Ирина Д., преподаватель математики, Екатеринбург:
- После окончания педагогического университета я пять лет работала в школе – рядовой школе, говорят о таких. Нагрузка составляла 37 часов в неделю, плюс классное руководство, плюс лаборантские – хотелось зарабатывать как можно больше, и силы на это вроде бы были. Еще и активная общественная деятельность: как молодой специалист участвовала в конкурсах, вела работу в городской ассоциации молодых учителей. Зарплата не удовлетворяла потребности в полной мере, и все же я решилась купить квартиру в ипотеку. Позитив работы в школе – стабильность: ты точно знаешь, сколько получишь средств, и имеешь возможность их планировать.
Затем в жизни случилось замечательное событие, у меня родился сын. Пока находилась в декретном отпуске, помогали родители (я одна воспитываю ребенка). Когда малышу исполнилось полтора года, устроила его в частные ясли и вернулась в школу. Но уже не ту, в которой «вкалывала» прежде, а в одну из самых статусных в Екатеринбурге: там и условия комфортные, и дети мотивированные, и ставки повыше. Прежде я сама в этой школе училась, меня там знают. Работаю лишь три дня в неделю, это чуть меньше ставки. Особо не устаю, есть свободное время. Возвращаться к прошлому опыту – трудиться до последних сил ради каждого рубля – не хочу, это было очень тяжело, теперь понимаю.
Не скрою – я активно начала заниматься репетиторством. Это востребовано, ведь мои предметы, математика и информатика, входят в базовый и профильный уровни ЕГЭ. Репетиторство дает больший доход, чем школьное преподавание, но оно не постоянное и не «белое». Так что переключаться на частные уроки целиком не планирую. Ни за что не оставлю школу: коллектив человеку необходим. Возможно, со временем возьму больше часов.
Цифры
В 2017 году средняя зарплата учителей в России выросла на 1,6 тысячи рублей
в сравнении с предыдущим годом и составила 34,921 тысячи рублей.
Меньше всего получали учителя в Дагестане (19,2 тысячи рублей),
больше всего – на Чукотке (89,6 тысячи рублей).
Юлия Б., педагог сельской школы, Республика Карелия:
- А нам вообще ничего не подняли, так и помрем в своей святой педагогической нищете, работая за великую идею, как бы так изловчиться, чтоб детки-конфетки стали благонадежными членами общества! Чтоб заработать копеечную премию в школе, нужно очень много думать и очень много делать сверх того, что ты обязан ежедневно! Забыть о своей семье и собственных детях, забыть о хобби и свободе действий, и главное, ложиться спать и вставать по утрам с новыми педагогическими идеями! И терпеть (через «не могу» и через «не хочу») горы несправедливости. Иначе, сами знаете: одна дорога – в бизнес! А жаловаться нельзя, что вы, что вы?!
Директор сельской школы, Республика Карелия:
- Считаю, что хорошо мы живем. Зарплату, пусть и небольшую, получаем стабильно, в срок. Вспоминаются 90-е, когда месяцами не было денег – и то жили! Праздник ли, начало ли года – всегда что-то веселое для детей придумывали, старались. А сейчас почему не работать в школе? Понятно, что трудно всем, но прежних проблем нет, а перед новым годом дали и премию, и зарплату, и в нынешнем феврале всё уже посчитано. Так что, негоже жаловаться, живет сегодня и сельская школа. А что сложно - да, сложно. Но когда легко-то было, особенно в школе?
Тем временем
… власти Омской области обещают выделить из областного бюджета порядка 1 миллиарда рублей на повышение заработной платы работникам системы образования.
… представители Народного фронта Ленинградской области предложили губернатору пересмотреть систему начисления заработной платы педагогов. Предлагается поощрять только учителей, принимающих участие в профессиональных конкурсах, или преподавателей, подготовивших победителей Всероссийских предметных олимпиад. При этом стимулирующие выплаты должны составлять не более 20% от зарплаты.
Вячеслав Шестаков, директор школы № 30, Омск:
- Средняя зарплата педагога в нашей школе – 27 тысяч рублей. Достигается она, конечно, в первую очередь за счет почасовой нагрузки – в среднем это 23 часа на каждого. Плюс те же педагоги ведут кружки, факультативы, работают в школе полного дня, то есть занимаются дополнительным образованием детей. Кроме того, все они тьюторы, у нас каждый ребенок со второго класса по одиннадцатый выполняет в течение года проект. Фонда заработной платы, который выделяется школе, для этого достаточно.
Я сам начинал с помощника библиотекаря, был учителем, заместителем директора. Но очень рано обзавелся семьей, у меня трое детей, и они должны жить, как минимум, на том уровне, который мы с женой для них определили. Поэтому всегда подрабатывал в других школах – учителем, сторожем. Это было неудобно, поэтому, когда приходит устраиваться на работу человек, я спрашиваю, какой уровень зарплаты ему нужен. И уже исходя из этого, определяем уровень нагрузки. Мне важно, чтобы человек мог зарабатывать на своем месте, работая в своей школе.
