Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
Российская школа умирает под грузом лжи и отчетности
Думаю, неэффективность образовательного процесса в особых доказательствах не нуждается. Школа давно не справляется со своей задачей, но сегодня школа — это театр абсурда, это явление гротескное, не только далекое от провозглашенных целей по формированию гармонически развитой личности, но и ведущее прямо в противоположную сторону. Я сейчас говорю об общеобразовательных школах и оставлю за рамками лицеи и гимназии.
Максимум половина учащихся может считаться успешно осваивающими образовательную программу. Другая половина на выходе дает практически нулевой результат. Нет не только представления о системе предмета, как того требует программа, но и отсутствуют элементарные знания и умения. В 9 и 11 классах перед экзаменом мы пытаемся научиться распознавать части речи, члены предложения, в спешном порядке зубрим клише для сочинений, чтобы на экзамене наскрести на проходной балл.
Весь подразумевающийся мыслительный процесс, всё то, что должно развивать, остается вне зоны досягаемости. У школы одна задача: выпустить с аттестатом. Когда же начинается разрыв между тем, кто способен освоить программу, и тем, кто не способен?
Любой опытный учитель начальной школы спрогнозирует дальнейшую успешность или неуспешность ученика. В пятом классе явные неуспевающие уже очевидны для всех: дети не удерживают информацию, не владеют элементарными навыками учебного труда. Попытки наверстать не дают должного результата. А в классе седьмом такие дети перестают учиться вообще. Содержание образования не рассчитано ни на развитие ребенка, ни на элементарное усвоение большинством школьников. Нет никаких индивидуальных траекторий, отсутствует разноуровневое обучение и сами инструменты, позволяющие по-разному подходить к обучению и воспитанию детей с неодинаковыми возможностями и интересами.
У нас нет гибкой системы: она вся построена на подчинении, на подавлении. Когда нет свободы выбора, тогда не может быть ответственности за свой труд. А у нас ученик не только ничего не выбирает, он еще зачастую и не может делать то, что ему приказано. В итоге неуспевающие дети или раздавленные, или озверевшие.
Детям, безусловно, нужен индивидуальный подход, нужна своевременная помощь, чтобы не запускать учебный материал. Какими ресурсами располагает здесь школа, если сегодня она выживает в условиях жесточайшего кадрового голода? 40 учебных часов в неделю вместо 18 — существующая реальность для многих учителей. Добавим к этому классы, где находится около 30—40 учеников. Вот на этом месте надо вообще забыть о качестве и перестать заниматься лицемерием: в таких условиях качества быть не может. Здесь все по принципу «если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет».
Я не знаю, чего больше — цинизма или наивности — у тех, кто утверждает, что от профессионального выгорания спасает творческий труд. В условиях 40 учебных часов не спасает ничего. Разве что равнодушие спасает от сумасшествия. Это как в концлагере: все силы направлены на выживание, и молчит сострадание, чуткость, совесть — выстоять бы и не свалиться раньше времени.
Сегодня системе не нужен хороший учитель, ей нужен учитель удобный. Сама система не востребует профессионала, а выдавливает его. Мы учим поверх голов, «выдаем программу». Что проверяет Рособрнадзор? Выполнение программы. Программа пройдена — это главное. А то, что она успешно прошла мимо сознания, — это в отчетах не отражается. И на этом фоне, когда в школе работать некому, сегодня внедряется профстандарт педагога. Нас снова ожидает шквал липовой отчетности.
А она у нас потрясающая. Там никогда нельзя показывать реальную картину. Там всегда должны быть показатели соответствия госзаказу: «освоили», «внедрили», «успешно выполнили». Не должно быть неуспевающих, не должно быть неаттестованных. Приоритетным стало патриотическое воспитание. Марши, присяги, песни. И все это на фоне тотального вранья.
Главная задача сегодня — не «зажечь звезду», а «дотянуть до аттестата» и избавиться от неугодных детей в переполненных классах. Но, подстегнутая гонкой за местом в рейтингах, школа изображает в отчетах «всестороннее развитие и повышение качества образования». Парализованная уродливым управлением, система продолжает поставлять обществу педагогически изуродованных детей. Она катком проехалась по всем нам, ибо мы все — дети, родители, учителя — оказываемся ее заложниками.
