Каким должен быть современный педагог?

b17.ru

Каким должен быть современный педагог? 

Вопрос важный  и очень щекотливый. Думаю, что каждый взрослый и не очень взрослый человек ответит на этот вопрос по-своему. У некоторых  взгляды будут похожи, у кого-то различаться. Кто-то считает, что педагоги должны быть властными, строгими, желательно в возрасте, а кто-то думает, что добрый, помогающий, молодой специалист принесет больше пользы. Хочу поделиться с читателями своими мыслями и соображения по поводу современных педагогов. Начну  с предыстории.

С того самого момента как я окончила институт и начала свою профессиональную деятельность мне удалось поработать с большим количеством учителей, воспитателей, логопедов, психологов, руководителей. Мало того, я, как и все имею опыт общения с теми учителями и преподавателями, которые учили меня. Кто-то из моих коллег действительно были талантливыми специалистами, а некоторые были явно не на своем месте, являясь довольно хорошими людьми. Знаю, что по давно сложившимся традициям в нашем обществе людей работающих в учебных заведениях автоматически называют педагогами, преподавателями, воспитателями, но это далеко не так.

Люблю обращаться за помощью к словарям.

Педагог – это человек, профессионально занимающийся учебной и воспитательной деятельностью.  А в буквальном смысле переводится как ВЕДУЩИЙ ребенка.

Учитель – это наставник, в какой — либо области знаний.

Воспитатель – человек осуществляющий воспитание.

Информации конечно не много, но все-таки становится понятно, что учитель может не быть воспитателем, а воспитатель может не быть учителем, ну и учитель и воспитатель на самом деле могут не быть педагогами.

Думаю, что если бы я начала обсуждать эту тему с педагогами «старой закалки», то они бы явно начали спорить и говорить, что каждое из этих понятий неразделимо. Я согласилась бы, но на деле совершенно другую картину можно наблюдать. Приведу примеры.

Многие педагоги (учителя и воспитатели) да, и родители считают, что самое главное это образование. Если ты окончил педагогический ВУЗ или прошел программу переподготовки, то уже много знаешь о детях и о том, какую информацию и в какой форме им преподавать. Не меньшее количество  педагогов считает, что самое главное это стаж — то количество лет, которые ты отработал в учебном заведении. И даже если у тебя пробелы в знаниях, то страшного в этом ничего нет, ведь опыт главное. Еще от родителей я часто слышала, что для них главное, чтоб педагог любил детей. И мне всегда было интересно, как эта любовь должна измеряться? В количестве сказанных ласковых слов и улыбок? Или в количестве зацелованных педагогом на данный момент детей? Я бы, например, не хотела, чтобы учитель по истории или физкультуре целовал мою дочь.  А еще я представляю убегающих детей и несущихся за ними со своей любовью педагогов. Фильм ужасов какой-то.

Когда я работала в школе (Школа 8 вида, для детей с интеллектуальными нарушениями), то видела работу учителя с большим стажем. Она вызывала восхищение. В свои за 60 она была увлечена работой, всегда была открыта к новой информации, занималась самообразованием и посещала курсы повышения квалификации, приходила ко мне за рекомендациями (на тот момент я была начинающим специалистом). Каждого своего подопечного она знала «вдоль и поперек». Дети в такой школе на самом деле трудные и такая работа требует огромных эмоциональных вложений. Она эти вложения делала. Не могу сказать, что она была какой-то слишком мягкой или строгой. Но её класс выделялся из остальных. Всем было понятно, что у учителя и ее учеников есть очень хороший контакт, рабочий альянс и доброжелательные отношения, что совершенно помогало и усвоению учебной программы.

У другого педагога в этой школе, которая занималась с детьми только на продленке  (она помогала им делать уроки и организовывала досуг), класс выделялся своими творческими способностями, креативностью, разносторонностью. Ее подопечные участвовали во всех праздниках и школьных мероприятиях. Она не жалела времени на разучивание сценок, стихов, песен, хотя опять же для деток с органическими нарушениями запоминание может быть большой проблемой. Она всегда была настроена на их волну, организовывала игры и различные занятия,  ей было интересно с ребятами. Эти примеры я привожу не для рекламы и хвальбы педагогов.

Первая история говорит о том, что можно быть и учителем и воспитателем, вторая, что можно не быть учителем, но быть педагогом. В первом  и  во втором случае, я считаю, что с детьми занимались педагоги, которые очень нужны современным детям.

