В столице активно развивают концепцию школы больших возможностей. Теперь в образовательном комплексе есть и детсад, и центр творчества, и классы со специализацией. В результате более 82 процентов родителей водят первоклассников в школу, расположенную возле дома. Более половины малышей идут в первый класс в ту же школу, к которой относится их детсад.
Семья, школа и… профессия
В Москве большое внимание уделяют выбору профессии и реализации талантов ученика. Для этого в школах есть не только обычные, но и профильные классы, где доступно углубленное изучение предметов.
Сегодня 96 процентов школ предлагают старшеклассникам специализированные профили. В таких классах реализуются программы предпрофессионального образования в партнерстве с университетами, промышленными предприятиями, научными институтами, технопарками. Популярностью пользуются медицинские (в 72 школах), инженерные (в 60 школах) и даже кадетские классы (в 168 школах). А в 10 московских школах открыли академические классы — с участием научных сотрудников Федерального агентства научных организаций и вузов.
При создании инженерных классов в образовательные учреждения поставили специализированное оборудование на сумму 1,5 миллиарда рублей. Ребята получили атомно-силовые микроскопы, программируемые станки, технику для проведения опытов по проверке прочности и герметичности.
«Дополнительно» не значит «вместо»
Учебная жизнь не ограничивается школьной партой и лабораторией. Уроки сейчас можно провести в музее, библиотеке, колледже, на предприятиях и в технопарках. А кроме основного, есть дополнительное образование, которое можно сочетать с учебой в школе. Например, в столице работает около десяти тысяч кружков технической направленности, в которых занимаются более 220 тысяч школьников. 38 тысяч из них получают знания на базе московских колледжей.
Кроме того, московские школьники могут получить свидетельство о квалификации вместе с аттестатом о среднем образовании. 52 колледжа Москвы предлагают школьникам обучение по 140 профессиям. В прошлом учебном году вместе с аттестатом свидетельства о квалификации вручили более чем 1700 школьникам. Сейчас продолжают обучение более семи тысяч человек. Вот некоторые из доступных профессий: оператор ЭВМ, монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов, наладчик технологического оборудования.
Контракт со школьником
Дополнительное научно-технологическое образование можно получить в детских технопарках. Сейчас в городе их 12. Особенностью детских технопарков стала возможность заключения отложенного трудового договора с высокотехнологичными предприятиями Москвы. Контракт вступает в силу, когда молодой специалист получает соответствующее высшее образование. Такая схема позволяет родителям и детям планировать свое будущее.
Подготовиться и поступить в вуз ребятам помогает проект «Предуниверситарий». Старшеклассники — участники проекта проходят в вузах специальные курсы, изучают профильные дисциплины, а также занимаются практикой в лабораториях.
Успехи и награды
Москвичи составили половину всех российских школьников — участников международных предметных олимпиад. При этом из 16 столичных учеников 14 вернулись с соревнований с медалями. В их копилке четыре золотых, семь серебряных и три бронзовые награды.
Победители и призеры международных предметных олимпиад получают серьезное материальное поощрение. Премия для победителей составляет один миллион рублей, для серебряных призеров — 500 тысяч рублей, а для бронзовых — 250 тысяч рублей.
Будущие профессионалы
Для школьников также проводят соревнования по профессиональному мастерству JuniorSkills. В 2017 году количество участников увеличилось в семь раз — до 5250 человек. В этом году ребята от 10 до 17 лет соревновались по 19 компетенциям. Среди команд из 36 регионов России, а также Белоруссии, Швейцарии и Нидерландов победу одержала сборная Москвы. Представители столицы завоевали 17 золотых наград в восьми направлениях: «Инженерный дизайн CAD», «Электроника», «Аэрокосмическая инженерия», «Лазерные роботы», «Интернет вещей», «Прототипирование», «Кулинарное дело» и «Мультимедийная журналистика». Еще четыре ученика получили серебро и шесть — бронзу.
Читательская и математическая грамотность
Не отстают от старшеклассников и малыши. Российские четвероклассники продемонстрировали самые высокие результаты в чтении среди своих сверстников из 50 стран мира по итогам международного исследования PIRLS. В свою очередь московские школьники впервые участвовали в этом исследовании как отдельная команда и победили в своей категории.
