Принуждение учителя к бесплатному труду и как с этим бороться

Педсовет

Все мы знаем, что работа учителя включает множество обязанностей, которые или не оплачиваются вообще, или оплачиваются настолько ничтожными суммами, что можно эти обязанности с чистой совестью причислить к бесплатным.

Сложившаяся ситуация

Работа на ЕГЭ, классное руководство, проведение праздников, поездки с детьми на соревнования и олимпиады, на экскурсии и на свежий воздух, оформление кабинетов и рекреаций, дежурство по школе, посещение детей на дому, подготовка документации и еще множество всяких дел, перечислять которые можно до бесконечности. А оплачивают учителю-предметнику только «часы», то есть уроки.

Кто виноват в таком порядке вещей? Виновных  множество. Без персонификации это и невнятно прописанное законодательство, лишь косвенно нормирующее учительский труд, и недостаток финансирования в сфере образования вообще, и злоупотребления с НСОТ в частности.

Но виноват зачастую и сам учитель, не интересующийся своими правами и не желающий отстаивать собственные интересы.

Что можно посоветовать учителю, который недоволен тем, что его нагрузили неоплачиваемой работой, и который готов сопротивляться?

Прежде всего, осознать разницу между трудом волонтера и трудом наемного работника. В работе учителя так тесно переплетены эти две ипостаси, что зачастую отделить одно от другого бывает довольно  сложно, чем и пользуется недобросовестный работодатель.

Итак, волонтер действует по собственной инициативе, наемный работник на основании трудового договора. Волонтер руководствуется только целью своего благородного дела, наемный работник указаниями и условиями, обозначенными  работодателем. Волонтер получает удовольствие и/или моральное удовлетворение от своего труда, наемный работник может не получать ни того, ни другого. Качество и количество работы волонтера оценивается по принципу «дареному коню в зубы не смотрят», работа наемного работника сопровождается требованиями к качеству и количеству.

Другими словами, если вы действуете по собственной инициативе, поступаете, как считаете нужным, и получаете от этого моральное удовлетворение, смело не требуйте никакой оплаты. Но если вы действуете по заказу и под контролем работодателя, плата за труд должна быть.

Какими законами может оперировать учитель?

Когда вы потребуете эту оплату у работодателя, он, вполне возможно, возразит, что «оплата неконкретизированной по количеству часов» работы входит в оплату учебного часа. Школьный работодатель любит на это ссылаться. Так, якобы, написано в Приказе Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601 (ред. от 29.06.2016).Однако, Приказ расширяет перечень работ, но не касаясь оплаты. Толкование в сторону, якобы, включения оплаты  «неконкретизированной по количеству часов работы» в учебный час, является ложным, что  и доказывается довольно просто, с помощью примитивной задачки. Учительница А и учительница Б имеют одинаковые оклады. Учительница А ездила в воскресение с детьми на экскурсию, а учительница Б в это время сидела дома. По окончании месяца они получили одинаковые суммы зарплаты. Следовательно, поездка учительнице А оплачена не была.

Если работодатель настаивает на своем, вы можете напомнить ему ст. 37 Конституции РФ и ст.4  Трудового Кодекса, исключающие применение неоплачиваемого труда. И согласно существующей иерархии источников права Конституция и Трудовой Кодекс стоят выше  министерского приказа, и  в спорных случаях надлежит руководствоваться  источниками, стоящими выше по иерархии.

Это знают и судьи, ведь они выбираются из профессиональных юристов.

Но как быть, если отказ от неоплачиваемой или почти неоплачиваемой работы грозит учителю штрафными санкциями? Не официальными штрафами, которые еще надо законно обосновать, а скрытыми, неявными. Их потенциально в существующей школьной практике великое множество при нерасписанности условий труда, эргономики и гигиены. Это и лишение «своего» кабинета, и ограничение доступа к компьютеру, и неудобное расписание, и запугивание постоянным посещением уроков, и депремирование, и еще много чего есть в арсенале недобросовестного работодателя, чтобы запугать, сломать учителя, превратив его жизнь в кошмар, и заставить в  итоге смириться с неоплачиваемым, но контролируемым трудом.