В этой же школе было много учителей, которые закончив ВУЗы, посещали многочисленные педагогические курсы, опыт тоже был не маленький. Таких результатов как вышеописанные педагоги они не достигали, крайне мало они знали и понимали про своих учеников, про их особенности и диагнозы. Соответственно требования часто были завышены, педагоги раздражались, отчаивались, что сильно сказывалось на их общении с детьми и на усвоение учебной программы конечно тоже. Поговорив с учителями наедине, я понимала, что люди хорошие, интересные, не злые, но то, что я видела и слышала на уроках и то, что рассказывали дети, просто ужасало. Педагоги перегорали, были совершенно не способны эмоционально выдерживать такие нагрузки, напряжение никогда не спадало, что отражалось на взаимоотношениях с учениками.

В последующие годы мне посчастливилось поработать в одном неординарном дошкольном учреждении и в обычном детском саду. Неординарным учреждением я называю прогимназию, работавшую по программе «Золотой ключик». Авторами программы являлись мои университетские преподаватели  к.п.н.  Г.Г. Кравцов, к.п.н. Е.Е. Кравцова и мой любимый преподаватель, которой я очень благодарна и не перестаю восхищаться м.н.с. Е.Л. Бережковская (благодаря ей я так «впитала» детскую психологию). Программа и правда прекрасная. К сожалению Балашихинскому управлению по образованию данное заведение 6 лет назад стало не угодно и его расформировали. Вдаваться в подробности не стану, но хочется сделать акцент на нескольких моментах.

Первый факт: директор детского сада взялась за новую дополнительную программу для того чтобы садик не закрыли. Данная программа финансировалась и нужны были базы для апробирования. Т.е. на самом деле директор мало себе представляла, с чем имеет дело, но в программу она поверила, согласилась с ней и не побоялась окунуться в инновации.

Второй факт: к моменту внедрения программы коллектив сада был устоявшимся, все работали по стандартам. Т.е. педагоги тоже не имели понятия, с чем столкнуться.

Третий факт: для внедрения программы требовалось обучение педагогов, погружение их в инновацию, в цели и задачи программы.

С момента внедрения «Золотого ключика» всем воспитателям  нужно было исследовать программу, посещать занятия авторов, заниматься собственными разработками в русле новой программы, изучать рекомендуемую литературу, совмещать свои знания и опыт с чем-то новым и неизвестным.  Мало того, директор прогимназии очень высоко ценила психологов и считала, что психолог в дошкольном учреждении просто необходим.  Для нее эта должность была не для «галочки», а для дела. Она всегда внимательно относилась к требованиям специалистов, оснащении кабинетов и материалам для работы. Поэтому когда я пришла работать в прогимназию, моя должность была привычной, я практически не встречала сопротивления, а уж тем более пренебрежительного отношения к себе. К чему я так все подробно описываю? А вот к чему.

Благодаря талантливому руководителю и потрясающему педагогу в одном лице, это заведение считалось на протяжении многих лет одним из лучших. Воспитатели сами проживали все, что делали. Не у всех было педагогическое образование, но директор максимально обеспечивала их информацией по методикам преподавания, огромную работу проделывал методист в обучении и повышении педагогического уровня, никогда не экономили  на учебной литературе и методических пособиях для занятий. Воспитатели интересовались у психолога и учителей-логопедов об уровне развития и различных особенностях своих воспитанников, логопеды и психолог были единой командой. И  это я уже не говорю о том, что зарплата у коллектива была выше, чем у работников других дошкольных образовательных учреждений.

Не подумайте, что все было идеально. Конечно нет. Такая программа требует сплоченного коллектива и совместной работы. Некоторые новые воспитатели не проникались, некоторые со стажем уставали, у кого-то  так складывались  обстоятельства, что приходилось увольняться. Но могу с уверенностью сказать, что в данном заведении требовалось быть именно педагогом. Нужно было, и учить и воспитывать или ты не задержишься в этом коллективе. Дети прогимназии при выпуске имели достаточно высокие показатели по знаниям, умениям и навыкам. Они были более эрудированными, раскрепощенными, креативными, энергичными и инициативными, чем выпускники других заведений. Мы делали одно общее дело и у нас хорошо получалось.

После расформирования прогимназии я перешла в типовое дошкольное образовательное учреждение.

