Учителя о работе в школе вчера и сегодня

Педсовет

Тоска по прежним временам, по советскому образованию и по уважаемому статусу школьного учителя звучит довольно часто в учительских разговорах и переписках. Мы поговорили с педагогами, которые успели поработать в советской школе, а сейчас работают в российской, о том, насколько сильно изменилась работа в школе за последние 40-50 лет.

Катимся в пропасть

Анна Игоревна, учитель математики, педагогический стаж 43 года: «Конечно, это несравнимо: то, как мы работали тогда, и как работаем сейчас. В школе во главе угла были дисциплина, уважение к старшим, за поведение ставили оценки. Поэтому тогда и представить было невозможно то, что творится в школе сейчас. Дети знали свое место, родители всегда прислушивались к учителю, были благодарны. Я после института несколько лет работала в сельской школе, так вот в селе у меня был такой же авторитет, как у председателя колхоза. Ко мне, девчонке, за советами обращались. Во все времена учитель был уважаемым человеком, это только сейчас что-то испортилось в нашем обществе. Как только у нас отобрали воспитательную функцию, так все и покатилось под откос. Родители детей не воспитывают, школа тоже, кто остался? Телевизор и интернет, а они – плохие воспитатели. И мы теряем целые поколения из-за этого. Сейчас потихоньку стали вестись разговоры о том, что школа должна воспитывать. Но что толку об этом говорить? Как воспитывать-то?

«Двойки» ставить  нельзя, кричать, подзатыльники давать нельзя, родителей вызывать бесполезно. Страха нет, уважения нет, значит, и воспитания нет и не будет.

Чтобы вернуть прежние традиции советской школы, функции воспитания, уважения к учителю, надо вернуть возможность для учителя применять к детям те меры воздействия, которые они заслуживают. Ни один учитель не будет применять их во вред детям, только на пользу. А пока мы ни на что не имеем права, мы будем и дальше катиться в пропасть».

Нет разницы

Елена Викторовна, учитель биологии, педагогический стаж 51 год: «Я не вижу существенной разницы. И тогда были уроки, контрольные, мероприятия, экзамены, родительские собрания и педсоветы, и сейчас тоже самое. Ну да, что-то изменилось. Но так не бывает ничего постоянного, все меняется, и мы меняемся. Дети стали другими? Стали. Мир вокруг стал другим, изменились и дети. Но они не стали хуже, так же дружат, ссорятся, любопытствуют, хулиганят или стараются. Некоторые коллеги жалуются на то, что приходится много отчетов и справок заполнять. А что, в советские времена мы этого не делали? Конспекты к каждому уроку писать были обязаны, анализы контрольных работ делать были обязаны, характеристики на выпускников писали, самоанализы заполняли. Только без компьютеров и возможности скопировать и вставить, а ручкой по бумаге. Неужели это легче было? По поводу уважения к учителю…

Мне не на что жаловаться. Меня как тогда уважали, так и сейчас уважают. Наверное, не потому, что я в прошлом застряла, а потому что я работаю так, что заслуживаю уважения.

А бесправен учитель был всегда. Если у учителя случался конфликт с директором в те же 80-ые годы, его точно так же пинком под зад увольняли, как делается и сейчас. У меня никакой тоски по советским временам нет.  И жалоб на сегодняшние времена тоже нет. Я больше 50 лет делаю свою работу, которую все эти годы люблю, я многому научилась сама и многому научила сотни детей, на что же мне жаловаться? Не всем так повезло в жизни».

Чувствую себя не учителем, а клерком

Алексей Андреевич, учитель физики, педагогический стаж 38 лет: «Лучше всего мне работалось в 90-ые. При том, что было полное безденежье, приходилось по ночам «бомбить» на машине тестя, в школе было интересно. С детьми ставили эксперименты, со старшеклассниками работал по вузовскому учебнику, у всех глаза горели. У нас тогда коллектив в школе был относительно молодой, все время что-то придумывали, в школе жизнь кипела до вечера. Хорошее было время. В последние 20 лет все не так. Все эти годы ощущение, что удавка на горле затягивается, дышать все сложнее. И уже азарта нет, просто отрабатываю день за днем.

Да и не нужно никому в сегодняшней школе, чтобы глаза горели, чтобы жизнь кипела. Главное, чтобы не нарушались инструкции, чтобы жалоб от родителей не было, и чтобы все бумажки в срок заполнялись.

В такой ситуации чувствую себя не учителем, а клерком. Хорошо, что успел застать другие времена, нынешние молодые учителя даже не представляют себе, как это – работать в удовольствие».

