Именно на учителях по сути и держится избирательная система: они — и избиратели, и сотрудники УИКов, и, когда нужно, фальсификаторы, а в этом году еще и главные агитаторы за явку. В условиях, когда результат предрешен, именно она стала главной интригой. Многие учителя записали видеопризывы. Гражданский долг, ответственность, непростая политическая обстановка — все это, по задумке, должно привести избирателей на участки. Но для заветных 70 на 70 этого мало — в обязанностях учителей по всей стране (помимо организации привычных концертов и классных часов 18 марта) поквартирные обходы и уговоры родителей.
«Классные руководители должны будут собирать информацию о явке родителей тех детей, которые учатся в их классе, и в случае необходимости, если поступит информация, что пришли проголосовали не все родители, они должны будут каким-либо образом сагитировать за то, чтобы они все-таки явились», — рассказывает учитель сельской школы в Тамбовской области, попросивший не называть его имени.
В день голосования у учителей непростой выбор: прийти на участок в свою школу и отчитаться по смс, едва сбросив бюллетень, или получить выговор.
«Я отказалась. Сказала, что у меня билет на "Сапсан", и я открепляться не буду, и вообще идут они все лесом. На что мне сказали, что я не выполняю свой гражданский долг и вообще я бюджетник, и вообще я должна быть лояльна к власти и благодарна ей за то, что она платит мне зарплату. Мне в кадрах сказали, что это вообще очень плохо и меня ждет публичное отчитывание на ближайшем педсовете о том, что я не выполняю директивы школы», — тоже анонимно рассказывает педагог-психолог образовательного центра в Москве.
Пришел — отметился: смс директору, селфи и записался в список.
«А вот здесь вы отметьтесь», — обращается к пришедшей на участок педагог московской школы номер 1468. На вопрос что за список и зачем учителям в нем отмечаться, предлагает сменить тему и ознакомиться с фотовыставкой: выбрать лучшую фотографию Таганского района.
В некоторых регионах учителя и директора школ не стесняются и открыто агитируют за конкретного кандидата:
«Вот хештег "России нужен Путин" стоял просто на всех аватарках — учителей, школ, сельских администраций. Вся Тамбовская область была вот такой», — Станисла Андрейчук, член совета движения «Голос» отмечает беспрецедентное давление на учителей в этом году. Всего на «Карте нарушений» более 150 анонимных сообщений, связанных со школой, но это лишь малая часть — учителя боятся жаловаться.
«Это люди напуганные, которые уверены, что у государственной власти есть, чем проверить, ходили ли они голосовать. Когда я говорю, что этого не существует, они смеются, что я просто не знаю всех ходов», — говорит учитель обществознания Петр. Он работает в хорошей московской школе, где обычно учителей от политики ограждали, но в этот раз даже там директор попросил на выборы прийти.
«Есть право сказать: "Я не буду этого делать". Но если к учителю приходит директор и говорит, что вот сейчас приедут снимать предвыборный сюжет, учитель три раза подумает прежде чем сказать "нет". У него через полгода аттестация, его зарплата разделена на часть базовую и стимулирующую, которая зависит от мнения директора о нем», — оправдывает коллег Леонид Перлов, сопредседатель профсоюза «Учитель».
Преподаватель обществознания в московской гимназии №1543 Алексей Кузнецов наткнулся в фейсбуке на хештеги #яидунавыборы и #своимпримером — под ним сплошь посты молодых директоров.
«Ролик этот совершенно замечателен тем, что человек не просто отрабатывает задачу, а делает это творчески, с выдумкой, с огоньком», — комментирует Кузнецов видеоблог Ильи Новокрещеного, директора школы «Покровский квартал». Тот собрал «хит-парад» тех, кто не ходит на выборы — в нем дети, животные, бездомные и «диванные войска» и призывает обязательно проголосовать.
Сами директора, впрочем, утверждают, что это их собственная инициатива. «Это моя личная убежденность, — уверяет Татьяна Мансурова, директор школы №1692, — Я делаю это регулярно по отношению к своим друзьям, просто раньше у меня не было фейсбука, поэтому у меня не было такого инструмента. А те кто дружит со мной десятками лет знают, что я убежденный ходок на выборы».
В противовес Кузнецов запустил свой флешмоб #яучительянеклоун — постов под ним почти нет.
«Все равно есть другие варианты поведения, вот я хочу это показать, призываю своих коллег тоже это сделать, сколько-то их наберется. К людям которые искренне считают, что надо пойти и проголосовать за действующего президента у меня нет никаких вопросов -— их право. В данном случае это обслуживание. Понятно за что и это меня расстраивает», — объясняет он.
***
«Неподалеку от домика было перепутье — здесь расходилось несколько дорог», — бывший завуч санкт-петербургской школы № 575 Татьяна Иванова читает внучке «Волшебника в стране ОЗ», на пенсии она уже шесть лет. Тетради, классные журналы — все в прошлом, сейчас вся жизнь — внуки, дача и цветы.
К выборам в Госдуму 2011 года она уже 15 лет была председателем участковой избирательной комиссии.
«Это был праздник для нас: может быть, потому что мы еще то поколение. Мы отрабатывали всегда хорошо, у нас не было никаких замечаний, даже наблюдатели, которые приходили, у нас никогда жалоб никаких не было: мы делали свою работу честно "от и до"», — вспоминает Иванова.
Но за месяц до выборов заведующая районного департамента образования вызвала Иванову и ее коллег: рассказать как подделывать бюллетени в пользу «Единой России». Иванова хоть и состояла в этой партии, мухлевать с голосами отказалась: «Уже дошло до того: хотите быть белыми воронами, да все так делают. Я говорю: "Мы в жизни так не делали и делать так не будем". Я уж не говорю что мне деньги предлагали — 75 тысяч, — а я как завуч получала 19 тысяч. Вы понимаете, что такое 75. Тут нам сказали, что никуда вы не денетесь, у нас юристы, вас отмажут. А я вам сказала: "Я не буду этого делать, и молчать я не буду об этом».
Молчать учительница действительно не стала: «Пришла домой все взвесила: либо я затыкаюсь и все остается, либо продолжаю дальше — войной это не назовешь, но вынуждена уйти».
Из школы пришлось уволиться — директора стали вызывать в прокуратуру, не хотелось создавать проблем.
«Самое трудное это был разговор с классом. 11-й класс был... Было чувство, что я их предаю, бросаю, понимаете», — едва сдерживая слезы, вспоминает Иванова.
Потом был суд с той самой начальницей из РОНО, требовавшей от Ивановой подыграть «Единой России». Выиграла пенсионерка с трудом, а чиновницу не только не уволили, а повысили: теперь она замглавы администрации Василеостровского района.
«В тот период мне очень не нравилось, когда говорили: "Вот такой поступок". Да нормальный это поступок, я ничего не сделала сверх такого. Никакой я не герой. Я просто поступила как любой нормальный человек. У нас всегда есть выбор, понимаете», — говорит учительница.
К выбору нормального человека готовы единицы. Истории учительского протеста всплывают в после каждых выборов в России, но куда проще встать в строй, чем выйти из него.
Подробнее: https://tvrain.ru/teleshow/vybory_2018/shkoly-459881/