В новом саду был другой директор и политика была другой. Большая часть воспитателей, как и директор, имела слабое, поверхностное представление о государственной  учебно-воспитательной программе, не было методических разработок и материалов для занятий. Вообще много чего не было. Дополнительному образованию пед. коллектива время не уделялось, да и речь об этом не заходила. Психолог был человеком не понятным и вызывал много напряжения первые полгода, потом чуть-чуть подрасслабились, но ценности  психологических знаний явно не видели. В группах ценили спокойствие и дисциплину, поэтому с детьми часто разговаривали на повышенных тонах. Этический кодекс мешает мне поделиться с вами всем тем, что я видела и слышала. В этом учреждении по психологической (интеллектуальной) диагностике дети имели невысокие показатели. Какие показатели по знаниям, умениям и навыкам у выпускников  — информации не имею. Но думаю, что у большинства детей чуть ниже среднего. Особенно у тех детей, которых родители не водили на дополнительные  занятия в творческие и развивающие центры. Скажу так, что в данном учреждении из всего коллектива я выделила двух воспитателей и одного учителя музыки. Остальные участники коллектива не подходили ни на роль воспитателей, ни на роль педагогов тем более. Так как люди не обладали соответствующими знаниями и умениями, интересом к профессии, личностными качествами и моральными принципами для работы в дошкольном учреждении.

А теперь самое интересное. Несколько лет назад, когда я выбралась из-под «крыла» государственной системы,  у меня появилась возможность наблюдать за людьми, работающими с детьми без специального образования, без представления о методах и методиках обучения детей, но безумно желающих работать в этой сфере. Их профессионализм — копилка знаний об особенностях детского возраста, о нормах развития, о различных методиках развития и обучения детей, их умения контактировать, организовывать, заинтересовывать, направлять, корректировать, обучать росли очень быстро.  Такие люди на одном лишь интересе осваивали за год то, что педагогический колледж дает за три года. У них была возможность сразу применять теорию на практике. Смотреть, что работает, а что нет. Что подходит деткам и усваивается, а что надо изменить или убрать из занятий. Эти люди считают психологию важной наукой, которая поможет им понять своих подопечных. Они задают много вопросов и сами пытаются найти ответы в книгах и различных источниках. Их мозг направлен в сторону «Как сделать так, чтобы детям понравилось, они запомнили/усвоили, им было интересно….» Им кажется важной любая мелочь, любое сказанное на занятиях слово, они восхищаются продуктами деятельности своих учеников и воспитанников. Они расстраиваются, когда что-то не получается, но ищут причины не в детях, а в себе. Об этих людях я могу рассказывать долго. Я восхищаюсь ими и очень дорожу их работой. Т.к. именно у вышеописанных педагогов дети выдают прекрасные, иногда поразительные результаты. Ученики и воспитанники впитывают учебный материал как «губка», учатся самостоятельно мыслить, анализировать, исследовать, они уважительно относятся к своим творческим произведениям и видят прекрасное в других. С такими педагогами ребенок не разочаровывается во взрослых, в учебных предметах, он приобретает уверенность в своих силах. Можно сказать, что с такими знаниями, умениями и навыками каждый ребенок сможет достигнуть в жизни максимального успеха для себя. Но…..

Педагогов для ребенка всегда выбирает родитель. Дети не выбирают, к какому воспитателю пойти в детском саду или у какого учителя учиться в школе. Не думаю, что это плохо, но хотелось бы, чтобы родители не забывали, что это их ответственность.  И теперь мы подходим к самому значимому моменту. К тому, зачем я собственно и писала эту статью.

Если вы родитель:

— помните, что вашему ребенку придется много лет провести с тем, человеком, которого выберите вы. Ему нужно будет его слушать и слушаться, обращаться за помощью и подчиняться, доверять и выказывать сомнения. Для вашего ребенка это большая и очень важная часть жизни. Будет ваш малыш терпеть педагога все эти годы или правильно социализироваться, развиваться и получать еще большую радость от детства – решать вам;

— перед окончательным вступлением в группу или класс, обязательно познакомьтесь с педагогом. Желательно, чтобы знакомство было не только на родительском собрании, но и прошло лично. Задайте интересующие вопросы. Про образование, опыт работы, каких принципов придерживается педагог в воспитании и обучении детей, обсудите режимные моменты, творческие планы, праздники, внеурочный досуг и т.д. Чем больше информации вы услышите, тем больше пищи для размышления и ниже риск сделать ошибку в выборе;

— педагог должен подходить не вашим знакомым, не бабушкам и дедушкам, он должен подходить вашему ребенку и вам;

— выбирайте педагога не только головой, но и сердцем;

— выбирайте педагога не только сердцем, а и головой;

— близость к дому штука важная, но она не должна быть первостепенной;

— было бы здорово услышать мнение и впечатления ребенка о новом педагоге. Это не значит, что вы целиком и полностью должны отдать ему ответственность за выбор. Просто часто дети подмечают то, на что мы не обращаем внимание.  Поэтому знакомство должно состояться не только у вас, но и у ребенка.

