Глава Минобрнауки России Ольга Васильева заявила о недопустимости «гигантских разрывов в зарплате ректора и средних доходах преподавателей". То есть признала правоту педагогов и правозащитников, которые не один год доказывают очевидное.
Мы неоднократно пытались донести до Министерства образования тревожную тенденции растущей бедности педработников. Однако неизменно получали в ответ отписки о том, что, согласно средним показателям, зарплаты, наоборот, растут. В качестве примера такой позиции министерства можно вспомнить майскую статью «Новых известий» "Минобр ответил, почему ректор получает 20 миллионов, а преподаватель 20 тысяч".
Итак, в течение нескольких лет Минобр неизменно отвечал мантрами о том, что все с зарплатами педработников хорошо и будет еще лучше.
...Но 29 ноября 2017 года произошла настоящая революция в этом вопросе. На официальном сайте Минобра можно прочесть долгожданную информацию:
"Глава Минобрнауки России Ольга Васильева заявила о недопустимости «гигантских разрывов в зарплате ректора и средних доходах преподавателей».
- Я понимаю, что зарплата ректора, принимая во внимание степень его ответственности и загруженности, должна быть выше зарплаты педагогов, и, как вы знаете, мы это учитываем при её определении. Но должны быть какие-то нравственные ориентиры, когда у вас люди получают скоромные деньги, а вы приносите справки о высокой средней заработной плате в вузе и просите начислить 700 тысяч рублей, когда люди по 35-45 тысяч получают. Мои коллеги, департамент контрольно-ревизионной деятельности, сделали уже целую подборку схем, как руководство вузов, повышая достаток только отдельных, приближенных, преподавателей фактически не повышают зарплату педагогического коллектива. По принципу у тебя 20, у меня 120, а средняя у нас 70".
На случай, если названный Ольгой Васильевой департамент ещё не выявил схемы выплат педработникам зарплат ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), назовём две такие законные схемы:
1) Перевод бюджетника локальным актом на неполную ставку при сохранении того же объёма работ – это позволяет платить зарплату ниже МРОТ. Это широко осуществлено, например, в МИФИ.
2) Можно и при полной ставке платить ниже МРОТ, хоть две тысячи: по закону такой оклад допустим. Способы борьбы с проверками у начальства отработаны. Даже если оно выплачивает работнику зарплату ниже МРОТ, поймать его и привлечь к ответственности практически невозможно. Как только в школу или больницу сообщается о проверке, администрация издаёт приказ о выплате стимулирующих и премий сотрудникам за «проверочный» период, и их суммарные доходы законно становятся выше МРОТ. А если они выше МРОТ, даже если это нищенские 8 тысяч, – у правоохранительных органов уже нет поводов возбуждать уголовные дела: выплаты выше порога, установленного законом, и все выплачивается по Положению об оплате труда, утвержденному самим коллективом. Нарушений нет.
Конечно, заявление Ольги Васильевой – настоящий информационный прорыв: ранее тема нищеты педработников официально не существовала. Но, как всегда, хочется, большего. Хочется, чтобы не забыли и про параллельную важнейшую тему. Верится, что Ольга Васильева и все министры социальной сферы обратят внимание на то, что сейчас по закону "экономию" на предоставленных услугах населению также просто некуда деть, как перевести в стимулирующую часть зарплаты сотрудников - на практике близких к руководству сотрудникам. Это порождает всемерное сокращение функций государства на всех уровнях, постепенно разрушающее государство.
Стимулирующие выплаты на практике самоуправно формируются директорами бюджетных организаций и региональными управленцами и могут превышать оклады в десятки раз. Пример: постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 22.12.2016 г. № 784 увеличен размер ежемесячного денежного поощрения гражданских служащих с двенадцати должностных окладов до тридцати восьми должностных окладов. Увеличен размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий с двух до тринадцати денежных вознаграждений для лиц, замещающих отдельные государственные должности Челябинской области. А уж кому платить ежемесячно просто должностной оклад, а кому тридцать восемь таких окладов, решает руководитель. И все по закону.
Поздравим друг друга с тем, что Ольга Васильева наконец-то официально признала наличие "целой подборки схем, как руководство вузов, повышая достаток только отдельных, приближенных, преподавателей фактически не повышают зарплату педагогического коллектива".