Ирина Д., преподаватель математики, Екатеринбург:

- После окончания педагогического университета я пять лет работала в школе – рядовой школе, говорят о таких. Нагрузка составляла 37 часов в неделю, плюс классное руководство, плюс лаборантские – хотелось зарабатывать как можно больше, и силы на это вроде бы были. Еще и активная общественная деятельность: как молодой специалист участвовала в конкурсах, вела работу в городской ассоциации молодых учителей. Зарплата не удовлетворяла потребности в полной мере, и все же я решилась купить квартиру в ипотеку. Позитив работы в школе – стабильность: ты точно знаешь, сколько получишь средств, и имеешь возможность их планировать.

 

Затем в жизни случилось замечательное событие, у меня родился сын. Пока находилась в декретном отпуске, помогали родители (я одна воспитываю ребенка). Когда малышу исполнилось полтора года, устроила его в частные ясли и вернулась в школу. Но уже не ту, в которой «вкалывала» прежде, а в одну из самых статусных в Екатеринбурге: там и условия комфортные, и дети мотивированные, и ставки повыше. Прежде я сама в этой школе училась, меня там знают. Работаю лишь три дня в неделю, это чуть меньше ставки. Особо не устаю, есть свободное время. Возвращаться к прошлому опыту – трудиться до последних сил ради каждого рубля – не хочу, это было очень тяжело, теперь понимаю.


Не скрою – я активно начала заниматься репетиторством. Это востребовано, ведь мои предметы, математика и информатика, входят в базовый и профильный уровни ЕГЭ. Репетиторство дает больший доход, чем школьное преподавание, но оно не постоянное и не «белое». Так что переключаться на частные уроки целиком не планирую. Ни за что не оставлю школу: коллектив человеку необходим. Возможно, со временем возьму больше часов.

 

Цифры

В 2017 году средняя зарплата учителей в России выросла на 1,6 тысячи рублей

в сравнении с предыдущим годом и составила 34,921 тысячи рублей.

Меньше всего получали учителя в Дагестане (19,2 тысячи рублей),

больше всего – на Чукотке (89,6 тысячи рублей). 



Юлия Б., педагог сельской школы, Республика Карелия:

- А нам вообще ничего не подняли, так и помрем в своей святой педагогической нищете, работая за великую идею, как бы так изловчиться, чтоб детки-конфетки стали благонадежными членами общества! Чтоб заработать копеечную премию в школе, нужно очень много думать и очень много делать сверх того, что ты обязан ежедневно! Забыть о своей семье и собственных детях, забыть о хобби и свободе действий, и главное, ложиться спать и вставать по утрам с новыми педагогическими идеями! И терпеть (через «не могу» и через «не хочу») горы несправедливости. Иначе, сами знаете: одна дорога – в бизнес! А жаловаться нельзя, что вы, что вы?!

Директор сельской школы, Республика Карелия:

- Считаю, что хорошо мы живем. Зарплату, пусть и небольшую, получаем стабильно, в срок. Вспоминаются 90-е, когда месяцами не было денег – и то жили! Праздник ли, начало ли года – всегда что-то веселое для детей придумывали, старались. А сейчас почему не работать в школе? Понятно, что трудно всем, но прежних проблем нет, а перед новым годом дали и премию, и зарплату, и в нынешнем феврале всё уже посчитано. Так что, негоже жаловаться, живет сегодня и сельская школа. А что сложно - да, сложно. Но когда легко-то было, особенно в школе?


Тем временем 

… власти Омской области обещают выделить из областного бюджета порядка 1 миллиарда рублей на повышение заработной платы работникам системы образования.

… представители Народного фронта Ленинградской области предложили губернатору пересмотреть систему начисления заработной платы педагогов. Предлагается поощрять только учителей, принимающих участие в профессиональных конкурсах, или преподавателей, подготовивших победителей Всероссийских предметных олимпиад. При этом стимулирующие выплаты должны составлять не более 20% от зарплаты.

 

 

Вячеслав Шестаков, директор школы № 30, Омск:

 

- Средняя зарплата педагога в нашей школе – 27 тысяч рублей. Достигается она, конечно, в первую очередь за счет почасовой нагрузки – в среднем это 23 часа на каждого. Плюс те же педагоги ведут кружки, факультативы, работают в школе полного дня, то есть занимаются дополнительным образованием детей. Кроме того, все они тьюторы, у нас каждый ребенок со второго класса по одиннадцатый выполняет в течение года проект. Фонда заработной платы, который выделяется школе, для этого достаточно.


