«Кто тут не патриот, будет понятно, когда мы разберемся»

Анастасия Курилова /Коммерсант.RU

Пропагандистов нацизма ищут среди преподавателей школы в Новом Уренгое

В Кремле считают неправильным обвинять в пропаганде нацизма школьника из Нового Уренгоя, который зачитал в Бундестаге доклад о судьбе умершего в СССР германского военнопленного. В защиту подростка выступили пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков и помощник президента, бывший министр образования Андрей Фурсенко. Тем временем власти ЯНАО инициировали проверку гимназии, в которой учится Николай Десятниченко, и намерены дать оценку работе педагогов. Об ответственности преподавателя заявила и уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова. Госпожа Кузнецова предложила «очистить от идеологии» международные образовательные программы, в которых участвуют россияне.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что ему не понятна «экзальтированная травля» школьника из Нового Уренгоя. «Вы знаете, безусловно, выступление нашего российского школьника в Бундестаге вряд ли требует какой-то реакции администрации президента. В данном случае совершенно не понятна такая экзальтированная травля, которая стала происходить»,— цитирует «РИА Новости» господина Пескова. Он отметил, что школьник, очевидно, сильно волновался, выступая в Бундестаге, и не имел в виду ничего плохого. «Обвинять его в каком-то злом умысле, тем более пропаганде нацизма, во всех смертных грехах, считаю неверным»,— отметил господин Песков. Он подчеркнул, что надо «сосредоточиться на вопросах образования, а не заниматься упражнениями в плане человеконенавистничества».

О необходимости быть терпимее к детям заявил и помощник президента РФ, экс-министр образования России Андрей Фурсенко. Он пояснил, что выступление школьника не видел, «но слышал разные отзывы». «Я считаю, что мы должны, особенно по отношению к нашим молодым согражданам, быть терпимее и понимать, что это молодые люди. Даже если они ошиблись, с ними надо разговаривать и помогать. Карающий меч надо вынимать из ножен на самой последней стадии»,— цитирует ТАСС господина Фурсенко. Он добавил, что школьникам надо учиться понимать и просчитывать возможные последствия сказанных слов, а для этого надо улучшать качество образования в стране.

 

Напомним, 19 ноября в Бундестаге старшеклассник из Нового Уренгоя Николай Десятниченко выступил на встрече российских и немецких детей во Всенародный день скорби (дата, посвященная памяти жертв войн и государственного насилия). Для этого траурного мероприятия немецкие школьники готовили доклады о советских солдатах, погибших во время Второй мировой войны в Германии, а российские учащиеся — о немецких солдатах, погибших на территории Советского Союза. Николай Десятниченко рассказал о своем прадедушке, воевавшем в советской стрелковой роте и получившем награды, а затем о ефрейторе Георге Йохане Рау, который попал в окружение в Сталинграде, был взят в плен и умер. Николай Десятниченко рассказал, как посетил захоронение солдат вермахта около Копейска: «Я увидел могилы невинно погибших людей, среди которых многие хотели жить мирно и не желали воевать». В конце речи школьник выразил надежду, что «на всей Земле восторжествует здравый смысл и мир больше никогда не увидит войн».

Многие россияне негативно отреагировали на речь гимназиста, увидев в ней оправдание нацизма. Сам же Николай Десятниченко считает, что скандал возник из-за того, что в опубликованном видео с его речью отсутствует финальная часть выступления. «Когда мы приехали туда, нам сказали читать медленнее для переводчиков, потому что они не успевают переводить. И моя речь получилась гораздо длиннее. На видео нет последнего абзаца, а там самое важное — то, что я искренне надеюсь, что не будет войн, они убрали это все. Из-за этого скандал и мог раздуться»,— сказал он в интервью которое было опубликовано в Telegram-канале Mash.

Впрочем, депутат заксобрания Ямало-Ненецкого автономного округа Елена Кукушкина заявила, что подала обращение в прокуратуру с просьбой разобраться, «кто курировал его проект». «В этом докладе к немецким захватчикам применяются такие слова, как ''сражались'', ''павшие солдаты в боях'', ''так называемый сталинградский котел''… Эти вещи нужно в корне пресекать»,— заявила госпожа Кукушкина “Ъ FM”.

Председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей Елена Сутормина заявила о намерении обратиться в Минобрнауки с просьбой дать правовую оценку. А зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов попросил Генпрокуратуру провести проверку после выступления ученика, сообщает РБК.

В пресс-службе губернатора ЯНАО сообщили, что власти Нового Уренгоя проведут проверку в гимназии. «В ходе проверки будет дана оценка педагогу, который, по не подтвержденной пока информации, сократил доклад — и получилось то, что получилось»,— отметил собеседник «Интерфакса», уточнив, что слова школьника были вырваны из контекста. Ранее глава Нового Уренгоя Иван Костогриз выступил в защиту школьника: «Его речь на примере истории этого немецкого солдата призывает к мирному существованию на всей Земле и неприятию войны, кровопролития, фашизма, страданий и насилия как таковых».

Накануне школьник вернулся из Германии на родину. По словам его матери, подростку поступают серьезные угрозы. В пресс-службе администрации Нового Уренгоя подчеркнули в беседе с корреспондентом “Ъ”, что у семьи стресс. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова посоветовала правоохранительным органам обратить внимание на угрозы, которые звучат в адрес семьи, и обеспечить ей безопасность. Она указала, что критики не разбирались в истинном отношении ребенка и его семьи к войне.

Унижением и травлей патриотизм точно не воспитаешь,— заявила Анна Кузнецова.— Более того, такая реакция несет совершенно неправильный сигнал и детям».

При этом госпожа Кузнецова заявила об ответственности преподавателя за происшедшее. «На мой взгляд, важно заглянуть ''за кулисы театра''. Кто тут не патриот, будет понятно, когда мы разберемся, откуда растут ноги у этой ситуации. Я как психолог вижу за докладом не более чем отыгранную преподавателями роль, которую диктуют условия игры. Мальчик отработал задачу и зачитал текст»,— указала детский омбудсмен.

Она пояснила, что, по имеющейся у них информации, новоуренгойская школа, где учится подросток, уже десять лет сотрудничает с немецкой гимназией, в том числе организуя выезды детей в Германию за счет принимающей стороны. «Раньше никаких проблем с таким обменом не было: школьники обеих стран обсуждали проблемы экологии, безопасности и так далее. Но история — куда более сложная тема, тем более когда обсуждается она гражданами двух стран, находившихся в определенный период времени в ситуации войны»,— сказала госпожа Кузнецова. Она заявила о желании «очистить от идеологии» международные образовательные программы. Детский омбудсмен намерена направить в Рособрнадзор запрос о том, какие международные образовательные программы реализуются в России в рамках преподавания истории и обществознания. Помощь в мониторинге окажут и региональные уполномоченные по правам ребенка, подчеркнули в аппарате детского омбудсмена.

В защиту школьника выступила и министр образования Ольга Васильева, которая призвала прекратить его травлю. «Задача министерства образования, моя как министра, не наказывать, а совершенствовать систему и подходы к обучению и воспитанию. Травля школьника недопустима, особенно людьми наделенными властью», — говорится в заявлении министра.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Хотите узнавать первыми обо всех изменениях, касающихся
жизни учителей? Подписывайтесь на наш инстаграм ЗДЕСЬ

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Комментарии
Лев

Если бы вместо "невинно погибших" стояло "бессмысленно погибших", то по-моему и шуметь было бы не из-за чего.

26 ноября 2017, 17:03