У меня, директора и учителя, зарплата тоже не слишком большая – больше 30 тысяч рублей не было никогда. Она ведь зависит от многих факторов, в том числе от стажа работы. Я и сейчас подрабатываю, благо, владею испанским языком. Перевожу и озвучиваю сериалы, фильмы. Наверное, было бы неплохо, если бы педагоги получали больше, но я смотрю на наших родителей с омской окраины и становится неловко что-то просить.
Марина Макарова, директор школы, Санкт-Петербург:
- С Нового года базовая ставка немного увеличилась, поэтому некоторых суммы в «квиточках» порадовали. Например, воспитатель группы продленного дня, которая работает без стажа, без категории, получает порядка 17-18 тысяч рублей. Если есть категория и стаж, то сумма может быть от 22 тысяч рублей. А, если при этом педагог ведет кружок в отделении дополнительного образования, то зарплата за месяц может достигать 35 тысяч рублей. Если говорить о молодых специалистах, то только-только пришедшие из вуза получают 20-25 тысяч рублей. У опытных педагогов со стажем, квалификацией, большой нагрузкой (30 часов) зарплата может достигать 70 тысяч рублей. Но, конечно, при такой нагрузке они до вечера в школе. На личное времени остается мало. К сожалению, надтарифный фонд, который позволял доплачивать педагогам, премировать их, сегодня очень маленький (4-5%), поэтому поощрять 1 тысячей рублей приходится немногих, а только тех, у кого действительно весомые заслуги.
Официально
Средняя заработная плата педагогических работников
образовательных организаций общего образования за январь 2018 года
Регион |
Средняя заработная плата, рублей |
Чукотский автономный округ |
91 694 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
88 276 |
г. Москва |
80 646 |
Ненецкий авт. округ |
74 492 |
Магаданская область |
68 569 |
Сахалинская область |
68 068 |
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра |
63 592 |
Камчатский край |
63 302 |
Республика Саха (Якутия) |
59 847 |
г. Санкт-Петербург |
52 748 |
Мурманская область |
49 079 |
Московская область |
48 222 |
Тюменская область |
43 805 |
Республика Коми |
42 889 |
Хабаровский край |
41 970 |
Ленинградская область |
40 812 |
Красноярский край |
39 848 |
Архангельская область |
38 120 |
Еврейская автономная область |
36 431 |
Томская область |
36 316 |
Российская Федерация |
36 265 |
Иркутская область |
36 258 |
Приморский край |
35 933 |
Амурская область |
35 301 |
Республика Карелия |
33 555 |
Свердловская область |
32 887 |
Республика Бурятия |
31 597 |
Забайкальский край |
31 267 |
Калужская область |
31 170 |
Республика Татарстан |
31 169 |
Новосибирская область |
31 161 |
Челябинская область |
31 020 |
Калининградская область |
30 187 |
Кемеровская область |
30 076 |
Республика Хакасия |
29 660 |
г. Севастополь |
29 624 |
Вологодская область |
29 615 |
Пермский край |
29 422 |
Республика Тыва |
29 389 |
Республика Башкортостан |
29 371 |
Тульская область |
29 345 |
Нижегородская область |
29 021 |
Краснодарский край |
28 754 |
Ярославская область |
28 705 |
Самарская область |
28 517 |
Омская область |
28 245 |
Удмуртская Республика |
28 043 |
Новгородская область |
27 909 |
Рязанская область |
27 750 |
Белгородская область |
27 601 |
Оренбургская область |
27 396 |
Липецкая область |
27 245 |
Воронежская область |
27 188 |
Республика Крым |
26 693 |
Тверская область |
26 600 |
Владимирская область |
26 566 |
Астраханская область |
26 526 |
Ростовская область |
26 450 |
Волгоградская область |
26 345 |
Курская область |
26 144 |
Пензенская область |
25 819 |
Ульяновская область |
25 559 |
Смоленская область |
24 831 |
Ставропольский край |
24 450 |
Саратовская область |
24 202 |
Орловская область |
24 081 |
Чувашская Республика |
24 059 |
Республика Алтай |
24 017 |
Курганская область |
23 950 |
Кировская область |
23 732 |
Республика Мордовия |
23 679 |
Республика Марий Эл |
23 516 |
Брянская область |
23 471 |
Тамбовская область |
23 395 |
Псковская область |
23 387 |
Республика Адыгея |
23 245 |
Республика Калмыкия |
23 183 |
Алтайский край |
22 880 |
Чеченская Республика |
22 451 |
Костромская область |
22 435 |
Республика Ингушетия |
21 639 |
Ивановская область |
21 604 |
Республика Северная Осетия – Алания |
21 538 |
Кабардино-Балкарская Республика |
21 163 |
Карачаево-Черкесская Республика |
21 131 |
Республика Дагестан |
19 850 |
Подробнее: http://ug.ru/teacher_salary/15