«Маргинальная профессия». Молодые учителя о первых годах работы в школе

Аргументы и Факты

Какие проблемы встают перед учителями в школах и как молодые педагоги, вооружившись новыми подходами к образованию, пытаются их решить – в материале «АиФ-Черноземье».

Ярослав Михалев: Урок – это 40 минут, которые вы и еще 30 человек проживаете вместе. Это маленькая жизнь, в течение которой мы учимся строить взаимоотношения.
 

Парты в ряд, учитель у доски, поднятая для ответа рука – за два века истории школьного образования в России формат сеяния разумного, доброго, вечного в детские головы, казалось бы, не изменился. Появились нагоняющие ужас на подростков ОГЭ и ЕГЭ, сборы денег на шторы и электронные журналы. А вот время диктует новые требования. Выпускникам школ мало знать алгебру и географию, нужно обладать компетенциями, отвечающими современным стандартам: креативностью, аналитическим мышлением, умением работать в команде, эмоциональным интеллектом и так далее. А прививать их должны учителя – усталые, малооплачиваемые, с кипами тетрадей в тяжелых сумках.

Организаторы общественного проекта «Учитель для России» собрали воронежских учителей – молодых и опытных, – чтобы обсудить, с какими вызовами современные преподаватели сталкиваются каждый день и как молодые педагоги креативно на них отвечают.

Не учат, а дрессируют

На вопрос, какое образование дает школа юному человеку сегодня, учителя единогласно отвечают: «Никакое». Многие из них давно променяли классную доску на частное репетиторство. Так и заработать можно больше, и есть шанс чему-то научить школьников.  

«Я имею 15-летний стаж работы в школе, но сейчас работаю репетиром, - говорит математик Алексей. – К сожалению, сейчас школа готовит просто рабочую силу, не имеющую понимание того, что происходит в стране. Школа не учит жизни, она тупо подготавливает к ОГЭ и ЕГЭ».

«Произошла полная замена образования бюрократией. Нашим проверяющим неважен итог обучения. Им нужна программа, календарно-тематическое планирование, - говорит школьный учитель физики Дмитрий. – Кроме того, нет понимания, что и в каком возрасте нужно давать ребенку, что ему интересно. Постулат такой: чем раньше мы начнем учить алгебре, тем лучше он будет ее знать. Но получается, что мы пытаемся впихнуть в голову ребенка то, к чему он еще не готов. А когда он подходит к тому возрасту, когда может взять ту или иную тему легко, он уже давно потерял к этому интерес».

Студентка Юлия только планирует стать преподавателем, но она уже готовится встретить стену из незаинтересованности детей в собственном образовании: «Сейчас в школах преподается только теория, фактически нет никакой практики. И интерес к процессу образования падает. Опытные учителя не хотят учиться сами и приносить в школу новые методики. И даже когда приходит молодой преподаватель в школу, старший преподавательский состав своим примером гасит его порывы к творчеству».

Еще одним бичом школьного образования учителя считают систему оценивания знаний учеников. По их словам, она давно свелась к трем баллам: 3, 4 и 5. Администрация и родители давят на преподавателей, принуждая их «рисовать» оценки ради поднятия общего уровня успеваемости.  

«На первых занятиях я всегда проверяю уровень знаний моих учеников, - говорит репетитор Андрей. -  У всех дневниках «пятерки» и «четверки», но я задаю элементарные вопросы, и они не могут на них ответить. То есть знают они на «тройку» в лучшем случае. Те дети, которые плохо учатся или не учатся вообще, получают те же самые «тройки». Нельзя замотивировать ученика, если он сам этого не хочет».

Квесты, телемосты и флаг для полярной станции

Исправить ситуацию помогает креатив и неравнодушный подход к каждому уроку, уверены молодые учителя. Юлия предложила своим ученикам вместе снимать ролики и фильмы, и сейчас ребята даже организовали школьный фестиваль короткометражного кино. Ярослав вместе школьниками придумывает общественные проекты и помогает претворить их в жизнь. А Александра на своих уроках английского в старших классах часто организует квесты.

«Я пытаюсь забыть про учебники, за что меня сильно ругают. Так получается, что я все время нахожусь между классом и администрацией школы, и я на стороне детей, - говорит молодой педагог. - Когда я вижу, что у меня класс спит, ничего не хочет делать, я понимаю, что их как-то надо растормошить. Тогда я просто выпускаю их из кабинета и устраиваю квест. Дети счастливы, бегают, решают задачи, думают, работают в команде и просто оживают и начинают получать удовольствие от образовательного процесса. Конечно, я получаю «по шапке» от администрации, но это того стоит. Сейчас многие школы имеют возможность пригласить иностранца, носителя языка для работы с детьми. Многие школы этой возможностью пользуются, но, к сожалению, не моя».

 Мария работает с детьми начальной школы и ведет у них, пожалуй, самые необычные уроки английского языка.

