Рикошет от пули

RG.RU

В Зауралье после стрельбы в классе проверяют всех школьных психологов и завучей

Тринадцатилетняя девочка, которая стреляла в одноклассников, не пришла после весенних каникул на занятия, и пока не ясно, останется она в этом учебном заведении или ее переведут в другое. Тем временем во всех школах Курганской области начались проверки.

Развлечение и преступление

ЧП случилось утром 21 марта в шадринской школе № 15 в седьмом классе на уроке географии. Как утверждает народная молва, одной из учениц внезапно стало плохо. Учительница повела ее в медпункт. Так совпало или школьницы заранее все спланировали, но, как только педагог вышла из класса, другая девочка стала стрелять по одноклассникам из пневматического пистолета. Оружие ей передала двоюродная сестра из 8-го класса: она вошла в кабинет и встала рядом с сообщницей. Более того, старшая девочка сама была вооружена складным ножом и легко могла порезать любого, кто к ним приблизится. До прихода учителей стрелявшая успела ранить семерых. К счастью, обошлось без серьезных травм, только ссадины и синяки.

Сейчас уже точно известна марка пистолета - Borner PM-X калибра 4,5 мм. Как пояснили в региональном отделе Росгвардии, его можно купить без лицензии и регистрировать не надо. По неподтвержденным данным, хозяйкой пневматики была восьмиклассница. Она уговорила отца, не живущего вместе с ней, купить оружие, чтобы пострелять по банкам. Кстати, в Росгвардии сообщили: школа находится под охраной частного предприятия. Когда началась стрельба, на тревожную кнопку никто не нажал, хотя на вахте есть дежурный. Возможно, поначалу не поверили, что произошло вооруженное нападение на класс.

- История не стоит выеденного яйца, - убеждал знакомый общественник из Шадринска. - Пульки там такие, что только попугать. Несколько синяков, а шума-то!

- Пистолет был похож на игрушечный, поэтому дети восприняли ситуацию без большого страха и ужаса, а в какой-то степени даже как развлечение, - прокомментировала по горячим следам уполномоченный при губернаторе Курганской области по правам ребенка Алена Лопатина.

- Произошел несчастный случай, назовем пока это так, - заявила местному телеканалу сразу после ЧП директор школы №15 Александра Юрченко.

И только когда в учебное заведение приехала федеральный детский омбудсмен, впервые прозвучало слово "преступление".

- Сегодня расследуется уже преступление, но вначале это был конфликт, который дошел до крайней степени, - рассказала Анна Кузнецова. - Девочка уже уходила из дома, но никто ей не помог.

По ее мнению, формально необходимые циркуляры в образовательных учреждениях существуют, но порой только на бумаге, в отчетах.

Приказано молчать

А что, собственно, произошло? Почему девочка взялась за оружие? После стрельбы прошло уже две недели, а ответа на этот вопрос из официальных источников так и нет. Следствие молчит, педагоги и родители говорить отказываются, школьники боятся. Не зная причин и мотивов, нельзя объективно оценить поступок подростка, а уж тем более предотвратить новое преступление.

- Нам строго-настрого запретили что-либо рассказывать, - признались "РГ" ребята. - Учителя предупредили: откроем рот - вылетим из школы, еще и родителей оштрафуют.

Сестры были неразлучны, вместо живого контакта с одноклассниками предпочитали виртуальное общение, увлекались мистикой

Судя по тому, как руководители школы № 15 героически держали оборону во время визита Анны Кузнецовой, охраняя родителей от журналистов, чтобы те не смогли выведать у них "военную" тайну, подростки говорят правду. Педагогов понять можно. Если бы не пресса, инцидент, может, и не получил бы такой огласки. Мало ли в учебных заведениях бывает разных случаев, но кому об этом известно? Вот пишут, например, на шадринских форумах, что недавно в одной школе избили пятиклассника. Двое здоровяков держали за руки, а третий по-боксерски наносил удары по голове. Дело замяли. В другой - разборки восьмиклассника и шестиклассника закончились сотрясением головного мозга. Никто по этому поводу шума не поднимал. Да и в самой 15-й, как выяснила Анна Кузнецова, полтора года назад подросток покончил жизнь самоубийством. Прокуратура назвала причиной неквалифицированную работу психолога. Школа никак не отреагировала на представление прокурора. Сейчас в школе психолог есть, но он даже не знал, что в классе конфликт: никто не сообщил, отметила омбудсмен.

О конфликте знали все

Между тем из собственных источников "РГ" стало известно, что разлад среди одноклассников начался больше года назад. Учителя и родители об этом знали.

