Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
В системе образования все последние годы основное внимание сосредоточено на выполнении майского указа президента Российской Федерации № 597 по повышению заработной платы педагогических работников и, прежде всего, учителей. Cредняя зарплата учителя должна была достичь средней заработной платы по соответствующему региону в 2012 года. Этот показатель до сих пор так и не достигнут (рис. 1).
Рис. 1. Средняя заработная плата учителей и средняя заработная плата по Российской Федерации в 2013 – январе-сентябре 2017 гг.
Источник: Росстат
На рисунке 1 хорошо видно, что в 2013 и 2014 гг. средняя зарплата учителей "не дотягивает" до средней заработной платы по Российской Федерации, а с 2015 г. начинает ее обгонять. Это связано с тем, что для снятия слишком большой нагрузки на региональные бюджеты среднюю зарплату по регионам стали считать как "Среднемесячную начисленную заработную плату наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц". Но для других целей сохранилась и старая методика расчета средней заработной платы в субъектах РФ: в соответствии с ней средняя зарплата в регионах как превышала, так и продолжает превышать среднюю заработную плату учительского корпуса.
В результате школьные педагоги не удовлетворены своей зарплатой. Если в 2013–2015 гг., по данным Мониторинга эффективности школы, проводимого Центром экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС, размером заработной платы были недовольны около 50% учителей, то в 2016 г. этот показатель поднялся до 65,3%. В 2017 г. ситуация несколько улучшилась – доля респондентов, недовольных размером зарплаты, снизилась до 59,1%, тем не менее положение в этой сфере остается достаточно напряженным.
Возможно, что в предвыборный год администрации школ стали более пристально отслеживать настроения учителей, и педагоги не всегда были искренни в своих ответах. В то же время на местах, конечно, прилагались серьезные усилия, чтобы как-то выправить положение, и, видимо, они дали некоторые результаты.
Вместе с тем повышение учительской заработной платы изначально рассматривалось, с одной стороны, как инструмент повышения качества школьного образования, а с другой, – как способ привлечения в школу молодых специалистов.
Ни та, ни другая задача за прошедшие 5 лет не были решены. Ни сами учителя, ни родители учащихся не связывают уровень учительской заработной платы с качеством образования. Учителя считают, что им компенсируют прошлые недоплаты, а родители полагают, что качество образования зависит от квалификации давно работающих в школе учителей, а не от оплаты их труда.
Что же касается прихода в школы молодежи, то педагоги уверены, что зарплата не является ведущим фактором, который может привлечь в систему образования молодых учителей (рис. 2).
Рис. 2. Факторы привлекательности школы для молодых учителей, % (допускалось несколько ответов)
Почти четверть работающих в школе педагогов полагают, что в этой работе для выпускников педвузов нет ничего привлекательного, и они туда не придут. Остальные же учителя полагают, что самым привлекательным для молодежи является режим работы (в 2017 г. так ответили 37,4% респондентов, в 2016 г. – 35,9%) и стабильность занятости (в 2017 г. этот ответ выбрали 32,1% респондентов, в 2016 г. – 36,5%).
Хотя многие учителя считают режим работы в школе фактором ее привлекательности, свыше 60% опрошенных работают более чем на одну ставку – на 5% больше, чем было в прошлом году, т.е. учебная нагрузка за последний год еще больше выросла (рис. 3).
Рис. 3. Учебная нагрузка учителей, %
Рост учебной нагрузки означает, что у учителя как не было, так и не появилось времени для освоения новых образовательных технологий и повышения квалификации. Помимо того, что растет учебная нагрузка, большинство педагогов отмечает, что увеличивается и бюрократический прессинг (рис. 4). Введение независимой системы оценки образовательных достижений, включая государственную итоговую аттестацию, также выделяется в качестве причины повышения сложности профессиональной деятельности. На третье место учителя ставят непростые отношения с родителями школьников (согласно данным предыдущего замера, эта причина имела меньший вес).
Рис. 4. Представления учителей о причинах повышения сложности работы, % (допускалось несколько ответов)
В целом, если оценивать перемены в школьном образовании, за последние годы произошла определенная адаптация учительства к новым условиям. При этом социальное самочувствие педагогического корпуса в массе своей не улучшилось, напротив, имеет место рост негативных оценок.
