Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
Помните, как еще недавно доморощенные реформаторы пытались навязать нашей школе новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), насчитывавший для учеников 10-11 классов всего четыре (!) обязательных предмета: физкультуру, «Основы безопасной жизнедеятельности», «Россию в мире» и некий «индивидуальный проект», в то время как остальные дисциплины низводились в нем до уровня факультатива? Возмущенная общественность встала тогда на дыбы, и проект ФГОС был направлен на доработку, для чего была даже образована специальная комиссия под председательством директора Курчатовского института Михаила Ковальчука. О деятельности этой комиссии с тех пор никто толком ничего не слыхивал, и даже ее персональный состав так и не был опубликован.
И вот в конце апреля в СМИ прошло сообщение о заседании комиссии, где было объявлено, что ее работа, оказывается, близка к завершению. В интервью «Московским новостям» замминистра образования и науки Максим Дулинов сообщил: «Летом-осенью мы планируем отправить документ в Минюст». Но править концептуально новый вариант ФГОС Минобрнауки уже не намерено. «Новый стандарт будет выложен на сайте, - поясняет Дулинов, - замечания будут приниматься, но этап, когда учителя могли критиковать его концептуально и предлагать писать все заново, уже пройден». Т.е. ведомство будет попросту плевать на то, если и новый ее реформаторский перл будет в штыки встречен общественностью.
А так, судя по всему, и произойдет. Главному редактору журнала «Эксперт» Александру Привалову удалось раздобыть материал, обсуждавшийся на упомянутом заседании комиссии Ковальчука. Причем, как это ему удалось сделать, неизвестно - авторитетному журналисту пришлось клясться, что он не выдаст источник, поскольку комиссия очень боится утечек информации. И она по-своему права, отмечает Привалов, поскольку результат работы комиссии неизбежно вызовет скандал.
Да, вместо четырех предметов (по прежнему варианту ФГОС) в старшей школе будет целых шесть обязательных (а всего - девять). Но все остальное - точь-в-точь, как в первоначальном варианте стандарта, свидетельствует Привалов. То же обвальное сокращение объема знаний под звонким лозунгом «вариативности». То же вымывание важнейших школьных дисциплин. Те же «интегрированные курсы», которых никто не потрудился разработать. То же разделение профильных и базовых уровней изучения предмета (первые - примерно программа советской школы, второе - ее осколки). Наконец, тот же принципиальный отказ от разговора о содержании обучения - и, следовательно, то же отсутствие в «стандарте» стандарта. Что должен знать стандартный выпускник школы, ФГОС так и не скажет.
И вот этот келейно подготовленный документ реформаторы из Минобрнауки постараются теперь утвердить без учета мнений родительской и учительской общественности. Выходит, отмечает Привалов, что в вопросе несравненно более важном, чем выборы или невыборы губернаторов (с фильтром или без фильтра), никаких новых рычагов для воздействия на ход событий у публики не появилось.
Ситуация осложняется еще и тем, что одновременно с подготовкой нового ФГОС реформаторы из Минобрнауки активизировали и проталкивание нового федерального закона об образовании. Документ этот, конечно, в силу своей общественной значимости претендует на отдельный разговор. Мы же отметим тут только его непосредственную связь с новым образовательным стандартом.
В статье 5 третьей части проект ФЗ «Об Образовании» устанавливает гарантии бесплатности получения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (образовательными стандартами) дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня получается впервые. Таким образом, по закону – если он будет принять – государство будет обязано оплачивать только предметы, включенные в ФГОС. А за все остальное – по букве документа – ученикам (родителям), очевидно, придется платить.
«Вот вам и Юрьев день», - говаривали когда-то на Руси об указе, запретившем крестьянам переход от одного помещика к другому и таким образом окончательно из закрепостившем. «Вот вам и новый закон об образовании», - будут, очевидно, говорить в связи с отменой в России общедоступного бесплатного образования.
Новый ФЗ «Об образовании» находится, кстати, даже в еще более продвинутой стадии, чем новый ФГОС. Как сообщил на днях в интервью «Торгово-промышленным ведомостям» замминистра образования и науки Игорь Реморенко, «на сегодняшний день законопроект прошел ведомственное согласование – 31 ведомство высказало свою позицию, и в конце апреля мы надеемся внести проект закона в правительство, которое направит его в Госдуму. По нашим расчетам, осенью депутаты смогут начать с ним работать».
Работа депутатов с законопроектом во многом, впрочем, уже заранее известна. Проправительственное думское большинство, в лице фракции «Единая Россия» наверняка проштампует предложенный правительством законопроект. Но скандала избежать не удастся – коммунисты и «эсэры» твердо заявили о том, что будут против принятия закона в его нынешнем виде. Правда, вследствие «честных» выборов, по итогам которых «ЕдРо» опять получила большинство (хотя и не конституционное) мест в парламенте, не даст им возможности забаллотировать законопроект. Но и у «ЕдРа» позиция щекотливая: продавливать через парламент закон, против которого выступают две крупнейшие оппозиционные партии – значит, наносить еще один удар по остаткам собственной репутации.
Напомним, новый закон «Об образовании» призван заменить два действующих с 1992 года закона – «Об образовании» и «О высшем послевузовском профессиональном образовании».
Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.