- Мама стрелявшей семиклассницы не раз приходила в школу, говорила, что один из мальчиков обижает и унижает ее дочь, - рассказал осведомленный об обстановке в классе житель Шадринска. - Однако никто не вызвал родителей этого ученика и не попытался разобраться, что происходит.

Кстати, сестра семиклассницы около двух лет назад перешла в эту школу из другой. Говорят, сестры-подружки были неразлучны, в свою компанию никого не принимали, на переменах уединялись, вместо живого контакта с одноклассниками предпочитали виртуальное общение в Интернете, увлекались мистикой. Обе девочки растут без отцов.

После ЧП в Шадринске во всех школах Курганской области начались проверки. Как рассказали "РГ" в региональном департаменте образования и науки, инспекторы изучают, как работают с детьми психологи, социальные педагоги, завучи, классные руководители. Через две недели результаты обобщат и скажут, что нужно сделать, чтобы подобные происшествия не повторялись.

Кстати

В 157 школах Курганской области нет профессионального штатного психолога, то есть более 18 тысяч учащихся (44 процента) лишены квалифицированной психологической помощи.

Комментарии

Виктор Лукиных, зампредседателя Общественной палаты г. Шадринска:

- Сейчас очень много говорят о роли психолога в школе. А когда я учился, классный руководитель был и преподавателем, и воспитателем, и психологом. Учителя думали не только о том, чтобы мы освоили школьную грамоту, но и о том, как сделать из нас хороших людей. Сейчас воспитанием детей заниматься некогда. Главное - дать набор знаний, выполнить требования образовательного стандарта. Образование постепенно превращается в сферу услуг, вот что плохо.

Алексей Гусев, ответственный секретарь Национальной родительской ассоциации социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей:

-  Причину жестокости поступков детей надо искать в одиночестве. Мы можем сколько угодно подкупать ребенка, дарить ему дорогие игрушки, гаджеты, оправдывать невнимание сложной экономической ситуацией, занятостью на работе, но ничто и никто не заменит искреннего, неподдельного родительского интереса.

Мнения шадринцев в социальных сетях

***

Ясно одно: девочка не просто так, ни с того ни с сего взяла и постреляла! Предпосылки были, только никто их не увидел и не предотвратил ЧП. Ни учителя, ни родители, ни одноклассники. На самом деле то, что произошло, страшно! У меня дочь такого же возраста, и я не понимаю, как можно было не заметить, что в жизни ребенка что-то происходит и она на грани нервного срыва? А взять пистолет у папы и принести его в школу - это все-таки продуманное решение.

***

Сегодня всех детей в классе моего ребенка гоняли по одному к психологу. Спрашивали об отношениях в классе, с учителем, о маме, просили "пожаловаться", если есть на что. Показывали картинки, просили их оценить веселым или грустным смайликом. Раньше таких "душевных разговоров" не было. Интересно, надолго ли такая активность? И каковы будут итоги?

***

Неприятно сейчас выяснять, кто прав, кто виноват. Одно могу сказать: дети всегда конфликтуют при учителе. Просто некоторые педагоги закрывают на это глаза, якобы сами разберутся. Это неправильная позиция. Детям помогать нужно. Они все расскажут и тут же помирятся, но нельзя их игнорировать. Объяснять надо, как вести себя в таких случаях. Знаю случай, когда мальчика до самоубийства довели травлей. Психолог ему посоветовала вести дневник и записывать, как над ним издеваются. Это нормально? За него некому было заступиться. Он жил с бабушкой и не знал, кому рассказать! А надо всем рассказывать. Всем взрослым. Не помогут одни, помогут другие. В полицию иди, если не можешь постоять за себя.

Щетка-подружка

В Швеции выпустили говорящую зубную щетку-психолога. Она оснащена системой искусственного интеллекта и помимо гигиены полости рта совмещает в себе целый ряд функций. Например, по составу слюны может определить настроение владельца. Если в слюне повышено содержание гормона стресса, прибор начнет разговаривать с владельцем, подбадривать его и настраивать на позитивный лад.

Подробнее: https://rg.ru/2018/04/04/reg-urfo/posle-strelby-v-shkole-proveriat-psihologov-i-zavuchej.html

 

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Хотите узнавать первыми обо всех изменениях, касающихся
жизни учителей? Подписывайтесь на наш инстаграм ЗДЕСЬ

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Комментарии
Пользователь

Учителей замучили написанием многочисленных документов и им стало некогда заниматься воспитательной работой.

06 апреля 2018, 06:56
Пользователь

вседозволенность + безнаказанность = снова и снова

05 апреля 2018, 09:58