Еще никогда учитель не сталкивался с настолько трудной задачей

Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы, педагогический стаж 41 год: «Мне очень сложно с современными учениками. Мы говорим с ними на разных языках, даже мыслим совсем по-разному. То, что трогает, задевает, интересует меня, оставляет их совершенно равнодушными, а их пристрастия и увлечения чужды для меня. А учителю нельзя обходиться без взаимопонимания с учениками, без существования на одной волне.  Сын говорит, что эту проблему мне не решить, что слишком велика разница в возрасте, поэтому пора уходить. Но я вспоминаю свои школьные годы… Рядом с нами тоже были пожилые учителя, но такой пропасти между нами и ними не было. Да и вообще, по моим наблюдениям, в сегодняшней школе мало осталось человечности, какого-то душевного отношения к людям. Его нет между администрацией и коллективом, внутри самого коллектива, между учителями и учениками, между учениками и родителями. Представляете, один шестиклассник мне недавно сказал: «Мама с кухни ужинать меня зовет по WhatsApp’у».

Возможно, образование и воспитание, которые всегда относились к области Человек-Человек, и могут существовать без нормального взаимоинтересного человеческого контакта, но я пока не представляю себе, как.

Нынешним детям и некоторым взрослым существенно интереснее смотреть в экран телефона, чем в глаза собеседника. И учитель стоит перед задачей переиграть телефон, оказаться интереснее для ребенка, предложить что-то такое, что заставит ученика оторвать взгляд от экрана. По-моему, еще никогда учитель не сталкивался с настолько трудной задачей. А решаема ли она в принципе?»

Проблемы приходят и уходят

Маргарита Борисовна, учитель физкультуры, педагогический стаж 46 лет: «Работа – есть работа. Она не может быть легкой и простой. В каждое время свои сложности. В начале работы в школе у меня были гигантские проблемы с детьми, я не умела с ними общаться, их организовывать, добиваться дисциплины. Я плакала по ночам от того, что у меня ничего не получалось. Считала, что неправильно выбрала профессию.

Потом, позже, в 90-ые годы тоже было непросто. Школа разваливалась, и на ремонт, как и на оборудование не было ни копейки. Ремонтировали своими силами. Я ходила по «качалкам» в подвалах и уговаривала выделить школе хоть какой-то инвентарь, хоть пару матов.

Однажды у меня ребенок сорвался вместе с канатом, я думала, что он разбился, а я остаток жизни проведу в тюрьме. Страшнее тех минут ничего и никогда у меня не случалось. Но все обошлось. Времена изменились. Теперь я вполне успешно общаюсь с детьми, у меня на уроках нет проблем с дисциплиной, в моем зале есть все необходимое, но зато у нас директор, с которым невозможно сработаться. Она глупа, некомпетентна, плохо воспитана, но обладает огромным самомнением. Коллектив разваливается, уже многие ушли, вернее, сбежали от этого директора. Устроились в другие школы, а теперь говорят, что там тоже самое. Наверное, если я проработаю еще лет пять, возникнут какие-то другие проблемы, которые тоже будут казаться нерешаемыми и ужасными. Таковы люди: мы всегда думаем, что раньше было лучше, а сейчас – полный кошмар. Нет, не кошмар. Просто проблемы, которые приходят и уходят».

Сейчас каждый сам за себя

Ольга Николаевна, учитель биологии, педагогический стаж 40 лет: «Я с ностальгией вспоминаю первые годы работы в школе. Я пришла в свежепостроенную школу, коллектива как такового еще не было, всех только оформили на работу, мы все были молоды, а во главе школы стояла женщина, которой тогда было столько лет, сколько мне сейчас. А через полгода у нашей школы уже было свое лицо, своя атмосфера, свой уклад. И сплоченный коллектив. Все друг друга поддерживали, друг другу помогали. Педсоветы были действительно педагогическими советами: каждый выносил на него свои проблемы и вопросы, и все вместе обсуждали, решали. Родители наших учеников были нашими помощниками: и внушение ребенку сделать, и уроки проверить, и шторы из класса постирать, и на субботник выйти, и помочь школьный праздник организовать – на все у них были желание и силы.

Учитель мог сосредоточиться на своей непосредственной работе, потому что создавались для этого все условия: завхоз обеспечивал всем необходимым, завучи оказывали методическую помощь, родители обеспечивали воспитательную поддержку. Вот всего этого сейчас очень не хватает: ощущения, что школа – это единый организм, который занят одним делом, и каждая его часть на своем месте выполняет свою миссию.

Сейчас этого нет. Каждый сам за себя. Директор прикрывает свою задницу, иногда подставляя подчиненных, завучи думают только о своих проблемах, выжимая из учителя сто тысяч бумажек, завхоз денно и нощно мечтает о том, как в один прекрасный момент откажется выдавать учителям бумагу и заправлять их картриджи, а родители пребывают в уверенности, что учитель им задолжал и много. Нет больше единого организма. И это очень плохо».

