Январь. В кошельке – ноль

Учительская газета

"Как отразились праздники на семейном бюджете?" и "Как вашей семье живется в первый месяц года? " - с этих двух вопросов мы начали разговор о зарплате учителя в этом году. Вынуждены констатировать: живется педагогам… по-разному. Чаще, конечно, непросто, но на каждую трудную, даже в финансовом отношении, задачу они находят свое решение. Подробнее об этом – в их собственных комментариях.

Ирина ВЕЛЕС, сотрудник библиотеки и преподаватель труда школы Екатеринбурга:

 
- После нового года живется очень непросто. Слишком много средств ушло на вкусности, без которых праздничный стол невозможно представить. Мы через день встречали гостей у себя или сами навещали приятелей. Когда мы – хозяева, значит, накрывай стол, не скупись. Когда мы – гости, значит, готовь подарки. В итоге на все новогодние мероприятия ушло не меньше 15 тысяч рублей. Я предложила мужу в следующем году уехать в санаторий, немногим дороже обойдется, и хоть с пользой деньги потратим. А так возникло ощущение, что немалые для нас средства "вылетели в трубу". Сейчас мы "на голодном пайке": стоило ли так пировать? Я недовольна. Очередная получка только в конце месяца. Муж тоже трудится в сфере образования, так что и от него нет в этом вопросе помощи.
 
Александра Б., учитель информатики гимназии Екатеринбурга:
 
- Я не почувствовала разницы: начало года или какой-то другой период. Главное – уметь рассчитывать деньги. В конце 2017-го нам выплатили премию. Несмотря на большое количество подарков, которые пришлось закупить, я не осталась без средств, потому что часть денег отложила на будущее. "Отложила" - это в моем сознании, в собственном планировании, так как деньги сейчас приходят на карточку, там и хранятся. Просто сказала себе перед новым годом, что у меня есть только 20 тысяч, а не 40, как было в реальности. И только 20 тысяч рублей я могу потратить на праздничный стол, подарки родным и друзьям, походы в гости. Я знаю, что некоторые мои коллеги сейчас "голодают" Ох, не в прямом смысле! Кто сейчас реально голодает? Просто не могут позволить себе покупки сверх самого необходимого. Я же чувствую себя уверенно, и все благодаря планированию!
 
Ирина Г., учитель высшей категории, школа в центре Нижнего Новгорода:
 
- У меня 19 часов и 17 тысяч чистыми. Мой муж всегда смеется: "Твою зарплату только под микроскопом разглядишь". Конечно, по сравнению с его заработками это смешная сумма, но я тем не менее из школы никуда не ухожу, хотя были возможности уйти на более высокую зарплату. Но меня, как и других моих коллег (словесников, иностранцев, математиков, физиков, историков), спасает репетиторство. Как и многие школьные педагоги, свой совокупный доход я довожу до приличного уровня за счет индивидуальных занятий (спасибо ЕГЭ).
 
При желании учитель русского языка, работающий в приличной городской школе, может заработать на репетиторстве гораздо больше той суммы, которую ему пишут в квитке. Разумеется, никто из нас не хочет брать много часов в классах, иначе не останется сил и времени на репетиторство. Конечно, в сельских школах и на окраинах у педагогов совсем иные возможности.
 
К малообеспеченным я свою семью не отношу. Нам хватает и на хорошие продукты, и на поездки за границу. Но не все педагоги имеют возможность заниматься репетиторством. Не по всем предметам ЕГЭ обязателен. Кто-то считает для себя оскорбительным кормить свою семью таким образом, предпочитает иметь высокую зарплату официально. Такие принципиальные из школы уходят – могу сказать, уходят как раз сильные педагоги. Те, кто способен реализоваться и вне школы. И это вызывает сожаление, потому что они могли бы принести больше пользы именно в образовании.
 