Как быть в случае неявных штрафных санкций?

Прежде всего, следует помнить, что многие из этих «способов усмирения» также регулируются законодательством. Например, доступ к оборудованию и оснащение учебного процесса. Согласно ст.22 ТК РФ работодатель обязан обеспечить работника всем необходимым. Данная статья ТК посвящена обязанностям работодателя.

Также имеются законодательные акты министерства, касающиеся расписания, приема пищи и прочего. Поэтому, прежде всего, проверьте, насколько правомерны применяемые к вам меры. Но в целом, конечно, эргономика труда не разработана, НОТ отсутствует. СанПины касаются только детей. Добиться полного пакета адекватных документов, регулирующих трудовые взаимоотношения в школе – задача на будущее. А также для коллективного договора в коллективах с нормальным профсоюзом, но таких мало. Одиноким учителям с чувством собственного достоинства пока приходится пользоваться тем, что есть.

Как быть, если с вами поступают вроде бы «по закону», а на самом деле получаемый дискомфорт является прямым следствием вашего отказа  выполнять неоплачиваемую работу? Здесь нужно помнить о ст. 4 ТК РФК, запрещающей принудительный труд. Согласно этой статье принудительным считается труд под угрозой наказания. Разумеется, доказать, что дискриминационные меры связаны с отказом выполнять неоплачиваемую работу, что существует  сама угроза наказания за отказ, бывает довольно сложно. Но не во всех ситуациях. Особенно, если работник фиксирует свои отношения с работодателем с помощью заверенной и зарегистрированной переписки.

Принудительный труд

Характерным примером принудительного труда является труд, выполняемый для получения квалификационной категории.

В современные условия получения категории входит множество действий, таких как, участие в мероприятиях, организация мероприятий, посещение курсов и прочее, не входящих в должностную инструкцию и не имеющих никакого отношения к уровню преподавания, о котором они, якобы, свидетельствуют. Все эти действия нужны исключительно для поддержания иллюзии необходимости раздутой управленческой прослойки и освоения направляемых этой прослойке денежных средств. Ни ученику, ни учителю большинство этих действий не нужны. Но учителя вынуждены их выполнять под угрозой, что их квалификация (которая у них уже фактически есть) не будет подтверждена соответствующими инстанциями. В данном случае легко доказуема угроза.

Также легко доказуема связь между отказом выполнять работу классного руководителя и  угрозой ухудшения условий труда в тех школах, где только классные руководители обеспечиваются кабинетами для работы. Примеры можно продолжать. Каждый из них индивидуален и требует творческого подхода, логики и главное – уважения к себе и своей профессии.

Манипуляция как способ принуждения

Практика профсоюзной работы показывает, что огромное количество принудительной работы совершается под угрозой «испортить отношения». Здесь вам не поможет ни один суд, поскольку имеется добровольность с вашей стороны. Такие казусы лежат в русле психологии.

Давно описана практика принуждения человека к невыгодным и нежелательным действиям с помощью психологического давления или эмоционального шантажа. Называется она манипуляцией. 

Основные приемы манипуляций в школе: «это нужно для школы», «если вы этого не сделаете, нас накажут (лишат финансирования, нашлют проверку и т.д.», «вы не учитель (опровергните это своей бесплатной работой)», «вы хороший учитель (подтвердите это своей бесплатной работой)», «школа в бедственном положении, ваш труд достоин оплаты, но нет денег» и так далее.

Лучшей защитой от такого давления будет, вежливо согласившись с положительными и бесспорными моментами, так же вежливо, но твердо, попросить доказать невозможность оплаты. В частности, предъявив для изучения документы: Положение об оплате труда, штатное расписание, подтверждение фонда оплаты труда, зарплатную ведомость на весь коллектив. Мала вероятность, что вам эти документы покажут, но  высока вероятность, что больше вас никогда ни к чему не будут принуждать.

