Эксперты обсудили проект реформирования системы образования в РФ

Учительская газета

В рамках XIX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ состоялась презентация и обсуждение экспертного доклада "12 решений для нового образования", подготовленного Высшей школой экономики и Центром стратегических разработок. Из 12 проектов по реформированию системы образования в РФ эксперты выбрали четыре.


​Напомним, ранее Центр стратегических разработок Алексея Кудрина и Высшая школа экономики подготовили экспертный доклад "12 решений для нового образования". В нем содержатся 12 проектов, направленных на реформирование системы образования в РФ. На сайте "Учительской газеты" опубликованы тезисы доклада и описание проектов.
 
По словам ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, 12 решений — это программа-максимум, они  предложены для того, чтобы увидеть весь спектр необходимых изменений. 
 
На сегодняшний день самыми важными направлениями по итогам дискуссий в профессиональном сообществе названы четыре: выравнивание образовательных возможностей детей, обновление подростковой школы, создание условий непрерывного образования взрослых, обеспечение равного доступа к качественному профессиональному образованию.
 
Ярослав Кузьминов напомнил, что в образование готовы вкладывать свои деньги 60% семей, при этом механизмы софинансирования не должны затрагивать право на бесплатное образование, гарантированное Конституцией России. Не менее важно привлекать средства бизнеса, использовать государственно-частное партнерство для решения инфраструктурных проблем образования. Еще один ресурс изменений – развитие цифровой среды: с ее помощью можно добиться результатов с меньшими финансовыми затратами, чем если использовать только традиционные формы.
 
Как отметил научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, в нашей стране высокий уровень образованности населения и высокая доступность образования не приводят к росту производительности труда. В странах ОЭСР с высоким доходом 70% национального богатства составляет именно человеческий потенциал, капитализированный в интеллектуальных продуктах и сервисах, в России этот показатель - лишь 48%. Но образование не является заложником несовершенных институтов рынка труда или плохого бизнес-климата, проблема заключается в его недостаточном качестве. Например, мы пока недостаточно успешно формируем у школьников навыки XXI века. Согласно результатам исследования PISA, менее 2% российских школьников достигают высшего уровня в трех областях базовой грамотности, а в Южной Корее – 6,5%.
 
Проблемы связаны еще и с тем, что Россия драматически отстает от стран-конкурентов по уровню финансирования образования, напомнил Исак Фрумин. В последние годы уровень реального финансирования образования значительно снизился, и средств не хватает. Затруднено внедрение нужных и важных опций, повышающих образовательный результат. Характерный пример – рабочие тетради для школьников, делающие учебный процесс более комфортным. Регионы не готовы тратить бюджетные деньги на их ежегодную закупку, а родители не готовы тратить свои, поскольку считают, что общее образование должно быть полностью бесплатным.
 
Помощник президента России, экс-министр образования и науки Андрей Фурсенко напомнил, что авторы экспертного доклада стремились дать ответ на два вопроса: как образование может способствовать развитию страны и как средствами образования обеспечить самореализацию каждого человека. Вопрос о том, как при этом будут чувствовать себя работники образования, тоже важен, но второстепенен, считает Андрей Фурсенко.
 
В ходе дискуссии руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина сказал о необходимости учитывать не только экономические показатели эффективности привлечения дополнительных средств в систему образования, но и социально-педагогические, как это делается в Москве. По его мнению, рост бюджетных расходов на образование не нужно растягивать на несколько лет – опыт Москвы показывает, что выделение больших средств в течение полутора лет дает длительный эффект.
 
Президент группы компаний "Просвещение" Владимир Узун отметил важность создания в России новых школ "цифрового формата", которые станут современными образовательными центрами, и предложил начинать преобразования со старшей школы. В этой программе готов участвовать бизнес, так что средства, которые вкладывает государство, в этом случае удастся увеличить вдвое. 
 
- Уже готовы финансовые модели и дорожные карты, выявлены барьеры, которые мешают частному бизнесу инвестировать в образовательную отрасль. Намечены конкретные меры, которые помогут их устранить, — сообщил Владимир Узун.
 
Руководитель Фонда "Талант и успех" Елена Шмелева назвала системообразующим фактором экономического успеха страны работу с талантами. По ее мнению, необходимо привлекать представителей науки и высшей школы, наставников с предприятий к обучению одаренных детей. Именно они станут «заказчиками смыслов», и по этой модели уже сегодня работает образовательный центр "Сириус" в Сочи.

 

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Хотите узнавать первыми обо всех изменениях, касающихся
жизни учителей? Подписывайтесь на наш инстаграм ЗДЕСЬ

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Комментарии
Пользователь

Могильщики от образования.

13 апреля 2018, 17:09
Пользователь

Нужно развивать и всячески поддерживать негосударственный сектор образования. Только тогда можно говорить об успешном его развитии.

13 апреля 2018, 10:00
Пользователь

спецы от госдепа по разрушению образования в РОССИИ.

13 апреля 2018, 07:30