Как-то я занималась с русским мальчиком, семья которого живет в Таиланде, и спросила у него, списывают ли там дети на контрольных. Он очень удивился: «А зачем?» Всему миру понятно, что человек учится для себя, а у нас ученик делает вид, что учится. И даже уже не делает, мы сами за него это изображаем. Вот вам и воспитание.
Подробнее: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/01/21/75226-obrazovatelnyy-katok
Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
Два года я уже не работаю в школе... а так хочется снова к ним, ведь с ними так интересно. Но относительно системы нашего образования я полностью согласна с автором статьи. Последние четыре года я еще и как родитель участвую в этом образовательном процессе, и с третьего класса я каждый день убеждаю своего ребенка идти в школу. В течении последних двух лет я прочла множество статей и учителей, и преподавателей ВУЗов и родителей. И пришла к выводу, что говорим мы много, но надо действовать. Я понимаю, что все не так просто как кажется на первый взгляд. Но судя по высказываниям людей и отсутствию частных школ в городах России-людей готовых взять на себя ответственность и создать мир для детей, где им будет интересно и они будут хотеть идти в школу, не так уж много. Можно сказать их почти нет. Москва и Петербург -всего лишь два города могут похвастаться частными школами, которые хоть немного меняют ситуацию для детей. В других крупных городах чаще всего школы языковые и при том ориентированные на заграницу. То есть они готовят детей, которые в дальнейшем уедут заграницу и будут там жить и работать. Возникает странная ситуация-мы готовим людей не для себя, а для заграницы. И при том готовим талантливых, изобретательных, увлеченных детей. А почему бы не попробовать начать создавать частные школы в нашей стране и детей готовить для своей страны. Частные детские сады уже ни у кого не вызывают удивление. Почему же частные школы не могут прижиться в нашей стране. Ведь они могут быть такими же малокомплектными, как и детские сады. Что решит немало проблем в системе образования. Хотя мне возразят, что и создаст свои проблемы. Согласна. Но мы ведь взрослые люди и решать проблемы смысл нашей жизни. И в первую очередь решать проблемы наших детей. К сожалению из статей, прочитанных мной за два последние года, я пришла к выводу. что большую часть родителей вполне устраивает обычная школа и в частную они не торопятся отдать ребенка. И дело не столько в деньгах. а в образе мысли. Да и сами учителя не сильно стремятся, что либо кардинально менять в своей работе. Может быть потому, что среди педагогов почти нет молодежи. И возникает вопрос-куда же деваются выпускники пединститутов и педучилищ?
кстати, про гимназии и лицеи, которые автор "оставил в стороне". там ничуть не лучше. сама 3 года назад ушла на выслугу из гуманитарной гимназии, которая уже к тому времени практически превратилась в общеобразовалку с массовым наличием психически нестабильным и умственно несостоятельных особей, попавших туда либо по причине избытка денег у родителей, либо по территориальной принадлежности. так что название "гимназия" или "лицей" не дают никаких гарантий.
мои дети находятся на так называемом индивидуальном обучении. математика и русский язык - вообще по одной занимаются. остальные предметы - вдвоём. уроки проходят так (если вообще состоятся - учителя то на курсах, то на совещаниях, то на больничном по 2-3 недели, то ещё где-то): новый материал выводится на интерактивную доску, детям даётся команда "списать", затем задаётся д\з с обещанием "а объясню я вам на следующем уроке". в результате объясняю либо я, либо бабушка (это математика). д\з по французскому - перевести текст с лексикой, которая есть только в отдельно изданном толстом словаре. на следующем уроке д\з не проверяется - учитель просто забыл. биология - нет 3-4 уроков подряд, на том, когда учитель наконец появляется, к\р по нескольким темам, которые никто не объяснял. разговоры с классным руководителем, самим учителем, завучем ничего не дают. какая у детей мотивация к обучению? а я сама бывший учитель с 25-летним стажем. я в шоке. ТАК я не работала! ко мне просились из других групп, где я работала на заменах, потому что я "очень хорошо объясняю". а тут - разбирайтесь сами, как хотите. задают презентацию (естественно, не объясняя, как её делать). сижу вместе с детьми, выискиваю в интернете картинки, фотки, составляю комментарии к ним, потом распечатываю - конечно же платно, за свои деньги. на уроке учитель мельком проглядывает текст, фотосопровождение и не смотрит - некогда. зачем на это тратить драгоценное время? чтобы учитель галочку поставил? школа не умирает, она практически умерла.
