Будущее не для сельских школ?

РОСБАЛТ

Закрытие учреждений образования ведет к вымиранию российской деревни, что чревато рисками потерь огромных пространств.


Школы и больницы — два столпа, которые поддерживают российское село, их закрытие оборачивается оттоком  жителей в города и ведет к вымиранию деревень. Все это может привести к появлению обширных безлюдных территорий. О том, какие проблемы испытывают сегодня сельские школы и что нужно предпринять для их решения, обсуждали в Совете Федерации.

Первый зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин в ходе парламентских слушаний в Совфеде привел несколько цифр, которые лучше всего иллюстрируют положение сельской школы.

«В 1995 году в России было 67 тыс. школ. К 2016 году осталось 42,6 тыс. За эти годы мы лишились 24,5 тыс. школ. Сельских школ было 47 тыс., осталось — 24,6 тыс. Сокращение составило 22,5 тыс. Таким образом, из 24,5 тыс. школ, которых мы недосчитались, 22,5 тыс. — это сельские школы», — отметил парламентарий.

«Действующий министр образования и науки Ольга Васильева высказалась за то, чтобы мы остановили ликвидацию сельских школ. То же самое говорил ее предшественник Дмитрий Ливанов. Но сокращение продолжается. За последние три года оптимизировали еще 2,5 тыс. школ», — добавил он.

По словам Смолина, «оптимизация» начала ускоряться в 2005—2006 годах, когда в стране стали активно внедрять подушевое финансирование. Понятно, что при таком подходе к распределению денег первыми полетели именно малокомплектные сельские школы.

«Нам говорили, что сокращаются школы, потому что „сокращаются“ дети. Но на самом деле количество детей сокращалось медленнее, чем школ, и сейчас мы наблюдаем даже некоторый рост числа школьников, при том, что количество школ продолжает сокращаться», — отметил Смолин.

Замминистра образования и науки Татьяна Синюгина тоже привела любопытные цифры. Из 42 тыс. российских школ 13,7 тыс. не имеют высокоскоростного интернета. Подавляющая часть — это сельские школы. Около 2 тыс. учебных заведений не имеют подключения к интернету вообще.

По словам замминистра связи и массовых коммуникаций Дмитрия Алхазова, подключением небольших населенных пунктов — от 250 до 500 жителей — к магистральным волоконно-оптическим линиям связи занимается Минсвязи. Таких населенных пунктов в списке ведомства 14 тыс. По словам чиновника, в 5,5 тыс. сел уже протянули сеть. «В этих селах находятся 3,4 тыс. школ, из которых фактически подключились к интернету 2,4 тыс.», — отметил Алхазов.

«Программа выполнена на 40%. Мы планировали закончить проект до конца 2018 года, но последние несколько лет финансирование сокращалось, и график растянулся до 2024 года. Рассчитываем, что больше переносов не будет», — сказал он.

Но доступность образования, особенно на селе, — это не только количество Мбит, это в первую очередь количество километров от дома до школы. По словам замминистра образования и науки Татьяны Синюгиной, 821 тыс. детей ежедневно возят в школу автобусы.

В прошлом году был принят закон, который запретил перевозить детей на машинах старше 10 лет, чем поставил сельские школы в тупик. Если следовать правилам, можно оставить детей даже без того, что есть.

«Мы обновляем школьный парк. Но это неправильно — списывать все автобусы старше 10 лет, руководствуясь только сроком эксплуатации. Безопасность перевозок не всегда измеряется только этим», — отметила Синюгина. Она обратилась к Минтрансу с просьбой пересмотреть критерии.

Но даже наличие школьного автобуса не всегда гарантирует доступность, считает первый зампред Комитета Госдумы по образованию Олег Смолин. «Как депутат от смешанного округа я не раз слышал от сельских учителей такую историю: метель, дороги замело, автобус не едет. И так — всю зиму. А по весне начинаются паводки, на дорогах образуются разливы», — отметил он. Об этом нужно помнить, принимая решение оставить на несколько соседних сел одну школу.

Будущее сельских школ за созданием на их базе социокультурных центров. Кое-где уже начали появляться современные спортзалы, куда в свободное от уроков время могут ходить все жители села, отметила Синюгина.

Но это будущее. А настоящее в том, что здания постепенно ветшают и рушатся: крыша течет, проваливается пол. «Последняя школа на селе строилась 25 лет назад. При всех наших лакировочных мероприятиях, нужно менять коммуникации, нужна современная инфраструктура. Для этого нужны средства. Своими силами регионам не обойтись», — подчеркнула заместитель губернатора Псковской области, заслуженный учитель России Вера Емельянова.

 Дефицита кадров в сельских школах нет. По словам замминистра образования, — меньше 1% вакансий. Но там другая проблема — набрать педагогическую нагрузку. Поэтому в сельских школах обычно малокомплектные разновозрастные классы, где один учитель ведет сразу несколько предметов. 

По словам Синюгиной, нужна специальная программа «Сельский учитель» по аналогии с «Сельским доктором». Выпускникам педагогических вузов нужно давать гранты в 1 млн рублей, если они поедут работать в сельскую местность.

Кроме того, по словам Смолина, необходимо в полном объеме восстановить все дополнительные гарантии для сельских учителей: 25% надбавка, коммунальные льготы. «Сейчас все это отдано на усмотрение регионов, у которых попросту не хватает денег со всеми вытекающими последствиями», — пояснил он.

