Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
Одиннадцать лет жизни ребенок проводит в школе. И от того, за какой партой он там будет сидеть, на каком стуле, при каком освещении, чем будет питаться, сколько времени будет тратить на спорт, какие привычки приобретет и научится ли справляться со стрессом, зависит, с каким здоровьем он войдет во взрослую жизнь.
Лучшее лечение - профилактика
В школах региона всегда находились энтузиасты, которые, не дожидаясь каких-то решений сверху, старались изменить привычную практику во благо ребенка: во время урока разрешали лежать на полу, или стоять за конторкой, или даже гулять по кабинету. Делали перерывы на зарядку для глаз – для этого на потолке был помещен специальный тренажер из замысловатых линий – или динамическую разминку. Устанавливали в дверных проемах турники, чтобы дети могли на перемене соревноваться в подтягивании. Уроки здоровья, служба психологического сопровождения, творческие конкурсы и целые спектакли, посвященные здоровому образу жизни, – чего только не придумывали педагоги. Но в определенный момент стало ясно, что, только наладив контакт с медиками и сделав работу по здоровьесбережению в школе междисциплинарной и системной, можно получить достойный результат. Так в 2016 году Ростовская область стала участницей пилотного проекта Минздрава России «Школьная медицина».
Лечить детей между уроками или во время них никто, конечно, не собирается. Школьная медицина – это прежде всего профилактика. Предполагается, что на первом этапе ребенка будут осматривать в школьном медкабинете, а в случае подозрений на патологию – направлять на более тщательное обследование в детскую поликлинику и далее – к узкому специалисту.
Главное – не прозевать болезнь
В школы области на протяжении лет за счет регионального бюджета закупались диагностические комплексы «Армис». В 2016–2017 учебном году в Первомайском районе Ростова, в школе № 44 и в гимназии № 19, с их помощью было обследовано 272 ребенка (1, 5, 9-й и 11-й классы). Более чем в 60% случаев были обнаружены отклонения от физиологической нормы, дети направлены на дообследование. Аппараты имеют склонность к гипердиагностике, впоследствии проблемы подтвердились менее чем у 50% пациентов, но, как говорится, лучше перестраховаться, чем пропустить болезнь. И все же определенные узкие места удалось нащупать – где-то это избыточный вес, а где-то – ухудшение зрения.
По итогам мониторинга были составлены гигиенические паспорта школ. Теперь, на основании собранных и проанализированных данных предстоит разработать предложения министерству образования по устранению факторов внутришкольной среды, которые негативно влияют на здоровье обучающихся (ошибки при составлении учебного расписания, школьная мебель, из которой ученики уже выросли, слабое освещение и т. п.).
Нездоровое незнание
«Как показало анкетирование, у половины школьников не закреплены элементарные гигиенические привычки, такие как соблюдение режима дня, умение чередовать умственную и физическую нагрузку, навыки личной гигиены, – говорит министр здравоохранения Татьяна Быковская. – Есть проблемы с пребыванием на свежем воздухе, рациональным питанием, оставляет желать лучшего двигательная активность. Все чаще мы видим тревожные свидетельства формирования интернет- и компьютерной зависимости».
Поэтому большое значение придается просветительской работе. На базе ДГП № 1 создан Центр медицинских телекоммуникаций, который проводит и транслирует вебинары по здоровому образу жизни и навыкам оказания первой доврачебной помощи. Лекторы стараются найти нестандартную форму подачи информации, используют современные интерактивные технологии, вовлекают зрителей, среди которых не только учителя и учащиеся, но и родители, в диалог.
«В прошлом году вебинарами было охвачено порядка 80 школ Ростова-на-Дону, – рассказывает главный врач ДГП № 1 Владислав Ерофеев. – Технические возможности позволяют подключить сразу 250 абонентов независимо от их местоположения».
И министр здравоохранения Татьяна Быковская, и губернатор региона Василий Голубев рекомендовали главам муниципальных образований использовать этот ресурс, тем более что участие в онлайн-ликбезе не требует никаких финансовых затрат. Также руководителям муниципалитетов поручено до конца текущего года выделить местным школам помещения для организации медицинских кабинетов и подобрать кадры для работы в них. Губернатор отдельно подчеркнул, что план профилактических осмотров несовершеннолетних должен выполняться на уровне не менее 95% от общего количества прикрепленных, и данный вопрос должен быть на личном контроле главы территории.
С нового учебного года минздраву поручено включить в пилотный проект стоматологическую помощь, ведь уже доказано, что именно проблемы с зубами и деснами могут являться источником заболеваний внутренних органов. Не исключено, что опорным учреждением станет городская стоматологическая поликлиника Ростова-на-Дону, в структуре которой сегодня насчитывается 11 школьных кабинетов.
«Это наш удаленный «метеозонд», который зондирует состояние полости рта детей, – шутит главный врач городской стоматологической поликлинике Ростова-на-Дону Александр Иванов. – Выявив во время осмотра в школе пациентов, требующих лечения, стоматолог направляет их в поликлинику для оказания помощи в соответствии со стандартами».
Главе Ростова-на-Дону губернатор посоветовал подключить к пилоту Детскую городскую поликлинику № 4, а министерству образования Ростовской области – подумать об обучении школьных учителей навыкам оказания доврачебной неотложной помощи на базе РостГМУ.
Подробнее: http://don24.ru/rubric/obschestvo/zdorove-na-pyaterku-ili-zachem-vrachi-idut-v-shkoly.html
Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
Если в 80-90 гг в классе был 1-2 ребёнка из 35-38 чел., требующие особого внимания, то сейчас только 1-2 здоровых из 25 чел., все остальные требуют особого внимания. Кем тогда должен быть учитель? Учитель=психолог=логопед=невропатолог=психиатр=бухгалтер=уборщик= и т.п.... Киборгом? Отдыхать учитель не должен?
При нагрузке, которую сегодня выдерживает школьник, сложно оставаться здоровым ребенком.