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Хотите узнавать первыми обо всех изменениях, касающихся
жизни учителей? Подписывайтесь на наш инстаграм ЗДЕСЬ

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Комментарии
Любовь

Очень хорошо про образование сказала Анна Игоревна, учитель математики. В современной школе нет сейчас никакого воспитания, мало того у родителей и особенно у ребенка очень много "власти". У меня был случай, когда ребенок заплакал на уроке, когда я ему за не выпоненную работу хотела поставить оценку "2". После разговора с ребенком, что оценки не выпрашивают, а зарабатывают, в школу пришла мама этого ребенка, на что она заявила: "Учитель кричала на моего ребенка, тем самым довела до слез, где это видано чтобы мальчиков до слез доводили." Меня вызвали и отчитали как малолетку, не слушая никаких объяснений этого случая. Было предложено спросить у других ребят, как проводятся уроки, и повышает ли учитель голос на детей. На что был дан ответ: "Мы не будем травмировать детскую психику." Скоро в школах вообще работать некому будет, все учителя которые хотят еще чему-нибудь научить уйдут, или их "выживут", останутся только ....

23 апреля 2018, 08:59
Пользователь

Уважение не навязывается сверху. Его надо заслужить. Даже откровенные хамы и дети "хозяев жизни" одних учителей презирают, а других уважают. А нынешнее положение безнаказанности только дает этим ... возможность не прятать свое презрение к вам, а откровенно его демонстрировать перед одноклассниками, зарабатывая на вас авторитет. А поддержки сверху не ждите. Не им хамят, не их заваливают бессмысленной отчетностью, не их держат на зарплате ниже, чем норма на содержание раба или преступника в тюрьме.

21 апреля 2018, 10:11
Пользователь

Я согласна с коллегами. Условия для работы изменились. Нас завалили бумагами, отчётами. Увеличилась нагрузка. А как же дети? А ведь нынешнему поколению нужно больше внимания со стороны учителей и родителей.

20 апреля 2018, 18:00
Пользователь

Только и слышно - Вы не имеете права! Почему учитель не учит! Уберите из журнала 2! Я пойду к завучу и т.п.... Ощущаю себя не учителем, а нянькой с носовыми платками чтобы успеть подтереть за каждым.... В школе работа почти 20 лет, но такого отношения к учителю никогда не видела. Учитель стал обслугой которая должна угодить администрации, родителям и ученикам. Только малый процент детей и родителей знают слово "Уважение"! Дальше , уверенна, будет еще хуже...

20 апреля 2018, 16:24
Пользователь

Здорово написали, Маргарита Николаевна Костёнова!Полностью согласна, добавить нечего. Не буду идеализировать советскую школу, тот период я застала только как ученик, и помню что тогда тоже бывали перегибы (может это мой личный случай произошёл), когда учителя не разобравшись в ситуации обвинили только меня. Сейчас работаю учителем и педагогом-психологом одновременно (кошмар). Баловались ли мы будучи детьми в школе? - да, было такое)) Но я не помню, чтобы кто-то так откровенно хамил учителям. А сейчас только и слышно "вы не имеете права". Начальство тычет в непонятные законы, которые они каждый день перекручивают по своему усмотрению, родители жалуются по поводу и без...за детей молчу, таких правознавцев ещё поискать)) И это хорошо с одной стороны, я про детей, смогут себя защитить при случае... Каждый день в голове только один вопрос "что делать"?!

20 апреля 2018, 14:38
Пользователь

При СССР система образования была похожа на айсберг: и глубина, и вес, и % чистоты... сейчас она похожа на сахарную вату: вес мнимый и чистота мнимая...
Кроме переизбытка информации, от которого не защищен никто, теперь добавился переизбыток нахлебников с правами взять\увольнять. Такого количества откровенно неумных приспособленцев-управленцев не было никогда. Они создают условия и перспективы очень дальновидно. Исключительно для личного благополучия. И дружно врут.
Департаменты прославляют откровенных вредителей и создают себе "команду" из них же. Эти люди под лозунгом "Создадим Будущее" воруют у нас Настоящее.
Они паразитируют на учителях и получают (за это?) зарплаты в разы превышающие зарплаты подчиненных.
Гнилая система не откажется от своей гнили. Это для неё родное.
"Единого организма" действительно нет. Родители в большинстве своем слепы насчет системы, а системы им подбрасывает "права"... Играем!

20 апреля 2018, 08:45
Юрий

Страха нет, уважения нет, значит, и воспитания нет и не будет.

К сожалению, это диагноз. Как приятно, видимо, было идти и знать, что тебя боятся, а значит - уважают. А сейчас совсем страх потеряли, Сталина на них нет.

20 апреля 2018, 04:26
Лев

Плакать по СССР можно, но бесполезно. А вот что делать... Во-первых понять, что внезапно выздороветь не удастся, т.е. настраиваться на долгую работу. И прекратить судорожно дергать ручки управления образованием в надежде случайно наткнуться на философский камень.

19 апреля 2018, 22:06