Слишком идеализировано и трудновыполнимо, скажете вы, но это не значит, что не стоит попробовать. Ваш ребенок гораздо более ценен, чем те трудности, с которыми вы можете столкнуться при выборе педагога.

Если вы педагог:

— никто не отрицает сложность работы с детьми, да еще и в государственной системе образования. С вас много требуют и часто требуют бесполезные вещи, тонны макулатуры, которая по большому счету никому не нужна. Ваш труд часто обесценивают – зарплатой, дополнительной нагрузкой, неадекватным мнением. Вы не всегда чувствуете поддержку начальства в тех или иных вопросах, но часто чувствуете давление сверху. Вы очень устаете на работе, привычно выгораете к концу, а то и к середине учебного года. Но все же вы выбрали эту профессию. Вы знали, на что шли, вы хотели работать с детьми. Так не отрицайте ответственность за тот эффект, который вы производите на своих подопечных, за их результаты, за чувства связанные с вами, за возможные психологические травмы или личные успехи;

— если вы считаете себя просто педагогом и никем более, то вы еще многого не знаете. На символическом уровне вы являетесь для ребенка родителем, особенно сильно это проявляется в дошкольных учреждениях и в начальных классах. Ребенок безгранично вам доверяет и ждет не просто рабочего отношения, он ждет уважения, любви и заботы. Ваши замечания, похвала и критика очень важны для него. Иногда, именно педагог является причиной выбора профессии, раскрытия таланта ребенка или причиной появления неуверенности в собственных силах, ненависти к учебе;

— вы делаете то, что дано не многим, вы умеете то, что многим не под силу. Ваш вклад в жизнь ребенка бесценен. Возможно, много лет спустя, ваш бывший ученик или воспитанник, будет стоять на вершине своей славы и про себя благодарить не только родителей, но и вас, как человека, давшего ему то, что родители дать не могли.

А теперь перейдем к раскрытию названия статьи. Можно долго рассуждать, рассказывать истории, делиться опытом, но все же нужны и конкретные описания, пункты, на которые можно будет опираться как родителям, так и самим педагогам.

Каким же должен быть современный педагог?

  1. Современный педагог должен быть заинтересованным.

Когда человеку что-то интересно, то он может приложить максимум усилий к познаниям. В наше время,  методик, взглядов на воспитание и обучение детей очень и очень много. Если педагог будет исследовать, узнавать что-то старое и новое, то у него появиться база для своего уникального подхода.  Сейчас проходит множество интересных мастер-классов, конференций, обучающих программ для педагогов. Есть возможность узнавать, тренироваться, на людей посмотреть и себя показать.

  • Современный педагог должен быть разбирающимся (думающим).

Я имею в виду, что педагог должен анализировать все то, что он видит и слышит относящееся к профессии и не только. Отметать то, с чем сильно не согласен. Но давать возможность себе принять что-то новое и освоить неизвестное. Это касается как новых способов подачи учебного материала, новых технологий, новых программ, так и новых учеников и воспитанников. Должен часто задавать себе вопросы: Что? Как? Почему? Зачем? И искать на них ответы.

  • Современный педагог должен быть психологом.

К сожалению, пока в нашей стране психология сильно отделена от педагогики. Надеюсь, что скоро стена между ними рухнет. Педагогу необходимо знать психологические особенности возраста, с которым он работает, о нормах развития, о ведущей деятельности, о зоне актуального и ближайшего развития, о темпераментах, о причинах появления негативных личностных тенденций, о развитии волевой сферы, о кризисах, о групповых процессах и о многом другом. Он должен владеть в совершенстве коммуникативными навыками и уметь разрешать конфликты. Уверена, что без этой информации стать хорошим педагогом будет невозможно. Человек просто не будет понимать, что происходит с его подопечными и как себя вести.

  • Современный педагог должен быть уважительным.

Грань дозволенного между учителем и ребенком стирается, когда педагог начинает относиться к ребенку как к несмышленому, неравному, не имеющему право на что-то недочеловеку. Современные дети протестуют против такого обращения, травмируются, теряют доверие и разочаровываются в своих педагогах. В таких условиях рабочий альянс не возможен.

  • Современный педагог должен быть!

Я думаю, что человек, выбравший себе такую профессию, просто обязан много знать про самого себя.  Если человек себя плохо знает, то он не понимает причины своих поступков, действий, не осознает последствия. И для детей такой педагог психологически крайне опасен. Для самоисследования сейчас есть очень много литературы, различных тренингов, можно консультироваться у психологов по сложным жизненным вопросам или пойти на личную психотерапию, если в этом есть потребность.