«Меня зовут Мария Рафиковна, но так как я работаю в младшей школе, иногда я Мария Жирафиковна или Хореографиковна, - улыбается девушка. - В начальной школе дети учат английский как какую-нибудь латынь. В учебнике на одной странице могут встретиться слова «дворецкий» и «русалка», и я не знаю, при каких обстоятельствах дети могут употребить их в обычной жизни. Однажды я вела урок в третьем классе, и мы читали текст про Канаду. Один мальчик поднял руку и спросил: «Откуда вы знаете, что Канада существует? Может быть, вы ее придумали?» Я предложила поспорить на шоколадку, что я докажу существование Канады. Нашла канадскую учительницу, и мы устроили телемост с ее классом. Дети задавали вопросы, показывали вид из окна школьного класса. С тех пор у нас были мосты с Австралией, Америкой, Индией, Китаем. Мы устраиваем математические баттлы между детьми из разных стран. Школьная учительница, вдохновившись нашими уроками, технологии устроила проект «Завтраки стран мира», и ее ученики в прямом эфире готовили завтрак вместе с ребятами из Бразилии. Другой класс у нее шьет флаг, который отправится на Антарктиду и будет там установлен».

Ярослав рассказал о первом опыте работы в чужой школе, когда сразу несколько участников программы «Учитель для России» определили на работу в одно и то же учреждения. Все они договорились использовать один и тот же прием – вместо оценок выдавать ребятам карточки за правильный ответ или хорошую реплику. Набрав три карточки, можно было получить «четверку», а скопив пять – высший балл.

«Мы откровенно говорили, что оценки для нас не важны. Я люблю историю и хочу рассказывать вам о ней. Но мы живем в условиях, когда есть оценки, поэтому давайте как-то договариваться. У ребят появлялась возможность самим себя оценить, получить четверку или накопить на пятерку, - рассказывает Ярослав. - Мне было интересно с детьми делать урок так, чтобы они были субъектом деятельности, участниками. Я подготавливаю слайды к урокам и специально вставляю в один из них полную бессмыслицу. Они записывают, я жду тот момент, когда кто-то из них осознает, что они пишут белеберду. Или даю ученикам два варианта ответа на вопрос, и ни один из них не правильный. Так я учу их внимательно и критично относиться к тому, что происходит вокруг них. Это побуждает рефлексию и желание поучаствовать. В некоторых классах ученики вставали в очередь на то, чтобы самим провести урок. Началось с того, что я предлагал кому-то переключать слайды за компьютером. Это может быть коряво, невыносимо, но я ставил цель сложить коллектив и образовать групповую динамику в нем».

Подробнее: http://www.chr.aif.ru/voronezh/people/marginalnaya_professiya_molodye_uchitelya_o_pervyh_godah_raboty_v_shkole

 

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Хотите узнавать первыми обо всех изменениях, касающихся
жизни учителей? Подписывайтесь на наш инстаграм ЗДЕСЬ

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Комментарии
Пользователь

Браво Льву Левину! очень метко. Я давно спокойно подхожу ко всем этим проблемам. Вот я отработала в школе 30 лет, была призёром конкурса "Учитель года". Надоело бороться с ветряными мельницами. Работала в разных школах в разных регионах (муж военный), везде одно и тоже... Плюнула и ушла из школы. И сразу так хорошо стало: и я успокоилась, и дома все довольны. Хочется ещё пожить в здравом уме и памяти для себя и своей семьи. Только жаль молодых спецов, ничего хорошего не будет. Моей жизни не хватило, чтобы что-то изменить. Всё повторяется в истории. Но народ ещё не созрел.

26 февраля 2018, 18:57
Галина

"... Школа не учит жизни, она тупо подготавливает к ОГЭ и ЕГЭ».
Коллега Алексей, я тоже учитель математики, правда, РАБОТАЮЩИЙ в школе и ЕЖЕГОДНО сдающий ЕГЭ, поэтому не могу не ответить на Ваш вызов о том, что в школе не учат. Коллега, Вы сами не будете отрицать, что ЕГЭ по математике базовой или профильной - это барьер, который необходимо и достаточно преодолеть, чтобы получить аттестат, то есть выйти из стен школы готовым к будущему (либо работа, либо продолжение образования). То есть процесс обучения сводится к умению учащегося-выпускника продемонстрировать на выходе из школы все компетенции, которыми он овладел под руководством учителя. Если я как учитель математики не буду знакомить своих учащихся с теми типами заданий, умение решать которые оценивается на ЕГЭ, то меня уволят из школы как не выполняющую одну из своих профессиональных задач - подготовке к ГИА. Не лишне напомнить, что о моей работе как учителя математики судят по результатам ЕГЭ моих учеников, а это очень влияет и на мою собственную деловую репутацию и аттестацию как учителя, так как работать задешево я не имею желания.

24 февраля 2018, 17:25
Лев

А кормить их не пробовали? Учителей.

24 февраля 2018, 16:13
Пользователь

да . оценки нас заставляют "рисовать" и директор и родители! и попробуй не поставь!!!! это правда!!!!

24 февраля 2018, 15:02
Пользователь

молодушным учителям - перечитывайте классиков - Серге́я Ви́кторовича Лавро́ва

24 февраля 2018, 10:44