Digital-школа: как новые технологии пришли в среднее образование

vc.ru

Владимир Гуровиц, руководитель образовательного направления IT&Design в школе для способных детей «Летово» о «цифре», которая меняет (или не меняет) жизнь школьников.

«Паскалю» — нет, или информатика уже не та

Казалось, что эпоха «Паскаля» на уроках информатики не закончится никогда, но есть хорошие новости. Хотя многие старшеклассники продолжают изучать этот давно устаревший язык, в ведущих школах ему на смену пришел Python — простой в изучении, но современный и востребованный. Школьники, которые готовятся к поступлению в технические вузы, обычно не ограничиваются одним «Питоном» и осваивают C++. Он очень популярен среди олимпиадников — 95% участников Всероссийской олимпиады по информатике решают задачи именно на нем. В некоторых школах в основной курс информатики включают робототехнику, а также язык RobotC, на котором программируют роботов. Это направление у нас в стране хорошо развито, команды российских школьников занимают призовые места на международных соревнованиях.

Кстати, мем о русских хакерах возник не случайно — в России очень сильная школа программирования и самая долгая история преподавания информатики в мире. Уже в 1959 году в некоторых школах Москвы и Новосибирска старшеклассники изучали программирование и теорию информации. Если по другим предметам мы в «Летово» активно перенимаем западный опыт, то в области информатики для нас за рубежом практически отсутствуют референтные школы. В большинстве европейских, американских и даже азиатских программ этот предмет появляется только в старших классах. Более того, преподаватель по IT одной из лучших школ Британии не смог написать рецензию на нашу программу. Он вернул ее с комментарием, что наш уровень 7-9 классов недоступен даже британским старшеклассникам.

На международных олимпиадах по программированию над командами из России и Восточной Европы одерживать победу удается только китайцам. Причем, речь идет о китайцах со всего мира — это не только КНР, но также Тайвань, Сингапур и даже американские команды, полностью состоящие из китайских детей. Но перенять восточный опыт сложно — во-первых, все материалы на китайском языке, во-вторых, коллеги традиционно не готовы делиться наработками, в-третьих, они очень спортивно настроены. Например, перед международной олимпиадой по любому предмету китайских школьников на три месяца отрывают от школы, вывозят в высокогорье и тренируют решать задачи при недостатке кислорода. Так их мозг приучают работать даже при нехватке физических ресурсов.

Уроки труда: 3D-модели вместо табуреток

Компьютеры все больше приходят в классические предметы. Математики используют софт, чтобы визуализировать чертежи. Биологи изучают строение организма уже не по картинкам в учебнике, а по 3D-моделям, которые можно «повертеть», разобрать на части, заглянуть вовнутрь. Хотя в преподавании информатики западные коллеги нас не превосходят, мы охотно учимся у них интегрировать дисциплины.

Предположим, что нам требуется для проведения опытов какой-то физический прибор. Мы изучаем физическое явление, лежащее в основе прибора, проводим расчеты, изготавливаем на станках детали, самостоятельно собираем устройство и используем его на занятиях. Речь идет о трансформации «советских» уроков труда: вместо условной табуретки ученики в школе будущего создают нечто, связанное со всеми остальными предметами, IT-технологиями, 3D-моделированием.

Отличники в социальных сетях

Когда говорят об отличниках или олимпиадниках, обычно представляют типичных ребят «в толстых очках». Такие школьники действительно не смотрят ролики на YouTube, не переписываются на уроках в мессенджерах, а развлекаются шахматами или решением задач.

Но большинство успешных в учебе детей совсем не такие. Они слушают ту же музыку, что и их одноклассники, смотрят те же баттлы — и даже пишут «панчи» для собственных, так же встречаются с друзьями и катаются на сноубордах. Одного из моих учеников до девятого класса мемы интересовали больше, чем программирование, а в десятом он уже выиграл Всероссийскую олимпиаду по информатике.

Интерактивные доски вместо мела

Школа стала электронной. Хорошее учебное заведение стремится анализировать успеваемость учеников, и бумажной версии журнала или дневника для этого явно недостаточно.

В классах появляются интерактивные доски — обычно они похожи на огромный сенсорный планшет, который можно перемещать по классу. Многие учителя пока продолжают использовать их, как традиционные, и часто остаются недовольны — страдает разрешение и скорость реакции сенсора. В последние годы, правда, появляются решения, позволяющие уходить от единой доски и транслировать общую картинку на планшеты или ноутбуки. Но и эту тенденцию поддерживают не все педагоги. Некоторые из них опасаются гаджетов на столах у учеников. Иногда в школах даже можно увидеть такую картину: в задней части класса висит наклонное зеркало, которое отражает все экраны учеников, а учитель контролирует, что на них происходит.

Школьные книги тоже закономерно уходят в «цифру», но их качество пока оставляет желать лучшего — пока продуктов, которые позволят навсегда забыть о традиционных учебниках, на образовательном рынке нет.

Школа сейчас переживает удивительное время. Интерактивные доски соседствуют в классах с задачниками 1976 года выпуска. Пока одни десятиклассники разрабатывают алгоритмы машинного обучения, другие — пишут калькулятор в Delphi. В некоторых школах тестируют очки виртуальной реальности, а в других — в классах информатики стоят ламповые мониторы. И хотя большинство школ пока отстает от тенденций, “цифра” уже поменяла весь образовательный процесс.


Подробнее: https://vc.ru/34067-digital-shkola-kak-novye-tehnologii-prishli-v-srednee-obrazovanie

 

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Трансляции выступлений лучших учителей 170 стран-БЕСПЛАТНО
Лучшие учителя от каждой страны в мире покажут свои открытые уроки, расскажут о методах и приемах, позволяющих им добиваться высоких результатов в своих странах. И конечно расскажут, что такое высокий результат обучения в их странах, почему именно их профессиональное сообщество выбрало лучшими.
Подробнее ЗДЕСЬ
Подписывайтесь на наш Telegram канал и будьте в курсе происходящего в образовании России и мире. Подписаться можно ЗДЕСЬ
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Галина

грустно читать словеса насчет плохого Pascal. Товарищ не знает, что язык был специально разработан для ОБУЧЕНИЯ программированию - требуется четкое понимание, какие переменные нужны, какого типа они должны быть, сколько места в памяти займут и т.д. Python с этой точки зрения весьма анархичен и вообще-то внешне похож на старый добрый Basic, от которого в своё время с энтузиазмом отказывались. Как это печально - с таким энтузиазмом что-то охаивать. И не так уж плохо самостоятельно разработать калькулятор, особенно если ты учишься в пятом классе.

12 марта 2018, 21:27
Лев

Товарищ не понимает, что дело не в том на каком языке написать программу, а в том как придумать алгоритм решения задачи.

06 марта 2018, 20:20
Пользователь

И когда это будет? И в каких школах или во всех? И для кого или для избранных - толковых - детей, а для не очень толковых что же? Сказка какая-то: бла-бла-бла... Я знаю школы, где нет даже обычных нормальных досок и мела.

06 марта 2018, 08:37