Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
Тоска по прежним временам, по советскому образованию и по уважаемому статусу школьного учителя звучит довольно часто в учительских разговорах и переписках. Мы поговорили с педагогами, которые успели поработать в советской школе, а сейчас работают в российской, о том, насколько сильно изменилась работа в школе за последние 40-50 лет.
Анна Игоревна, учитель математики, педагогический стаж 43 года: «Конечно, это несравнимо: то, как мы работали тогда, и как работаем сейчас. В школе во главе угла были дисциплина, уважение к старшим, за поведение ставили оценки. Поэтому тогда и представить было невозможно то, что творится в школе сейчас. Дети знали свое место, родители всегда прислушивались к учителю, были благодарны. Я после института несколько лет работала в сельской школе, так вот в селе у меня был такой же авторитет, как у председателя колхоза. Ко мне, девчонке, за советами обращались. Во все времена учитель был уважаемым человеком, это только сейчас что-то испортилось в нашем обществе. Как только у нас отобрали воспитательную функцию, так все и покатилось под откос. Родители детей не воспитывают, школа тоже, кто остался? Телевизор и интернет, а они – плохие воспитатели. И мы теряем целые поколения из-за этого. Сейчас потихоньку стали вестись разговоры о том, что школа должна воспитывать. Но что толку об этом говорить? Как воспитывать-то?
«Двойки» ставить нельзя, кричать, подзатыльники давать нельзя, родителей вызывать бесполезно. Страха нет, уважения нет, значит, и воспитания нет и не будет.
Чтобы вернуть прежние традиции советской школы, функции воспитания, уважения к учителю, надо вернуть возможность для учителя применять к детям те меры воздействия, которые они заслуживают. Ни один учитель не будет применять их во вред детям, только на пользу. А пока мы ни на что не имеем права, мы будем и дальше катиться в пропасть».
Елена Викторовна, учитель биологии, педагогический стаж 51 год: «Я не вижу существенной разницы. И тогда были уроки, контрольные, мероприятия, экзамены, родительские собрания и педсоветы, и сейчас тоже самое. Ну да, что-то изменилось. Но так не бывает ничего постоянного, все меняется, и мы меняемся. Дети стали другими? Стали. Мир вокруг стал другим, изменились и дети. Но они не стали хуже, так же дружат, ссорятся, любопытствуют, хулиганят или стараются. Некоторые коллеги жалуются на то, что приходится много отчетов и справок заполнять. А что, в советские времена мы этого не делали? Конспекты к каждому уроку писать были обязаны, анализы контрольных работ делать были обязаны, характеристики на выпускников писали, самоанализы заполняли. Только без компьютеров и возможности скопировать и вставить, а ручкой по бумаге. Неужели это легче было? По поводу уважения к учителю…
Мне не на что жаловаться. Меня как тогда уважали, так и сейчас уважают. Наверное, не потому, что я в прошлом застряла, а потому что я работаю так, что заслуживаю уважения.
А бесправен учитель был всегда. Если у учителя случался конфликт с директором в те же 80-ые годы, его точно так же пинком под зад увольняли, как делается и сейчас. У меня никакой тоски по советским временам нет. И жалоб на сегодняшние времена тоже нет. Я больше 50 лет делаю свою работу, которую все эти годы люблю, я многому научилась сама и многому научила сотни детей, на что же мне жаловаться? Не всем так повезло в жизни».
Алексей Андреевич, учитель физики, педагогический стаж 38 лет: «Лучше всего мне работалось в 90-ые. При том, что было полное безденежье, приходилось по ночам «бомбить» на машине тестя, в школе было интересно. С детьми ставили эксперименты, со старшеклассниками работал по вузовскому учебнику, у всех глаза горели. У нас тогда коллектив в школе был относительно молодой, все время что-то придумывали, в школе жизнь кипела до вечера. Хорошее было время. В последние 20 лет все не так. Все эти годы ощущение, что удавка на горле затягивается, дышать все сложнее. И уже азарта нет, просто отрабатываю день за днем.
Да и не нужно никому в сегодняшней школе, чтобы глаза горели, чтобы жизнь кипела. Главное, чтобы не нарушались инструкции, чтобы жалоб от родителей не было, и чтобы все бумажки в срок заполнялись.
В такой ситуации чувствую себя не учителем, а клерком. Хорошо, что успел застать другие времена, нынешние молодые учителя даже не представляют себе, как это – работать в удовольствие».
Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы, педагогический стаж 41 год: «Мне очень сложно с современными учениками. Мы говорим с ними на разных языках, даже мыслим совсем по-разному. То, что трогает, задевает, интересует меня, оставляет их совершенно равнодушными, а их пристрастия и увлечения чужды для меня. А учителю нельзя обходиться без взаимопонимания с учениками, без существования на одной волне. Сын говорит, что эту проблему мне не решить, что слишком велика разница в возрасте, поэтому пора уходить. Но я вспоминаю свои школьные годы… Рядом с нами тоже были пожилые учителя, но такой пропасти между нами и ними не было. Да и вообще, по моим наблюдениям, в сегодняшней школе мало осталось человечности, какого-то душевного отношения к людям. Его нет между администрацией и коллективом, внутри самого коллектива, между учителями и учениками, между учениками и родителями. Представляете, один шестиклассник мне недавно сказал: «Мама с кухни ужинать меня зовет по WhatsApp’у».
Возможно, образование и воспитание, которые всегда относились к области Человек-Человек, и могут существовать без нормального взаимоинтересного человеческого контакта, но я пока не представляю себе, как.
Нынешним детям и некоторым взрослым существенно интереснее смотреть в экран телефона, чем в глаза собеседника. И учитель стоит перед задачей переиграть телефон, оказаться интереснее для ребенка, предложить что-то такое, что заставит ученика оторвать взгляд от экрана. По-моему, еще никогда учитель не сталкивался с настолько трудной задачей. А решаема ли она в принципе?»
Маргарита Борисовна, учитель физкультуры, педагогический стаж 46 лет: «Работа – есть работа. Она не может быть легкой и простой. В каждое время свои сложности. В начале работы в школе у меня были гигантские проблемы с детьми, я не умела с ними общаться, их организовывать, добиваться дисциплины. Я плакала по ночам от того, что у меня ничего не получалось. Считала, что неправильно выбрала профессию.
Потом, позже, в 90-ые годы тоже было непросто. Школа разваливалась, и на ремонт, как и на оборудование не было ни копейки. Ремонтировали своими силами. Я ходила по «качалкам» в подвалах и уговаривала выделить школе хоть какой-то инвентарь, хоть пару матов.
Однажды у меня ребенок сорвался вместе с канатом, я думала, что он разбился, а я остаток жизни проведу в тюрьме. Страшнее тех минут ничего и никогда у меня не случалось. Но все обошлось. Времена изменились. Теперь я вполне успешно общаюсь с детьми, у меня на уроках нет проблем с дисциплиной, в моем зале есть все необходимое, но зато у нас директор, с которым невозможно сработаться. Она глупа, некомпетентна, плохо воспитана, но обладает огромным самомнением. Коллектив разваливается, уже многие ушли, вернее, сбежали от этого директора. Устроились в другие школы, а теперь говорят, что там тоже самое. Наверное, если я проработаю еще лет пять, возникнут какие-то другие проблемы, которые тоже будут казаться нерешаемыми и ужасными. Таковы люди: мы всегда думаем, что раньше было лучше, а сейчас – полный кошмар. Нет, не кошмар. Просто проблемы, которые приходят и уходят».
Ольга Николаевна, учитель биологии, педагогический стаж 40 лет: «Я с ностальгией вспоминаю первые годы работы в школе. Я пришла в свежепостроенную школу, коллектива как такового еще не было, всех только оформили на работу, мы все были молоды, а во главе школы стояла женщина, которой тогда было столько лет, сколько мне сейчас. А через полгода у нашей школы уже было свое лицо, своя атмосфера, свой уклад. И сплоченный коллектив. Все друг друга поддерживали, друг другу помогали. Педсоветы были действительно педагогическими советами: каждый выносил на него свои проблемы и вопросы, и все вместе обсуждали, решали. Родители наших учеников были нашими помощниками: и внушение ребенку сделать, и уроки проверить, и шторы из класса постирать, и на субботник выйти, и помочь школьный праздник организовать – на все у них были желание и силы.
Учитель мог сосредоточиться на своей непосредственной работе, потому что создавались для этого все условия: завхоз обеспечивал всем необходимым, завучи оказывали методическую помощь, родители обеспечивали воспитательную поддержку. Вот всего этого сейчас очень не хватает: ощущения, что школа – это единый организм, который занят одним делом, и каждая его часть на своем месте выполняет свою миссию.
Сейчас этого нет. Каждый сам за себя. Директор прикрывает свою задницу, иногда подставляя подчиненных, завучи думают только о своих проблемах, выжимая из учителя сто тысяч бумажек, завхоз денно и нощно мечтает о том, как в один прекрасный момент откажется выдавать учителям бумагу и заправлять их картриджи, а родители пребывают в уверенности, что учитель им задолжал и много. Нет больше единого организма. И это очень плохо».
Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
Очень хорошо про образование сказала Анна Игоревна, учитель математики. В современной школе нет сейчас никакого воспитания, мало того у родителей и особенно у ребенка очень много "власти". У меня был случай, когда ребенок заплакал на уроке, когда я ему за не выпоненную работу хотела поставить оценку "2". После разговора с ребенком, что оценки не выпрашивают, а зарабатывают, в школу пришла мама этого ребенка, на что она заявила: "Учитель кричала на моего ребенка, тем самым довела до слез, где это видано чтобы мальчиков до слез доводили." Меня вызвали и отчитали как малолетку, не слушая никаких объяснений этого случая. Было предложено спросить у других ребят, как проводятся уроки, и повышает ли учитель голос на детей. На что был дан ответ: "Мы не будем травмировать детскую психику." Скоро в школах вообще работать некому будет, все учителя которые хотят еще чему-нибудь научить уйдут, или их "выживут", останутся только ....
Уважение не навязывается сверху. Его надо заслужить. Даже откровенные хамы и дети "хозяев жизни" одних учителей презирают, а других уважают. А нынешнее положение безнаказанности только дает этим ... возможность не прятать свое презрение к вам, а откровенно его демонстрировать перед одноклассниками, зарабатывая на вас авторитет. А поддержки сверху не ждите. Не им хамят, не их заваливают бессмысленной отчетностью, не их держат на зарплате ниже, чем норма на содержание раба или преступника в тюрьме.
Я согласна с коллегами. Условия для работы изменились. Нас завалили бумагами, отчётами. Увеличилась нагрузка. А как же дети? А ведь нынешнему поколению нужно больше внимания со стороны учителей и родителей.
Только и слышно - Вы не имеете права! Почему учитель не учит! Уберите из журнала 2! Я пойду к завучу и т.п.... Ощущаю себя не учителем, а нянькой с носовыми платками чтобы успеть подтереть за каждым.... В школе работа почти 20 лет, но такого отношения к учителю никогда не видела. Учитель стал обслугой которая должна угодить администрации, родителям и ученикам. Только малый процент детей и родителей знают слово "Уважение"! Дальше , уверенна, будет еще хуже...
Здорово написали, Маргарита Николаевна Костёнова!Полностью согласна, добавить нечего. Не буду идеализировать советскую школу, тот период я застала только как ученик, и помню что тогда тоже бывали перегибы (может это мой личный случай произошёл), когда учителя не разобравшись в ситуации обвинили только меня. Сейчас работаю учителем и педагогом-психологом одновременно (кошмар). Баловались ли мы будучи детьми в школе? - да, было такое)) Но я не помню, чтобы кто-то так откровенно хамил учителям. А сейчас только и слышно "вы не имеете права". Начальство тычет в непонятные законы, которые они каждый день перекручивают по своему усмотрению, родители жалуются по поводу и без...за детей молчу, таких правознавцев ещё поискать)) И это хорошо с одной стороны, я про детей, смогут себя защитить при случае... Каждый день в голове только один вопрос "что делать"?!
При СССР система образования была похожа на айсберг: и глубина, и вес, и % чистоты... сейчас она похожа на сахарную вату: вес мнимый и чистота мнимая...
Кроме переизбытка информации, от которого не защищен никто, теперь добавился переизбыток нахлебников с правами взять\увольнять. Такого количества откровенно неумных приспособленцев-управленцев не было никогда. Они создают условия и перспективы очень дальновидно. Исключительно для личного благополучия. И дружно врут.
Департаменты прославляют откровенных вредителей и создают себе "команду" из них же. Эти люди под лозунгом "Создадим Будущее" воруют у нас Настоящее.
Они паразитируют на учителях и получают (за это?) зарплаты в разы превышающие зарплаты подчиненных.
Гнилая система не откажется от своей гнили. Это для неё родное.
"Единого организма" действительно нет. Родители в большинстве своем слепы насчет системы, а системы им подбрасывает "права"... Играем!
Страха нет, уважения нет, значит, и воспитания нет и не будет.
К сожалению, это диагноз. Как приятно, видимо, было идти и знать, что тебя боятся, а значит - уважают. А сейчас совсем страх потеряли, Сталина на них нет.
Плакать по СССР можно, но бесполезно. А вот что делать... Во-первых понять, что внезапно выздороветь не удастся, т.е. настраиваться на долгую работу. И прекратить судорожно дергать ручки управления образованием в надежде случайно наткнуться на философский камень.