Анна Х., преподаватель музыки в детской школе искусств, Нижний Новгород:
 
- У меня 26 часов. На руки получаю 17 тысяч. Многие коллеги из общеобразовательных школ считают наш труд легким, не сопоставимым с трудом в обычной школе. Да, у нас не класс, а индивидуальные занятия. Но к ним тоже нужно готовиться. К тому же с нас спрашивают результаты. Если ученик не двигается в мастерстве, виноватыми объявляют нас, а не детей и родителей. Говорят, ищите подходы, растите методически. Кроме того, мы сейчас прислушиваемся к желаниям обучающихся. То есть, если ученик хочет играть не классическую пьесу, а мелодию из фильма, которая ему понравилась, мы должны с ним согласиться и пойти ему навстречу.
 
Для того чтобы хорошо учить и мотивировать учеников, мы должны постоянно поддерживать форму. Неиграющие тренеры сейчас не приветствуются нигде. Мы тоже ежедневно разучиваем пьесы, осваиваем новые методические приемы, читаем литературу, заполняем множество отчетных документов, сдаем планы – бумаги и у нас хватает. То есть тот, кто считает, что, отработав, мы спокойно идем домой отдыхать, ошибается. И у нас так же тяжело повысить категорию, если нет масштабных побед учеников на серьезных конкурсах. Даже работа с ансамблем, требующая большого труда и времени, не очень учитывается в баллах. Хотя, на наш взгляд, научить слышать партнера, играть в команде сейчас не менее важно, чем добиться победы соло.
 
Анна Р., учитель высшей категории районного центра:
 
- Еще не знаю своей зарплаты за январь, мы ее получаем пятого числа следующего месяца, но могу сказать только, что аванс такой же – по сути, копеечный. Если учесть, что декабрьскую зарплату нам перечислили в конце года, то можно себе представить, с каким нетерпением мы ждем пополнения опустевших кошельков. Конечно, многие из нас потратились на подарки и угощения для родных и близких. Даже при том, что в нашей школе, например, была выдана премия по итогам года (все по-разному получили, но минимум 2 тысячи, максимум 20 в соответствии с полученными баллами), мы все равно сидим сейчас на нуле, поскольку премия – даже максимальная – была потрачена в течение длинных каникул, когда у нас совсем не было репетиторства, которое очень поддерживает, зато трат было гораздо больше, чем в обычные будние дни.
 
У меня, например, много денег ушло на поездку (непредвиденную и по не праздничному поводу) к родным в другую область – но ничего не поделаешь: жизнь есть жизнь. Кто-то из моих коллег потратил премию на обновление гардероба, на лечение зубов, но большинство заткнули одну из многочисленных дыр в бюджете. Так что, премии мы были конечно рады, но она нас от бедности не спасла. Следующая премия будет уже в начале июня – до него нужно дожить. Надеюсь, что январская зарплата будет во всяком случае не меньше, чем в первом полугодии. У меня за мою нагрузку в 26 часов и классное руководство с учетом категории выходит около 24 тысяч чистыми.
 
Елена СЕМЕНОВА, учитель начальных классов, Великий Новгород:
 
- Мы живем вдвоем с мамой. Я работаю в школе после выпуска из института первый год. Я еще не очень научилась планировать бюджет, поэтому много потратила на новогодние подарки. Хотелось порадовать маму, ответить добром за то, что она вырастила меня, доказать, что я уже взрослая, могу вносить деньги в семью. Я купила на Новый год маме сумку за 10 000 рублей, конфеты за 450 рублей, разные деликатесы к празднику на 3 000 рублей. И у меня совсем кончились деньги. Моя зарплата – 14 000 рублей. Так что, к моему стыду и досаде, мне пришлось просить у мамы деньги на проездной на январь. Кушать я тоже, получается, буду за мамин счет. Кроме того, мама платит за коммунальные услуги. Мне нужно научиться рассчитывать свои траты.
 
