"Посылал меня на три буквы": за что учителя и ученики травят друг друга

Камила Туркина \ РИА НОВОСТИ

Грубость, оскорбления, провокации со стороны школьников — все это многим учителям приходится терпеть каждый день. Как в школах сталкиваются с хамством и неуважением — в материале РИА Новости.

Молодой учитель не авторитет

 

Александра Базыльникова из Великого Новгорода работала хореографом и учителем музыки в одной из местных школ. С хамством учеников она столкнулась после того, как ей пришлось заменять находящуюся на больничном коллегу.

"Уроки в этой школе прежде проходили нормально, но есть один класс, который меня терроризировал с самого начала. Коллектив состоял в основном из мальчиков. Они не только хамили и обзывались, но и выкрикивали пошлые замечания вслед. Любые попытки наладить контакт заканчивались матерными тирадами с их стороны. Классный руководитель на них влияла хорошо, но как только она уходила, все повторялось", — рассказывает Александра.

Педагог старалась проводить занятия с седьмым классом как можно реже, однако ей часто приходилось подменять коллег. Девушка считает, таким образом хулиганы пытались показать, что абсолютно не уважают молодых преподавателей. В тот момент она была на раннем сроке беременности.

 

"Когда меня в очередной раз попросили провести урок в этом классе, я ушла на больничный. На этом настоял муж, который беспокоился за меня и не хотел, чтобы я нервничала из-за невоспитанных подростков", — вспоминает Александра.

"Он изначально поставил цель довести меня"

 

Жанна Полетаева работает учительницей русского языка в одной из школ Нижнего Тагила. За все это время ей не раз приходилось сталкиваться с неподобающим поведением школьников. Одного избалованного родителями хулигана Жанна запомнила на всю жизнь.

"Мне кажется, он изначально задался целью довести меня. Посылал меня матом, устраивал скандалы, которые я всеми силами пыталась игнорировать. Когда поведение становилось совсем неконтролируемым, говорила: "Дети, давайте уделим минутку внимания нашему герою". В общем, не велась на провокации", — делится своей историей Полетаева.

Семиклассник буянил по поводу и без, вспоминает она. Когда школьник перешел в другое учебное заведение, учителя вздохнули с облегчением.

"Он уходил от нас в другую школу, попутно поливая грязью всех учителей. Но после второй четверти вернулся к нам таким "плохим". Опаздывал на урок на двадцать минут, потом ругался, что я ему незаслуженно ставила в журнал отметку "н", хотя так по правилам положено: если ученика нет половину урока, мы его помечаем как отсутствующего. Сейчас он в девятом классе, благополучно продолжает ругаться с моими коллегами", — говорит Жанна.

Мама мальчика на жалобы преподавателей не обращала никакого внимания — считала, что учителя просто не нашли к ее сыну правильного подхода. Женщина до сих пор ходит в школу и выясняет отношения с педагогами, рассказывает Жанна Полетаева.

"Мои ученики говорят, что он и собственную маму уже посылает в известном направлении. Все зашло слишком далеко", — сетует она.

Класс коррекции

 

Однако порой объектами травли становятся и подростки, причем иногда их оскорбляют не только одноклассники, но и педагоги.

"Моя дочь училась в интернате в логопедическом классе, но особенных проблем со здоровьем у нее никогда не было. Начальную школу она окончила там, а потом мы перевели ее в обычное общеобразовательное учреждение. На следующий день классная руководительница при всех попросила ее покинуть занятия, потому что якобы детям из логопедических классов здесь не место. Сама она мотивировала это тем, что у ребенка нет медицинской справки из прошлой школы", — рассказывает жительница Хабаровска Алла Готовьянова (имя изменено).

После этого над девочкой стали издеваться одноклассники: обзывали, толкали на переменах, а один из подростков выбросил ее школьные принадлежности в унитаз. Сама педагог не только не пыталась остановить травлю, но и всячески способствовала тому, чтобы над ребенком глумились, заверяет Готовьянова.

"Во время уроков классный руководитель позволяла себе высказывания о ее умственных способностях, мол, нормальные дети в интернатах не учатся, место девочки — в классе коррекции, а не в обычной школе. Притом что ребенок абсолютно здоров", — разводит руками Алла.

 

Какое-то время дочь ничего не говорила родителям и хотела все решить сама, но потом одна из одноклассниц ударила ее ногой в грудь — ребенка пришлось вести в медпункт.

Когда родители пожаловались на произошедшее директору, поведение учительницы мигом изменилось. Она принесла семье извинения и пообещала, что такого не повторится. Конфликты с некоторыми учениками случаются до сих пор, но сейчас классный руководитель следит за этим, признает Алла.

Главное — диалог

Конфликтные ситуации между учителями и учениками зачастую возникают из-за того, что, с одной стороны, преподаватели по старым советским образцам требуют от школьников беспрекословного послушания, а с другой — сами родители не учат своих детей культуре общения, считает сотрудник кафедры возрастной психологии МГУ, кандидат психологических наук Юлия Старостина.

"Главная проблема заключается в следующем. В современных школах много учителей старой советской закалки. А в то время было априорное уважение к учителю. Преподаватели до сих пор ждут подобного отношения от учеников, но его, к сожалению, уже не существует. Профессия педагога обесценилась, но люди этого не ощущают, как и прежде, требуют железной дисциплины и уважения. Дети не готовы к этому, так возникают многие конфликты", — объясняет Старостина.

 

Одностороннего решения проблемы нет, говорит она. Возможно, самим преподавателям стоит рассмотреть другие способы взаимодействия со школьниками, отойти от традиционных методик и не ждать, что их будут беспрекословно слушаться, рекомендует психолог. С другой стороны, сами дети сейчас не умеют правильно общаться ни со взрослыми, ни друг с другом.

Имеет смысл ввести в школе уроки культуры общения, чтобы подростки учились правильно себя вести, избегать конфликтов, полагает специалист. Впрочем, многое зависит от родителей — если они будут вести себя этично, то и дети начнут брать с них пример. Главное — желание вести диалог, а не перекладывать ответственность друг на друга, заключает психолог.



Подробнее: https://ria.ru/society/20180228/1515362052.html

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Хотите узнавать первыми обо всех изменениях, касающихся
жизни учителей? Подписывайтесь на наш инстаграм ЗДЕСЬ

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Комментарии
Пользователь

Разве может быть диалог с тем кто не знает человеческого языка?

10 марта 2018, 17:28
Пользователь

Да,В современных школах много учителей старой советской закалки.Но именно эти люди воспитаны, а будет молодёжь, если вы "загоните" её туда, неизвестно как сложится судьба школы. А то, что дети просто не воспитаны - это факт. Да и откуда им взять это воспитание, порой смотришь на родителей и видишь, что им самим надо брать уроки воспитания. Один мудрый человек сказал, что если ребёнок негативный, надо лечение начинать с родителей...

02 марта 2018, 17:29
Пользователь

Власти должны делать все, чтобы учителя уважали

02 марта 2018, 10:25
Пользователь

"Главная проблема заключается в следующем. В современных школах много учителей старой советской закалки. А в то время было априорное уважение к учителю. Преподаватели до сих пор ждут подобного отношения от учеников, но его, к сожалению, уже не существует. Профессия педагога обесценилась, но люди этого не ощущают, как и прежде, требуют железной дисциплины и уважения. Дети не готовы к этому, так возникают многие конфликты" - психолог пояснил, что честь, совесть, порядочность сегодня не в почете, невыгодно дескать, а между тем правила поведения в обществе налагают ответственность на нарушителей и лишь прикрытие мусора в доме плодит его.

01 марта 2018, 22:09