Подробнее: https://pedsovet.org/beta/article/prinuzdenie-ucitela-k-besplatnomu-trudu-i-kak-s-etim-borotsa

 

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Пользователь

Сергей Евсютин ( 636083 ), подписываюсь под каждым вашим словом, коллега! Это в целом свойственно для всего нашего общества.

15 марта 2018, 11:53
Пользователь

Проблема в психологии наших учителей. Они не понимают элементарной истины, что сами позволяют нарушать свои права и интересы. И это в условиях очень высокой правовой защищенности, возможно самой лучшей в мире.
МОТ (международная организация труда) признает наш Трудовой Кодекс одним из лучших в мире. ЮНЕСКО, еще в 1992 году признало наш ФЗ РФ ОБ образовании" самым прогрессивным в Европе. В США , наемные работники, в том числе и учителя, имеют меньше прав, чем российские. Но, они меньшими правами, могут пользоваться значительно лучше, чем мы.. Можно выделить две основных причины бедности и забитости наших учителей- правовая неграмотность и психологическая трусость. Многие усердно занимаются само запугиванием и само устрашением.

14 марта 2018, 23:49
Геннадий

Для Дарьи Раскольниковой. Нормативные документы в которых идёт речь о рабочем времени учителя: часть 3 статьи 333 ТК РФ, Приказ МинОбрнауки от 27 марта 2006 года № 69, Приказ МинОбрНауки от 24 декабря 2010 года № 2075, на них нужно ссылаться когда говорят о рабочем времени учителя, кратко в них говорится, что рабочее время учителя ставка 18 часов, а более 36 работать нельзя - это уже переработка, таким образом если у вас более 18 часов, то допустим у меня 23 часа, а оставшиеся время, т.е.13 часов, я должен подготовиться к урокам, провести классный час, заполнить электронные журнал и дневники, подготовить доклад и это мое дело, что я сделаю и где и в какое время.

13 марта 2018, 11:43
Пользователь

С 1 сентября физика, химия и биология исчезнут из украинских школ

13.03.2018 - 7:24
С 1 сентября физика, химия и биология исчезнут из украинских школ | Русская весна
В новом учебном году в некоторых украинских школах уже не будет физики, биологии и химии — эти предметы заменит так называемый интегрированный курс «Природные науки».

Об этом сообщает Министерство образования Украины.

В рамках курса будут якобы изучаться химия, физика, биология, география и другие предметы естественно-научного цикла.

Преподавать «Природные науки» будут те, кто раньше учил физике или биологии, что примечательно — без дополнительной переподготовки.

То есть, физике может обучать биолог или бывший учитель географии.
В будущем же отказаться от изучения естественно-научных предметов планируют во всех школах, кроме специализированных. В Минобразования считают, что углублённые знания этих дисциплин среднестатистическому школьнику ни к чему, а общий предмет «Природные науки» позволит школьникам «сформировать целостное представление о мире».

13 марта 2018, 08:27
Пользователь

Еще учитель бесплатно участвует в работе государственной аттестационной комиссии педагогического университета

12 марта 2018, 09:16
Пользователь

Да, вы правы Дарья Расколенко! Так говорит не только ваш директор. Их тоже учат (на совещаниях директоров) как держать свою паству, иначе бы давно слетели со своего места. Да, и нет такого директора, который = друг своим подчинённым. У меня стаж работы в трёх разных школах, и везде одно и тоже.Их слова: "Не нравится - вон там дверь."

12 марта 2018, 08:33
Пользователь

хорошая статья - жалко, что редкий гость

12 марта 2018, 08:29
Дарья

Аргумент нашего директора (который здесь почему-то не рассмотрели): "В оплачиваемую ставку входят не 18, а 36 часов! Вот эти дополнительные 18 - отрабатывайте!"...

12 марта 2018, 08:15