Я сам начинал с помощника библиотекаря, был учителем, заместителем директора. Но очень рано обзавелся семьей, у меня трое детей, и они должны жить, как минимум, на том уровне, который мы с женой для них определили. Поэтому всегда подрабатывал в других школах – учителем, сторожем. Это было неудобно, поэтому, когда приходит устраиваться на работу человек, я спрашиваю, какой уровень зарплаты ему нужен. И уже исходя из этого, определяем уровень нагрузки. Мне важно, чтобы человек мог зарабатывать на своем месте, работая в своей школе.

 

У меня, директора и учителя, зарплата тоже не слишком большая – больше 30 тысяч рублей не было никогда. Она ведь зависит от многих факторов, в том числе от стажа работы. Я и сейчас подрабатываю, благо, владею испанским языком. Перевожу и озвучиваю сериалы, фильмы. Наверное, было бы неплохо, если бы педагоги получали больше, но я смотрю на наших родителей с омской окраины и становится неловко что-то просить.

 

Марина Макарова, директор школы, Санкт-Петербург:

 

- С Нового года базовая ставка немного увеличилась, поэтому некоторых суммы в «квиточках» порадовали. Например, воспитатель группы продленного дня, которая работает без стажа, без категории, получает порядка 17-18 тысяч рублей. Если есть категория и стаж, то сумма может быть от 22 тысяч рублей. А, если при этом педагог ведет кружок в отделении дополнительного образования, то зарплата за месяц может достигать 35 тысяч рублей. Если говорить о молодых специалистах, то только-только пришедшие из вуза получают 20-25 тысяч рублей. У опытных педагогов со стажем, квалификацией, большой нагрузкой (30 часов) зарплата может достигать 70 тысяч рублей. Но, конечно, при такой нагрузке они до вечера в школе. На личное времени остается мало. К сожалению, надтарифный фонд, который позволял доплачивать педагогам, премировать их, сегодня очень маленький (4-5%), поэтому поощрять 1 тысячей рублей приходится немногих, а только тех, у кого действительно весомые заслуги.


Официально 

Средняя заработная плата педагогических работников

образовательных организаций общего образования за январь 2018 года

 

Регион

Средняя заработная плата,

рублей

Чукотский автономный округ

91 694

Ямало-Ненецкий

автономный округ

88 276

г. Москва

80 646

Ненецкий авт. округ

74 492

Магаданская область

68 569

Сахалинская область

68 068

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

63 592

Камчатский край

63 302

Республика Саха (Якутия)

59 847

г. Санкт-Петербург

52 748

Мурманская область

49 079

Московская область

48 222

Тюменская область

43 805

Республика Коми

42 889

Хабаровский край

41 970

Ленинградская область

40 812

Красноярский край

39 848

Архангельская область

38 120

Еврейская автономная область

36 431

Томская область

36 316

Российская Федерация

36 265

Иркутская область

36 258

Приморский край

35 933

Амурская область

35 301

Республика Карелия

33 555

Свердловская область

32 887

Республика Бурятия

31 597

Забайкальский край

31 267

Калужская область

31 170

Республика Татарстан

31 169

Новосибирская область

31 161

Челябинская область

31 020

Калининградская область

30 187

Кемеровская область

30 076

Республика Хакасия

29 660

г. Севастополь

29 624

Вологодская область

29 615

Пермский край

29 422

Республика Тыва

29 389

Республика Башкортостан

29 371

Тульская область

29 345

Нижегородская область

29 021

Краснодарский край

28 754

Ярославская область

28 705

Самарская область

28 517

Омская область

28 245

Удмуртская Республика

28 043

Новгородская область

27 909

Рязанская область

27 750

Белгородская область

27 601

Оренбургская область

27 396

Липецкая область

27 245

Воронежская область

27 188

Республика Крым

26 693

Тверская область

26 600

Владимирская область

26 566

Астраханская область

26 526

Ростовская область

26 450

Волгоградская область

26 345

Курская область

26 144

Пензенская область

25 819

Ульяновская область

25 559

Смоленская область

24 831

Ставропольский край

24 450

Саратовская область

24 202

Орловская область

24 081

Чувашская Республика

24 059

Республика Алтай

24 017

Курганская область

23 950

Кировская область

23 732

Республика Мордовия

23 679

Республика Марий Эл

23 516

Брянская область

23 471

Тамбовская область

23 395

Псковская область

23 387

Республика Адыгея

23 245

Республика Калмыкия

23 183

Алтайский край

22 880

Чеченская Республика

22 451

Костромская область

22 435

Республика Ингушетия

21 639

Ивановская область

21 604

Республика

Северная Осетия – Алания

21 538

Кабардино-Балкарская Республика

21 163

Карачаево-Черкесская Республика

21 131

Республика Дагестан

19 850

Подробнее: http://ug.ru/teacher_salary/15