Чем была школа 30 лет назад? Главный источник знаний и умений для детей и кузница кадров для производства и УЗ. Теперь это продолжение детсада. Камера хранения для недорослей. Хранители, особенно старперы, пытаются вложить в головы подопечных какие то знания. Но зачем? это уже не ясно ни кому. Пока не будет ответа на зачем? Не будет школы.
"Скорость каравана определяет самый медленный верблюд". Нарушение принципов естественного отбора приводит к вырождению популяции и её гибели. Жестко? А жизнь вообще штука жесткая.
Подпишусь под каждым словом. Из храма науки и дисциплины школа превратилась в стойло, где на передержке никому не нужное поколение с отданными ему на растерзание беспомощными и униженными женщинами.
Не могу не согласиться с автором статьи. К сожалению, всё здесь правда. Увы, министр образования и приближённые к нему судят о школе по липовым отчётам, из которых вытекает, что мы идём верным путём: дефицита кадров нет, выпускники сдают ЕГЭ год от года всё лучше и лучше, да и средняя зарплата педагогов растёт. Теперь достоверная информация. В школе, где я работала прежде, от сильных педагогов избавляются, на ЕГЭ ежегодно "завалы", ну а средняя зарплата растёт за счёт роста доходов директора и завучей (учителя получают 10 - 13 тыс. руб). и атмосфера та ещё: в чести доносы, докладные, вызовы на ковёр и откровенное хамство по отношению к подчинённым. Из этой школы ушла. Теперь работаю в другой. Слава богу, ещё есть места, где работается с удовольствием. Таким местом для меня стала частная школа. В государственную общеобразовательную не вернусь НИКОГДА.
Замечательная, честная статья. Можно подписаться под каждой строчкой. Только меняться ничего не будет, ведь это всё спланировано: легче управлять стадом.
Прекрасная статья! Спасибо. Проработав в школе в разные века - 20 и 21, хочу сказать, что в советской школе было меньше отчётности. Не было компьютеров, мы писали шариковой ручкой планы уроков, и мы с детьми занимались, а не бумажки писали, как с ними заниматься. Помню, вызвал меня директор срочно к себе в кабинет, я прежде чем уйти, сказала детям, чтобы не ленились, и каждый по очереди выходил к доске и объяснял решение следующей задачи,это был урок математики. Когда возвращалась от директора, была поражена, в классе - тишина, все слушают, как ученик у доски громко объясняет, почему он так думает, как надо решить задачу. И в ГПД воспитатель отдельно с каждым садился и разбирал трудные задачи и упражнения, увлечённо играл с детьми после д/з. В современной школе нет такого. Оставьте сегодня детей на 5-7 минут, и в классе начнётся кавардак. В туалет учитель не пойдёт с урока, чтобы чего-нибудь не случилось. Да, и на перемене некогда в туалет сходить. Да, да, не смейтесь! Какие уж там задачи...А после уроков, вообще, учителю жить некогда: тетради, планы уроков, составление классного часа, отчёты по успеваемости и посещаемости, составление характеристик на учеников, подсчёт по питанию в столовой, и т.д., и т.п. Когда же жить-то? И самое главное, на ЧТО? З/пл. типа за 18 ч, а учитель работает все 24 ч, и ещё не хватает. А ведь очень хочется с детьми общаться, учить их самим рассуждать что, как и почему, чтобы всё им было понятно.