Другим подтверждением столичных достижений стали результаты международного исследования PISА (The Programme for International Student Assessment). По итогам этого тестирования система образования Москвы входит в шестерку лучших образовательных систем мира по уровню читательской и математической грамотности.
Победители олимпиад
Еще недавно во всероссийских и международных олимпиадах Москву представляли ученики только отдельных, известных на весь город школ. Однако ситуация изменилась и теперь своя сильная школа есть чуть ли не в каждом районе столицы. За 2015–2017 годы победителей и призеров заключительного этапа всероссийских олимпиад подготовила 321 школа — больше половины школ Москвы.
Результаты сдачи ЕГЭ в 2017-м указывают на высокие достижения московских выпускников. Так, 592 школы города (94 процента) подготовили хотя бы одного выпускника, сдавшего как минимум один экзамен на 91–100 баллов. По результатам ЕГЭ в Москве выросло число отличников (набравших 91–100 баллов) по предметам инженерной направленности. Так, по информатике их число увеличилось почти в два раза, по профильной математике — в четыре раза, по физике — в 1,7 раза. Во многом такие успехи объясняются тем, что вот уже второй год в столице действует проект «Инженерный класс в московской школе».
Лучшие школы страны
В 2017 году 156 московских школ вошли в топ-500 России. Лучший результат у средней образовательной школы № 179, занявшей третью строчку рейтинга. Четвертое и пятое места у лицея № 1535 и лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Всего же в топ-10 вошли восемь московских школ, а в топ-25 — 13. Среди них ГБОУ «Пятьдесят седьмая школа», школы № 1514 и 1329, гимназия № 1543, лицей «Вторая школа», школа «Интеллектуал», лицей № 1568, а также Специализированный учебно-научный центр (факультет) — школа-интернат имени А.Н. Колмогорова МГУ имени М.В. Ломоносова, универсальная гимназия (школа-интернат) МГУ имени М.В. Ломоносова и школа с углубленным изучением испанского языка № 1252.
Технологии в образовании
Тысячи сценариев уроков
Благодаря проекту «Московская электронная школа» (МЭШ) в школах появляются компьютеры, ноутбуки, интерактивные панели, их подключают к высокоскоростному интернету. Ключевые содержательные элементы системы — электронные журнал и дневник, а также электронная библиотека.
Если раньше школьники учились только по учебникам, то теперь уроки становятся интерактивными: на них можно отправиться на виртуальную экскурсию, посмотреть фильм или послушать аудиозапись, познакомиться с обучающими компьютерными играми и мобильными приложениями.
С помощью электронного дневника родители могу следить за успеваемостью ребенка. За 2017 год соответствующей услугой на портале mos.ru воспользовались более 114 миллионов раз.
А наполнение электронной библиотеки материалами позволяет накапливать знания, разрабатывать совместные учебные пособия, сценарии уроков, игры, тесты и образовательные приложения. Сегодня в библиотеке есть более 700 фрагментов содержания урока: изображений, текстов, аудио- и видеофайлов, 100 учебных пособий, созданных учителями, 130 учебников школьной программы и тысячи сценариев уроков. К слову, учителя, работающие в системе «МЭШ», получают надбавку к зарплате — 10 тысяч рублей ежемесячно.
Сегодня сервисами «МЭШ» пользуются 50 тысяч учителей, 100 тысяч учеников, 500 тысяч родителей
Любой может стать участником
Разработчиком контента для «МЭШ» может стать любой желающий специалист: педагог-предметник, методист, специалист ИТ-сферы. Могут себя проявить также представители компаний, которые имеют успешный опыт разработки игрового контента, создания веб- и мобильных приложений. Все материалы будут размещаться в электронной библиотеке, проходить техническую и содержательную модерацию в департаментах информационных технологий и образования.
Те, кто добавляет контент в библиотеку, могут рассчитывать на гранты. Их сумма зависит от востребованности материала. Например, если система зафиксирует свыше трех тысяч обращений к какому-то учебному пособию, то его автор получит 150 тысяч рублей.
Гранты предусмотрены в трех номинациях: «Основной образовательный материал» (сценарии уроков, пособия, фрагменты уроков), «Комплексные образовательные приложения» (игры, тесты, виртуальные лаборатории и экскурсии) и «Самые востребованные материалы месяца» (топ-3 контента по числу обращений).
Подробнее: https://www.mos.ru/news/item/34890073/