Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
Все мы знаем, что работа учителя включает множество обязанностей, которые или не оплачиваются вообще, или оплачиваются настолько ничтожными суммами, что можно эти обязанности с чистой совестью причислить к бесплатным.
Работа на ЕГЭ, классное руководство, проведение праздников, поездки с детьми на соревнования и олимпиады, на экскурсии и на свежий воздух, оформление кабинетов и рекреаций, дежурство по школе, посещение детей на дому, подготовка документации и еще множество всяких дел, перечислять которые можно до бесконечности. А оплачивают учителю-предметнику только «часы», то есть уроки.
Кто виноват в таком порядке вещей? Виновных множество. Без персонификации это и невнятно прописанное законодательство, лишь косвенно нормирующее учительский труд, и недостаток финансирования в сфере образования вообще, и злоупотребления с НСОТ в частности.
Но виноват зачастую и сам учитель, не интересующийся своими правами и не желающий отстаивать собственные интересы.
Прежде всего, осознать разницу между трудом волонтера и трудом наемного работника. В работе учителя так тесно переплетены эти две ипостаси, что зачастую отделить одно от другого бывает довольно сложно, чем и пользуется недобросовестный работодатель.
Итак, волонтер действует по собственной инициативе, наемный работник на основании трудового договора. Волонтер руководствуется только целью своего благородного дела, наемный работник указаниями и условиями, обозначенными работодателем. Волонтер получает удовольствие и/или моральное удовлетворение от своего труда, наемный работник может не получать ни того, ни другого. Качество и количество работы волонтера оценивается по принципу «дареному коню в зубы не смотрят», работа наемного работника сопровождается требованиями к качеству и количеству.
Другими словами, если вы действуете по собственной инициативе, поступаете, как считаете нужным, и получаете от этого моральное удовлетворение, смело не требуйте никакой оплаты. Но если вы действуете по заказу и под контролем работодателя, плата за труд должна быть.
Когда вы потребуете эту оплату у работодателя, он, вполне возможно, возразит, что «оплата неконкретизированной по количеству часов» работы входит в оплату учебного часа. Школьный работодатель любит на это ссылаться. Так, якобы, написано в Приказе Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601 (ред. от 29.06.2016).Однако, Приказ расширяет перечень работ, но не касаясь оплаты. Толкование в сторону, якобы, включения оплаты «неконкретизированной по количеству часов работы» в учебный час, является ложным, что и доказывается довольно просто, с помощью примитивной задачки. Учительница А и учительница Б имеют одинаковые оклады. Учительница А ездила в воскресение с детьми на экскурсию, а учительница Б в это время сидела дома. По окончании месяца они получили одинаковые суммы зарплаты. Следовательно, поездка учительнице А оплачена не была.
Если работодатель настаивает на своем, вы можете напомнить ему ст. 37 Конституции РФ и ст.4 Трудового Кодекса, исключающие применение неоплачиваемого труда. И согласно существующей иерархии источников права Конституция и Трудовой Кодекс стоят выше министерского приказа, и в спорных случаях надлежит руководствоваться источниками, стоящими выше по иерархии.
Это знают и судьи, ведь они выбираются из профессиональных юристов.
Но как быть, если отказ от неоплачиваемой или почти неоплачиваемой работы грозит учителю штрафными санкциями? Не официальными штрафами, которые еще надо законно обосновать, а скрытыми, неявными. Их потенциально в существующей школьной практике великое множество при нерасписанности условий труда, эргономики и гигиены. Это и лишение «своего» кабинета, и ограничение доступа к компьютеру, и неудобное расписание, и запугивание постоянным посещением уроков, и депремирование, и еще много чего есть в арсенале недобросовестного работодателя, чтобы запугать, сломать учителя, превратив его жизнь в кошмар, и заставить в итоге смириться с неоплачиваемым, но контролируемым трудом.
Прежде всего, следует помнить, что многие из этих «способов усмирения» также регулируются законодательством. Например, доступ к оборудованию и оснащение учебного процесса. Согласно ст.22 ТК РФ работодатель обязан обеспечить работника всем необходимым. Данная статья ТК посвящена обязанностям работодателя.
Также имеются законодательные акты министерства, касающиеся расписания, приема пищи и прочего. Поэтому, прежде всего, проверьте, насколько правомерны применяемые к вам меры. Но в целом, конечно, эргономика труда не разработана, НОТ отсутствует. СанПины касаются только детей. Добиться полного пакета адекватных документов, регулирующих трудовые взаимоотношения в школе – задача на будущее. А также для коллективного договора в коллективах с нормальным профсоюзом, но таких мало. Одиноким учителям с чувством собственного достоинства пока приходится пользоваться тем, что есть.
Как быть, если с вами поступают вроде бы «по закону», а на самом деле получаемый дискомфорт является прямым следствием вашего отказа выполнять неоплачиваемую работу? Здесь нужно помнить о ст. 4 ТК РФК, запрещающей принудительный труд. Согласно этой статье принудительным считается труд под угрозой наказания. Разумеется, доказать, что дискриминационные меры связаны с отказом выполнять неоплачиваемую работу, что существует сама угроза наказания за отказ, бывает довольно сложно. Но не во всех ситуациях. Особенно, если работник фиксирует свои отношения с работодателем с помощью заверенной и зарегистрированной переписки.
Характерным примером принудительного труда является труд, выполняемый для получения квалификационной категории.