Если же говорить о всей системе образования, то в 2011 г. среднемесячная начисленная заработная плата в ней составляла 75% к уровню в обрабатывающих производствах, а в январе-сентябре 2017 г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников образования, по данным Росстата, составил к указанному уровню 76% (в январе-сентябре 2016 г. – 78%). Соответственно, "битва" за повышение заработной платы в образовании, видимо, будет продолжаться.
Подробности: https://www.finam.ru/analysis/forecasts/zarplata-pedagogov-stagnaciya-i-neudovletvorennost-20171219-171532/
Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
В 2014 я получала 32 тысячи при 26 часах. Сейчас получаю 22 тысячи при 30 часах. И это уже с 2015 года. Какой рост, где???? Во всех школах города, во всех больницах зарплата падает. Цены растут. Нагрузка растёт. А нам врут прямо в глаза, что это не так. Вся страна, кроме Москвы, нищает, а Росстат упорно показывает обратное. Учить можно только с мелом и тряпкой, на всю школу дали на учебники 90(!) тысяч! Учим по учебникам, которые подарили (!) школе ученики 5-6 лет назад. Я работаю с ноутбуком, которому 8 лет. И это рост? "Или я что-то не понимаю, или одно из двух" (с)
В сентябре 2017 упала зарплата.... ощутимо!!! Примерно на 10 %
Откуда берутся цифры.... Неизвестно!!!
Скоро учительство вымрет.... Уйдет "старая" гвардия... детей учить некому будет!!!
Не особо рвутся в школу молодые педагоги... есть высшее образование... вот и работают на рынке!
А кто приходит... остается 10%...
борьба за последнее слово... без выигрыша и вот есчо узнал про нью криптомани - турбины сименс- а прежде был привычный нефте бакс
Те двигатели вообще-то советские, а не продукт нынешнего образования. Для оценки уровня нашего нынешнего образования достаточно зайти в магазин радиоэлектроники. А если Вы работаете в образовании, то и ходить никуда не надо, и так всё ясно - в кассе.
а ракеты пиндосы на наших движках пускают... или на айфонках?
Поскольку турбины мы у Сименса покупаем, а не наоборот, то образование там, вероятно, не хуже нашего. Вот Вам everydayissunny и хаха.
хаха а там как раз и ринулись...школы - аквариумы для рыбок, где главное не учеба, а участие (вот в лифляндии/финляндии - счастливые дети на 1 месте)
(присутствие) да и поговорка- сытое брюхо к ученью глухо - говорит сама за себя
everydayissunny, А почему в европах, в школы НЕ ринулись люди, жадные до денег? Или их как-то отсекли?
everydayissunny, Ваши доводы противоречат практике Форда, который 100 лет назад сделал на своих заводах 8-ми часовой рабочий день и сразу повысил в 2 раза расценки за работу. Все вопели, что он свихнулся. Однако брак продукции резко сократился, качество возросло, травматизм уменьшился и прибыль возросла. И ничего не обрушилось. У нас вообще-то речь пока идет не о повышении зарплаты, а о компенсации умственных и физических усилий учителей. Пока тут минус, т.е. идёт жесточайшая эксплуатация.
зря вы так. в верхах тоже не дураки сидят.они давно смекнули, что если учителю платить как в европах, то в школы ринутся люди жадные до денег - не по призванию т. е. Но все идет к тому, что образование обрушат именно через повышение зарплат... мдасс
Виктор Степанов, если человек по дурости (простите, это не относится лично к Вам, исключительно гипотетический пример) ввязались в игру в наперстки с профессиональными наперстночниками, вы с них тоже будете требовать отчеты об оптимизации, повышении зарплаты и т.п.? Беда страны и народа лишь в том, что в роли наперсточников оказалось само государство, где власть захватили воры и бандиты. Они сами устанавливают законы и через СМИ, которые скупили на корню, рассказывают нам о новых нормах справедливости, стандартах и т.п., которых мы должны придерживаться.
Главное - методику подсчёта вовремя поменять. И все будет тип-топ. "Не важно как проголосуют, важно как посчитаем."
Пока сложно судить о реальном повышении зарплаты учителей, можно только смело говорить об увеличении бумаготворчества, оптимизации.