  • Современный педагог должен уметь заботиться о себе.

Любой человек, а особенно тот, кто работает с детьми, должен во время есть, ложиться спать, заботиться о своем здоровье и душевном состоянии, достаточно отдыхать. В госучреждениях принято работать на износ, но современные дети не простят изношенности  потому, что  усталый, эмоционально выгорающий педагог не сможешь быть с ними, следовать за ними или вести за собой. Все вокруг начнет раздражать, работа станет обузой, и этого детям будет сложно выдержать.

Пока я для себя выделила шесть основных пунктов. Со временем, скорей всего, они дополнятся.

Всех этих ингредиентов будет достаточно для установления рабочего альянса, раскрытия потенциала ребенка и достижения высоких результатов, которых все так хотят.

Послесловие

После прочтения этой статьи, вы можете подумать, что мне-то легко говорить, а вам придется этих самых педагогов искать. А неизвестно где они такие и как далеко это будет от дома. Могу ответить так, педагог очень важный человек в жизни вашего малыша. У педагога и правда много власти. Я думаю, что в современном обществе и современным детям нужны не знания (для этого они в интернет могут зайти), им нужен не узконаправленный взгляд на какой-либо предмет или ситуацию (он у них и так есть), им нужны не няньки и не дрессировщики (для этого у них есть родители). Современным детям нужен наставник. Человек, который будет идти рядом, но при необходимости поведет за собой. Человек, который открывал бы новые горизонты, расширял представления о мире, об отношениях, о различных феноменах. Человек, уважающий и относящийся к ребенку как к равному, но не забывающий, что взрослый все-таки он и на нем ответственности больше. Человек могущий признаться в своих ошибках, поделиться своими чувствами, желающий и умеющий установить со своим подопечным тесную связь, близость на то время, пока им суждено быть вместе. Человек, интересующийся самим ребенком, желающий его узнать и пытающийся его принять таким, какой он есть. Человек, который может защитить себя и быть максимально безопасным для своего ученика. Т.е. педагог должен быть почти что вами, но все же не родителем. Если доверяете тому педагогу, к кому водите, то это замечательно. А нет, так и думать нечего. Ищите! Ребенок сам не сможет.

Я тратила на дорогу в заведение, куда водила свою дочь до школы, около 25-30 минут, хотя рядом с нашим домом находился детский сад. Но я ни разу не пожалела. Через несколько лет так вышло, что ребенка пришлось срочно переводить из одной школы в другую, и я поддалась совету знакомой. Если бы у меня была возможность этот поступок изменить, то сделала бы не задумываясь. Искала бы учителя начальных классов не жалея времени и сил. Последствия обучения того учителя, к которому мы пошли, я разгребаю до сих пор. Вот такая история.

Подробнееhttps://www.b17.ru/article/54707/

 

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Хотите узнавать первыми обо всех изменениях, касающихся
жизни учителей? Подписывайтесь на наш инстаграм ЗДЕСЬ

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Комментарии
Николай

за 6-7 тысяч попробуйте найти сиделку ребёнку на целый рабочий день, вот какую найдете таким и должен быть педагог.

23 января 2018, 15:45
Лев

Современный педагог ДОЛЖЕН всем и вся.

22 января 2018, 15:25
Пользователь

А мне интересно, почему автор статьи сменила столько много работ, и везде она присматривалась к педагогам? А себя она считает достойным педагогом?????

22 января 2018, 13:31
Пользователь

А ещё скажу автору этой статьи: а где она сейчас работает, почему не учителем нач. классов за какие-нибудь 5-7 тысяч, имея 1, 5 ставки и ещё кучу всяких нужных и важных дел? По её словам, учитель нач.классов за всё в ответе. А мы, дураки, и не знали... На костёр этих учителей! Пусть за всё нам ответят! Проработала бы лет 30 - 35, тогда бы "пела", а так это просто слова и ничего больше!

22 января 2018, 07:47
Пользователь

А я, проработав 30 лет в школе, после всех всем известных событий в Ивантеевке, Перми и Удан-Удэ, скажу каким должен быть современный учитель: в броннике и каске с полным боевым комплектом, если вдруг...! Уж точно не за 20-50 тысяч идти на такой "подвиг. На фиг такая работа нужна.

21 января 2018, 23:06
Пользователь

пишите сразу - ангелом должен быть, чтоб за грешниками разгребать

21 января 2018, 20:23