: в 2017 году лишь 60 молодых учителей отправились на работу в сельские школы.
К слову, в некоторых российских регионах сумма единовременной денежной компенсации существенно выше, чем в Саратовской области. К примеру, подъёмные для молодых учителей в Алтайском крае в этом году выросли с 200 до 250 тыс. руб., в Пермском крае уже несколько лет педагогам, прибывшим в сельскую местность, выплачивают 1 млн руб., в Белгородской области — 300 тыс. руб.
Школа выживания
Директор небольшой сельской школы и депутат Саратовской областной думы Сергей ХАРЬКОВ не понаслышке знает о проблеме дефицита педагогических кадров на селе. В его округе пять отдалённых от областного центра районов: Алгайский, Новоузенский, Питерский, Краснокутский и Советский.
— Пока в школах работают педагоги-пенсионеры, острота проблемы не так заметна, — считает Сергей Петрович. — Но если в один момент все пожилые учителя уйдут из школ на заслуженный отдых, мы получим основательный кадровый голод. Есть ещё несколько лет, пока учителя-пенсионеры в силах работать в школе, и за это время должна появиться программа по привлечению в сельскую местность молодых педагогов. Кроме того, ведь сегодня школьные учителя вынуждены трудиться более чем на 1,5 ставки, а при повышенной нагрузке качество преподавания снижается.
Что же касается миллиона для педагога, то к этому предложению директор школы относится неоднозначно.
Комментарий эксперта
Сергей Харьков, директор средней школы села Камышки Александровогайского района Саратовской области, депутат Саратовской областной думы:
— Миллион рублей для молодого учителя — несомненное подспорье и стимул для работы в селе. Но, на мой взгляд, такая финансовая поддержка способна решить проблему кадров процентов на 10. Дальше всё упирается в наличие квартиры и условий жизни на селе. Ведь первый вопрос, который возникает, — где будет жить молодой учитель? Муниципалитеты не каждого района имеют возможность предоставить жильё педагогу. Опять же, для села важна инфраструктура: наличие дорог, водоснабжения и устойчивой связи. К сожалению, не во всех населённых пунктах области есть связь, а значит, возникают проблемы с интернетом. На молодого учителя, проучившегося пять лет в городе, современное село может произвести удручающее впечатление, поэтому без всеобщего оздоровления экономики села привлечь специалистов, причём в любую отрасль, будет довольно проблематично.
На сайте vacancies.sgu.ru, разработанном СГУ им. Чернышевского, в свободном доступе находятся вакансии школьных учителей. В основном нехватка педагогов ощущается в отдалённых от областного центра районах — Советском, Краснопартизанском, Краснокутском, Екатериновском, Аркадакском, Озинском. Учителей с нетерпением ждут в сельских школах, правда, заработная плата невысока, в среднем от 10 до 18 тыс. руб. Как рассказывают директора общеобразовательных учреждений, педагогов, желающих ехать в глубинку, найти сложно.
Ученики школы посёлка Петровский Краснопартизанского района неоднократно побеждали в региональных конкурсах, да и само учреждение – базовое, имеет несколько филиалов. Однако кадровый дефицит не обошёл стороной и эту школу. Как пояснила директор Марина КРАШЕНИННИКОВА, учитель математики доработал до 60 лет и решил уйти на заслуженный отдых, а заменить его некем.
— Молодые педагоги к нам не приезжали, в районных школах были 1-2 человека, и на этом всё, — рассказывает Марина Александровна. — В филиалы молодёжь не поедет, поскольку они расположены в маленьких сёлах, где ни жилья, ни перспектив. Думаю, миллион частично поможет решить проблему нехватки педагогов, но актуальнее это для больших школ. В селе мало желающих преподавать, педагоги стараются перебираться в райцентр или крупные посёлки.
А некоторые учителя вообще уезжают из сельской местности на заработки в другие регионы — так произошло в школе посёлка Пушкино Советского района. По словам директора школы, за последние пять лет уволились пять педагогов: двое уехали на Север, трое в Москву.
— Наша школа крупная, базовая, на 285 учеников, из двух населённых пунктов привозим детей на обучение, — говорит Людмила ДЕНИСОВА, директор пушкинской школы. — Конечно, молодые специалисты есть, в прошлом году пришёл учитель, в позапрошлом, но это наши бывшие ученики, со стороны никто не приезжает. Ищем преподавателей русского языка и литературы, а также учителя химии и биологии: педагоги, которые сейчас работают, предупредили, что по истечении учебного года уйдут. Одному учителю 65 лет, другому под 70, конечно, тяжело преподавать в таком возрасте. Думаю, миллион рублей вполне сможет привлечь молодые кадры, тем более за эти деньги у нас можно купить хороший дом. Учитывая тот факт, что жильём педагогов мы обеспечить не можем, такой вид помощи пришёлся бы как нельзя кстати. Наш посёлок крупный, с хорошей инфраструктурой: есть детский сад, Дом культуры, действуют три крупных предприятия. Приезжай и работай! Но пока желающих немного.
Деньгами не поможешь
— Миллион учителю дать можно, вот только что делать в селе с этим миллионом? — задаётся вопросом Андрей РЫЖКОВ, директор одной из балашовских школ. — В советское время в сёлах строили небольшие коттеджи на две семьи и молодые учителя приезжали, обзаводились семьями и оставались работать. А сейчас какие условия? Зарплаты невысокие, жить приезжим педагогам негде, про инфраструктуру и говорить нечего: ко многим сёлам подъехать на автомобиле невозможно — колёса отваливаются.
Как считает директор школы, разовыми денежными акциями проблему кадров на селе не решить.
Комментарий эксперта
Андрей Рыжков, директор средней общеобразовательной школы № 9 им. П. А. Столыпина г. Балашова:
— В последнее время появляется много инициатив по привлечению молодых специалистов в сельскую местность, начиная от предложений по обязательному распределению и заканчивая раздачей денег. Но ведь здесь не столько экономическая, сколько человеческая составляющая: педагог должен приехать в село и знать, что он может что-то дать детям, а не только взять миллион или два и отрабатывать эти деньги. За миллион рублей невозможно заставить учителя с душой относиться к работе и любить свою профессию. Молодой учитель должен быть уверен, что через 5-7 лет к нему перейдёт служебное жильё, появится возможность завести семью или привезти близких из города. Поэтому необходимо комплексное решение проблемы, а временное пребывание учителя в сельской школе кадровой проблемы, увы, не решит.
Но выделить определённую сумму из казны на гранты молодым педагогам гораздо проще, чем поднимать развалившиеся и умирающие сёла. Закрыть проблему кадрового дефицита хотя бы на 5-7 лет, а там — хоть трава не расти.
Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
Значительная часть сел сохраняется благодаря технологической отсталости нашего сельского хозяйства. По сравнению с советским периодом, с помощью современной техники из районного центра можно обрабатывать всю территорию района. В селах и деревнях экономической целесообразности уже нет. С ускорением экономического развития страны, процесс сокращения сельских поселений также ускорится. Молодым учителям, которые поехали работать в село, надо думать о том, что будет лет через 15-20.