Ирина РЕЗАНОВА, учитель математики, Новгородская область:
 
- Я опытный педагог, моя зарплата – 20 тысяч рублей. Кроме того, я живу на селе, и экономия бюджета достигается за счет ведения домашнего подсобного хозяйства. К прошедшим праздникам у нас был, например, собственный рождественский гусь. Есть куры, храним всю зиму овощи. На новогодние праздники я потратила 5 тысяч рублей, включая подарки. На 15 тысяч рублей нам нужно прожить почти весь январь, так как у моей семьи нет других доходов, я живу одна с двумя детьми.
 

В то же время, по словам директора одной из школ Санкт-Петербурга, если сравнить ситуацию 10-15-летней давности с тем, что происходит сейчас, то мы увидим явные тенденции к улучшению. Материальное благосостояние педагогов заметно выросло. Например, молодой специалист, не имея ни категории, ни стажа, вполне зарабатывает около 30 тысяч рублей в месяц, а опытный педагог со стажем и категорией получает от 50 тысяч рублей. Правда, «грязными», то есть, без вычета подоходного налога. Другое дело, что сама жизнь подорожала, поэтому редкий педагог обходится без подработки. К Новому году многим учителям была выплачена премия, а также многие, зная, что грядут длинные каникулы, попросили выписать себе увеличенный аванс. Поэтому на праздниках, скорее всего, никто не бедствовал.

 
С тем, что сегодня мало кто остается без подработки, согласна и педагог дополнительного образования одной из петербургских школ. Сумма зарплаты, конечно, зависит от квалификации, стажа и нагрузки, но действительность такова, что большинство учителей берут внеурочные часы, подрабатывают педагогами-организаторами и т.д. У многих нагрузка зашкаливает за 30 часов в неделю. По словам педагога, новогодние каникулы ее коллеги, как и она сама, провели в городе. Удалось посетить театр, цирк, музеи. Оправиться в путешествие многие не рискнули, поскольку понимают, что после каникул еще нужно жить, оплачивать квитанции и счета.
 
А для педагогов Карелии зарплатный вопрос в январе стал интригой. Ответы опрошенных учителей можно обобщить в одно довольно любопытное высказывание: "После премий в конце года не знаем, чего ждать...".
 
В частности, одна из молодых педагогов 25 января сообщила: "Я работаю учителем истории и обществознания в одной из общеобразовательных школ Петрозаводска. У меня ставка 28 часов, плюс четыре часа внеурочной деятельности, категория, классное руководство и другая нагрузка. Средняя зарплата – около 30000, минимальная была в сентябре – 24000, максимальная – 50000 в декабре с учетом премии за счет Майских указов. В ноябре и декабре премия составила 30000 рублей в общей сумме. В январе 2018 года аванс составил 11200, что меньше, чем за все предыдущие месяцы в 2017-2018 учебном году. Про всю зарплату в данный момент я не могу сказать конкретно, так как еще нет квиточков. Они только в феврале будут".
 
Значит, ждем февраля?
 
Подробнее: http://ug.ru/teacher_salary/14
 
Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Хотите узнавать первыми обо всех изменениях, касающихся
жизни учителей? Подписывайтесь на наш инстаграм ЗДЕСЬ

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Комментарии
Пользователь

Вот и получили сегодня квитки за январь. Ни на копейку оклад не повысили и теперь у нас оклад (9000 р.) меньше, чем у техперсонала. Здорово! А о стимулирующих давно забыли. Какие Майские указы! Наверное, мы не бюджетники и повышение, даже на 4% на нас не распространяется. Приморский край. Выживаем дальше).

05 февраля 2018, 08:02
Пользователь

Какой счастливый педагог из Карелии. У него аванс 11200. А у меня зарплата всего 12767,99 рублей(грязными) за 17 часов+6ч внеурочной деятельности+доплата за тетради+доплата за классное руководство+доплата за кабинет+выслуга лет. На руки 11725,73.

02 февраля 2018, 19:11