Забыть, что такое скучный урок, и пользоваться последними достижениями самых продвинутых учителей-предметников. Учиться с удовольствием, а не тупо зубрить. Повыкидывать из рюкзаков и портфелей тяжеленные кипы учебников. Положить конец бесконечным учительским и директорским отчетам. Без труда составлять толковые и всем удобные расписания даже в самых крупных образовательных комплексах. Все это, как рассказали журналистам в столичном департаменте образования, лишь малый перечень возможностей, полученных городской системой общего образования благодаря столичному проекту «Московская электронная школа» — МЭШ.
— Сегодня мы живем в «умном городе» с «умной медициной», «умным транспортом» и «умной школой», где учатся умные дети и работают умные учителя, превратившиеся благодаря МЭШ не только в экспертов федерального уровня, но и в разработчиков новейшего образовательного контента, — определила суть проекта директор Городского методического центра Марианна Лебедева. — МЭШ — это современное рабочее место современного московского учителя.
Возник даже новый термин — «МЭШ-учитель», рассказал учитель физики школы №498 Андрей Белышев: «Это активный современный педагог, работающий в цифровой среде. Используя новейшие технологии, он может взять из приложения готовый урок с уникальным, ярким контентом или создать собственный. В любом случае высокое качество гарантировано. Думаю, благодаря МЭШ у нас вообще не останется слабых учителей: все выйдут на достойный уровень».
Возможности МЭШ-учителя и правда практически безграничны. Качество доступных материалов для подготовки к уроку гарантировано, заверила Лебедева: «Перед размещением в открытом доступе все задания прошли обязательное модерирование. И те, что вызвали у экспертов сомнения, не прошли». Что же касается количества, то число разработанных и внесенных в платформу электронных сценариев уроков превысило 220 тыс., а в общем доступе для всех категорий пользователей размещено более 15 тыс. электронных сценариев уроков по всем обязательным предметам с 1-го по 11-й классы. И каждый уникален.
К примеру, на уроке математики в начальной школе это может быть сюжет мультипликационного формата — скажем, о мерах длины у разных народов в разные исторические эпохи. А для ребят постарше — «Урок с министром правительства Москвы»: недавно такой в 8-х классах провел столичный министр информтехнологий Артем Ермолаев. Или урок-квест «Жизнь в умном городе», в ходе которого школьники по описанию с помощью видеонаблюдения искали конкретное здание. Можно ли томиться и скучать на таких занятиях?
— В школе больше не осталось скучных уроков! — констатировала ученица 10-го класса школы №498 Владлена Кривошапова. — И нам больше не надо зубрить или таскать кипы тяжеленных учебников: сейчас все в планшетах, а на интерактивных досках все доступно и понятно современной молодежи.
Особенно востребованными оказались уроки по физике, химии и биологии, позволяющие посмотреть опыты, которые невозможно провести в школе, и уроки по истории и литературе, где изучение темы сопровождает видеоряд портретов исторических персонажей и литературных героев.
Самых активных МЭШ-учителей городские власти всячески поощряют. Причем не только создателей контента (им полагаются гранты по 100 тыс. руб., к слову сказать, уже выданные 193 учителям из 104 московских школ, а кое-кому и не по одному разу), но и постоянных пользователей электронных образовательных материалов (им выплачивается городская надбавка в размере 10 тыс. руб.). С января 2018 года такие надбавки получают все учителя пилотных школ и 5 тыс. самых активных учителей из других образовательных организаций.
— Мне самой очень интересно учиться! — поделилась с «МК» одна из активнейших авторов контента МЭШ, учитель математики школы №1571 Татьяна Никульникова. — Чтобы поднять мотивацию ребят к учебе, нам, учителям, с помощью новых технологий нужно идти в их среду. И МЭШ — отличная площадка для такого творчества: там получается готовый продукт очень высокого качества, воспользоваться которым может каждый!
Сама Татьяна за создание уникальных уроков по своему предмету получала стотысячные гранты уже трижды. И это, похоже, не предел: «Сейчас думаю вместе с коллегами создать электронное межпредметное пособие: взять одну тему и посмотреть на нее с точки зрения сразу нескольких школьных предметов, — рассказала она «МК». — Мы выбрали тему «Уравнение», где помимо математического аспекта учитель-словесник разберет само слово «уравнение» и исследует его корень, учитель истории покажет, как создавались уравнения, и поможет проследить жизненные пути математиков, а физик расскажет, как используются уравнения в прикладной физике».
В библиотеке МЭШ уже можно найти около 400 электронных учебных пособий по разным предметам с 1-го по 11-й класс. Разработана электронная хрестоматия «История науки» в 6 томах, включающая более 1,1 тыс. авторских текстов. Кроме того, в электронном хранилище МЭШ находится 181 художественное произведение школьной программы, для практической работы доступны 6 прототипов предметных лабораторий по физике, планиметрии и стереометрии, алгебре, истории и географии, а к концу года в МЭШ появятся и учебники по всем 215 школьным предметам, обещают в Городском методическом центре.
Впрочем, МЭШ помогает не только педагогам и их ученикам, но и директорам, сообщил директор школы «Покровский квартал» Илья Новокрещенов:
— МЭШ — это система, с помощью которой директор управляет современным образовательным комплексом. К примеру, расписание для большой школы вручную не составить, это делает МЭШ. Она же позволяет установить оптимальный график внеучебной жизни школьников — скажем, сделать так, чтобы сразу после дискотеки им не пришлось писать серьезную контрольную. Все данные, необходимые директору, также обнаруживаются в 2–3 клика: любые цифры, необходимые для контроля, всегда под рукой. МЭШ сегодня — это достаточный инструмент эффективного управления школой, полностью освобождающий учителя от любых форм отчетности. Больше никаких бумажных отчетов от учителя — сегодня они совершенно не нужны, ибо это прошлый век! Достаточно заполнить электронный журнал и дневники, причем не вручную, а подгрузив готовые блоки-заготовки.