День знаний без учителей: Приморью грозит обвальная нехватка педагогов

Комсомольская правда

Закрепление молодых специалистов и реальное повышение оплаты по одной ставке - вот главные задачи, которые должен решить регион

Если власти Приморья и муниципалитетов срочно не озаботятся повышением реальной зарплаты педагогов на одну ставку и закреплением молодых специалистов, то День знаний 2018 года регион встретит с таким кадровым дефицитом, какого прежде не знал. Это было основным смыслом послания профсоюза работников образования Приморья руководству департамента образования и науки.

Откровенный разговор состоялся 22 марта в рамках пленума Приморской краевой организации профсоюза работников народного образования.

На вопросы трех десятков профактивистов отвечали и.о. директора департамента образования и науки Виктор Станкевич, начальник отдела экономики и бюджетного планирования образования Лариса Шумакова и начальник отдела кадровой политики в сфере образования Ольга Лейбольт.

Разумеется, самый острый вопрос — оплата работы педагогов Приморья.

Профсоюзных активистов интересовало, что же именно власти намерены предпринять, чтобы обеспечить достойную зарплату. Ведь сегодня официальные данные статистики по «майским указам» Владимира Путинадалеки от реальности.

Педагоги утверждают, что, во-первых, в служащие краевым властям поводом для гордости «средние» 43 тысячи у учителей и 32 тысячи у воспитателей включают налоги. А во-вторых, чтобы хотя бы приблизиться к этим суммам, им приходится работать вместо положенных на ставку восемнадцати часов сорок-пятьдесят часов.

Еще одна поднятая проблема — оплата труда отдельных категорий педагогов практически сравнялась с заработком младшего обслуживающего персонала, а с мая, когда МРОТ достигнет 100% прожиточного минимума, станет еще меньше.

То, что с зарплатами учителей и воспитателей не все хорошо, признала и Лариса Шумакова. Однако она сослалась на то, что по 131-ФЗ органы местного самоуправления сами определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений, и повлиять на это ни департамент, ни губернатор не в силах.

Председатель Дальнегорской организации профсоюза работников образования Галина Острошенко в ответ на это предложила пересмотр норматива субвенции, методика расчета которого не меняется уже пять лет.

— В Дальнегорске ситуация критическая, педагоги накалены до предела. Средний возраст учителей — 52 года, и большинство вынуждено работать по 40 часов, чтобы хоть что-то заработать. Наш район приравнен к северу, а педагоги получают 16-20 тысяч рублей, — как жить на эти деньги? При такой зарплате нет возможности выехать, например, на лечение — билет до Владивостока стоит 2 тысячи рублей, и это нашим учителям не по карману! Мы хотим знать, от кого конкретно зависит размер субвенции. Наши педагоги не живут а выживают, и это уже невыносимо, — сказала Острошенко.

Департамент ссылался на то, что когда формировался проект бюджета 2017 года, никто не предполагал, что минимальный размер оплаты труда в 2018 году вырастет, и не один раз.

— Сейчас мы собираем информацию от муниципалитетов. Нормативы будут пересчитаны и зафиксированы законодательно, но это потребует времени — до двух месяцев. Ситуацию исправим, — пообещала Лариса Шумакова.

Людмила Карамова, председатель Владивостокской организации профсоюза работников образования, подняла тему индексации зарплаты педагогов, которая не проводилась с 2013 года. На странный аргумент департамента о том, что приморский бюджет не резиновый, педагоги ответили, что устали входить в положение властей и продолжат настаивать на индексации.

Были затронуты на встрече и вопросы нехватки кадров в отрасли.

— Ситуации, когда на семь начальных классов в школе всего четыре учителя, а значит, трое из них ведут по два класса одновременно, — не редкость, — рассказала Галина Острошенко.

Ее коллега из Большого Камня привела свою статистику: в 2003 году на 503 учеников школы, где она работает, было пять учителей английского и по шесть преподавателей математики и русской языка. Сегодня детей 513, с ними занимаются один математик, два преподавателя английского и три учителя русского языка. И хотя число двоечников, оставленных на второй год, резко снизилось — с 31 до двух, это не значит, что уровень подготовки школьников вырос.

— Может быть, это связано с тем, что учитель, который имеет 36-часовую нагрузку, физически не может индивидуально подходить к ученикам и вынужден «стряпать» тройки, поскольку ему некогда сидеть после уроков с детьми и заниматься дополнительно? Вот вам и связь зарплаты педагога с качеством образования, — сказала она.

Лидер профсоюза работников образования Приморья Ирина Мариш считает, что необходимость откровенного разговора назрела давно:

— Мы хотим, чтобы власти увидели истинную, не приукрашенную картину — как живут педагоги Приморья на самом деле, а наши профактивисты получили ответы из первых уст, — сказала она.

Профсоюз работников образования Приморья знает реальное положение дел, поскольку представляет 759 из 1046 образовательных учреждений края и регулярно отслеживает ситуацию.

Так, чтобы понять, как на самом деле в Приморье привлекают молодых педагогов, в ноябре 2017 года крайком провел свой мониторинг. Информация о том, сколько молодых учителей было принято в школы за последние три года, получают ли они единовременные и ежемесячные доплаты и в каком объеме, предоставляется ли им жилье, была получена напрямую от педагогов.

Опрос показал, что картина далека от идеальной. Например, в Дальнегорске, Кавалеровском, Кировском, Красноармейском Михайловском, Пограничном, Черниговском, Чугуевском и Яковлевском районах до сих пор нет муниципальных программ поддержки молодых специалистов. Педагоги Анучинского, Кавалеровского и Пожарского районов, Арсеньева и Дальнегорска не знают, что такое ежемесячная доплата к окладу молодого специалиста. Никакого жилья, даже общежитий, не могут добиться учителя Спасского, Октябрьского, Партизанского и ряда других районов.

Результаты этого мониторинга уже использованы рабочей группой проекта «Учитель для Приморья». Цель проекта — максимальное содействие трудоустройству и успешной адаптации молодых учителей-выпускников ДВФУ в школах Приморья.

Профсоюз работников образования Приморья плотно работает с профильным департаментом края.

— Но нам хочется, чтобы эта работа не была формальной. Чтобы на наши обращения к руководителям приходили не отписки, причем подписанные одним и тем же исполнителем. Мы — за нормальный диалог. Порой отправляешь письмо о наболевшем, ждешь положенные 30 дней, надеешься на конструктивный ответ, а получаешь формальную отговорку. Транслируешь ее педагогам, которые обрывают телефоны в ожидании ответа, и понимаешь их настроение — у них руки опускаются, а доверие к власти падает. Такого быть не должно, — говорит Ирина Мариш.

Она подчеркивает, что у департамента образования Приморья и отраслевого профсоюза общие цели.

— Врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко на встрече с профсоюзами Приморья в феврале сказал, что удержание населения в регионе путем повышения уровня жизни — наша общая задача. И мы готовы ее решать. Профсоюз работников образования, как никто другой, заинтересован в том, чтобы в крае не было дефицита кадров в отрасли, чтобы в школы и детсады приходила работать молодежь, чтобы выпускникам педагогических вузов и колледжей хотелось жить и работать в Приморье, — резюмировала Ирина Мариш.

Подробнееhttps://www.dv.kp.ru/daily/26810/3846187/

 

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.