По словам парламентария, министр образования Ольга Васильева продвигает идею о том, чтобы внести в новые «майские указы» положение, согласно которому соотношение зарплаты педагога к средней зарплате по региону должно быть не 1:1, а 1,5:1.

«Мне кажется, правильнее будет оставить зарплату педагога на уровне средней по региону, но за одну ставку. По данным ОНФ, уже сейчас нагрузка учителя составляет 28 часов в неделю. При соотношении 1,5:1 нагрузка может вырасти до 36 часов. На качестве образования это не сказаться не может», — считает зампредкомитета Госдумы.

Кроме того, нужно установить финансирование сельских школ вне зависимости от количества душ, а реорганизацию разрешить только с согласия сельского схода. Но все эти предложения требуют федеральной поддержки и федерального финансирования, резюмировал Смолин.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Трансляции выступлений лучших учителей 170 стран-БЕСПЛАТНО
Лучшие учителя от каждой страны в мире покажут свои открытые уроки, расскажут о методах и приемах, позволяющих им добиваться высоких результатов в своих странах. И конечно расскажут, что такое высокий результат обучения в их странах, почему именно их профессиональное сообщество выбрало лучшими.
Подробнее ЗДЕСЬ
Подписывайтесь на наш Telegram канал и будьте в курсе происходящего в образовании России и мире. Подписаться можно ЗДЕСЬ
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Пользователь

В связи с оптимизацией сельских школ,повально начался отток родителей вместе с детьми в ближайшие города.Повсеместно школы,там где были средние становятся основными,основные начальными,а начальные канули в лету.Понятно,что перспектива остаться без обучения родителей пугает и они задумываясь о будущем своих детей,переводят их на городское обучение.Что может ожидать деревни без полноценной школы? Ответ очевиден-развитие дальнейшее инфраструктуры села остановится,регресс неизбежен...Многие сельские школы давали и что удивительно дают хорошее образование нашим детям,но эта тенденция продолжения скорее всего иметь не будет.Финансирование таких школ всегда было по остаточному принципу,крошки с барского стола,поэтому разрыв в сравнении с городскими будет неизбежно увеличиваться.Школа на селе всегда была основой,оплотом сельской жизни и ликвидация оных не даст стране ничего хорошего.

22 апреля 2018, 20:39
Пользователь

Россия может остаться без сел.

13 апреля 2018, 10:11
Ирина

Сергей, а какое отношение мы имеем к понятию "развитые страны"? Я лично не считаю, что мы живем в развитой стране. Молоко и мясо не нужно, уже сейчас молоко закупают по 14 рублей и предупреждают, что летом, вообще, не будут закупать. В магазинах при этом продуктов из натурального молока нет. Разве так можно относиться к своему народу? Целенаправленно его травить и создавать условия, чтобы никто не дожил до пенсии.

12 апреля 2018, 17:27
Геннадий

Сразу видно человека далёкого от "земли". Одна демагогия. Мы закупаем мясо и молоко за границей, а своего нет и не будет при таком отношении государства к с\х. Закупочная цена 1 литра молока - 15 руб., а 1 литр солярки стоит 35 - руб. О какой прибыли можно говорить, а в магазине в тетрапакете молоко уже стоит 50 руб. за литр. Поэтому нормальные люди и не собираются работать за гроши, проше съездить в крупный город на заработки, а со временем и совсем туда перебраться.

12 апреля 2018, 09:40
Пользователь

Повернуть историю вспять

Каждый год Россия не досчитывается школ, главным образом в сельской местности. Причина объективная — снижение количества учеников.
Но разве сельские школы закрываются только в России? Это происходит везде, где сокращается сельское население.
Сопровождаются причитания о сокращении сельских школ неизменным предупреждением: "не будет школы, умрет и сама деревня" .
Но нужно найти мужество и разум посмотреть правде в глаза: современный агропромышленный комплекс (АПК) не в состоянии обеспечить массовой занятости.
В наши дни сельхозпроизводство характеризуется ростом производительности труда. Чтобы производить тоже количество продукции, что и во времена СССР, нужно примерно в 10-20 меньше людей
Вывод: АПК более не требует столь же многочисленного населения, как прежде. И если не было бы кризиса 90-х годов, то количество исчезнувших сел и деревень стало бы больше. И чем лучше будет с сельским хозяйством , тем меньше будет сел и деревень.

Наше село перенаселено. Бесперспективно возрождать село ради самого села, без экономического обоснования.
Во многих регионах , с районного центра можно обрабатывать землю всего района.
Газифицированные, с центральным водоснабжением, многие районные центры превосходят крупные города и по качеству среды обитания, и по доступности комфортабельного жилья.
А досуг? В отличие от деревни в любом райцентре уже имеются различные кафе, дискотеки, спортзалы.
. В райцентрах имеются районные больницы и аптеки. И качество образования и воспитания в школах районных центров сопоставимо со школами областных центров.
Можно, конечно, лить крокодиловы слезы по поводу закрытия сельских школ и продлевать жизнь мелким деревням за счет государства. Но, этого не могут себе позволить даже такие развитые государства как США и Канада. Откуда Россия возьмет на это деньги?. процесс-то объективен. В экономически развитых странах сельское население составляет несколько процентов и даже продолжает сокращаться. В России в сельской местности проживает около 25 процентов населения. Это значительно больше, чем в развитых странах. Значит процесс сокращения количества сельских населенных пунктов неизбежно будет сокращаться. .

11 апреля 2018, 23:25