В современные условия получения категории входит множество действий, таких как, участие в мероприятиях, организация мероприятий, посещение курсов и прочее, не входящих в должностную инструкцию и не имеющих никакого отношения к уровню преподавания, о котором они, якобы, свидетельствуют. Все эти действия нужны исключительно для поддержания иллюзии необходимости раздутой управленческой прослойки и освоения направляемых этой прослойке денежных средств. Ни ученику, ни учителю большинство этих действий не нужны. Но учителя вынуждены их выполнять под угрозой, что их квалификация (которая у них уже фактически есть) не будет подтверждена соответствующими инстанциями. В данном случае легко доказуема угроза.
Также легко доказуема связь между отказом выполнять работу классного руководителя и угрозой ухудшения условий труда в тех школах, где только классные руководители обеспечиваются кабинетами для работы. Примеры можно продолжать. Каждый из них индивидуален и требует творческого подхода, логики и главное – уважения к себе и своей профессии.
Практика профсоюзной работы показывает, что огромное количество принудительной работы совершается под угрозой «испортить отношения». Здесь вам не поможет ни один суд, поскольку имеется добровольность с вашей стороны. Такие казусы лежат в русле психологии.
Давно описана практика принуждения человека к невыгодным и нежелательным действиям с помощью психологического давления или эмоционального шантажа. Называется она манипуляцией.
Основные приемы манипуляций в школе: «это нужно для школы», «если вы этого не сделаете, нас накажут (лишат финансирования, нашлют проверку и т.д.», «вы не учитель (опровергните это своей бесплатной работой)», «вы хороший учитель (подтвердите это своей бесплатной работой)», «школа в бедственном положении, ваш труд достоин оплаты, но нет денег» и так далее.
Лучшей защитой от такого давления будет, вежливо согласившись с положительными и бесспорными моментами, так же вежливо, но твердо, попросить доказать невозможность оплаты. В частности, предъявив для изучения документы: Положение об оплате труда, штатное расписание, подтверждение фонда оплаты труда, зарплатную ведомость на весь коллектив. Мала вероятность, что вам эти документы покажут, но высока вероятность, что больше вас никогда ни к чему не будут принуждать.
Подробнее: https://pedsovet.org/beta/article/prinuzdenie-ucitela-k-besplatnomu-trudu-i-kak-s-etim-borotsa
Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
Сергей Евсютин ( 636083 ), подписываюсь под каждым вашим словом, коллега! Это в целом свойственно для всего нашего общества.
Проблема в психологии наших учителей. Они не понимают элементарной истины, что сами позволяют нарушать свои права и интересы. И это в условиях очень высокой правовой защищенности, возможно самой лучшей в мире.
МОТ (международная организация труда) признает наш Трудовой Кодекс одним из лучших в мире. ЮНЕСКО, еще в 1992 году признало наш ФЗ РФ ОБ образовании" самым прогрессивным в Европе. В США , наемные работники, в том числе и учителя, имеют меньше прав, чем российские. Но, они меньшими правами, могут пользоваться значительно лучше, чем мы.. Можно выделить две основных причины бедности и забитости наших учителей- правовая неграмотность и психологическая трусость. Многие усердно занимаются само запугиванием и само устрашением.
Для Дарьи Раскольниковой. Нормативные документы в которых идёт речь о рабочем времени учителя: часть 3 статьи 333 ТК РФ, Приказ МинОбрнауки от 27 марта 2006 года № 69, Приказ МинОбрНауки от 24 декабря 2010 года № 2075, на них нужно ссылаться когда говорят о рабочем времени учителя, кратко в них говорится, что рабочее время учителя ставка 18 часов, а более 36 работать нельзя - это уже переработка, таким образом если у вас более 18 часов, то допустим у меня 23 часа, а оставшиеся время, т.е.13 часов, я должен подготовиться к урокам, провести классный час, заполнить электронные журнал и дневники, подготовить доклад и это мое дело, что я сделаю и где и в какое время.
С 1 сентября физика, химия и биология исчезнут из украинских школ
13.03.2018 - 7:24
С 1 сентября физика, химия и биология исчезнут из украинских школ | Русская весна
В новом учебном году в некоторых украинских школах уже не будет физики, биологии и химии — эти предметы заменит так называемый интегрированный курс «Природные науки».
Об этом сообщает Министерство образования Украины.
В рамках курса будут якобы изучаться химия, физика, биология, география и другие предметы естественно-научного цикла.
Преподавать «Природные науки» будут те, кто раньше учил физике или биологии, что примечательно — без дополнительной переподготовки.
То есть, физике может обучать биолог или бывший учитель географии.
В будущем же отказаться от изучения естественно-научных предметов планируют во всех школах, кроме специализированных. В Минобразования считают, что углублённые знания этих дисциплин среднестатистическому школьнику ни к чему, а общий предмет «Природные науки» позволит школьникам «сформировать целостное представление о мире».
Еще учитель бесплатно участвует в работе государственной аттестационной комиссии педагогического университета
Да, вы правы Дарья Расколенко! Так говорит не только ваш директор. Их тоже учат (на совещаниях директоров) как держать свою паству, иначе бы давно слетели со своего места. Да, и нет такого директора, который = друг своим подчинённым. У меня стаж работы в трёх разных школах, и везде одно и тоже.Их слова: "Не нравится - вон там дверь."
хорошая статья - жалко, что редкий гость
Аргумент нашего директора (который здесь почему-то не рассмотрели): "В оплачиваемую ставку входят не 18, а 36 часов! Вот эти дополнительные 18 - отрабатывайте!"...