«Кто тут не патриот, будет понятно, когда мы разберемся»

Анастасия Курилова /Коммерсант.RU

Пропагандистов нацизма ищут среди преподавателей школы в Новом Уренгое

В Кремле считают неправильным обвинять в пропаганде нацизма школьника из Нового Уренгоя, который зачитал в Бундестаге доклад о судьбе умершего в СССР германского военнопленного. В защиту подростка выступили пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков и помощник президента, бывший министр образования Андрей Фурсенко. Тем временем власти ЯНАО инициировали проверку гимназии, в которой учится Николай Десятниченко, и намерены дать оценку работе педагогов. Об ответственности преподавателя заявила и уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова. Госпожа Кузнецова предложила «очистить от идеологии» международные образовательные программы, в которых участвуют россияне.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что ему не понятна «экзальтированная травля» школьника из Нового Уренгоя. «Вы знаете, безусловно, выступление нашего российского школьника в Бундестаге вряд ли требует какой-то реакции администрации президента. В данном случае совершенно не понятна такая экзальтированная травля, которая стала происходить»,— цитирует «РИА Новости» господина Пескова. Он отметил, что школьник, очевидно, сильно волновался, выступая в Бундестаге, и не имел в виду ничего плохого. «Обвинять его в каком-то злом умысле, тем более пропаганде нацизма, во всех смертных грехах, считаю неверным»,— отметил господин Песков. Он подчеркнул, что надо «сосредоточиться на вопросах образования, а не заниматься упражнениями в плане человеконенавистничества».

О необходимости быть терпимее к детям заявил и помощник президента РФ, экс-министр образования России Андрей Фурсенко. Он пояснил, что выступление школьника не видел, «но слышал разные отзывы». «Я считаю, что мы должны, особенно по отношению к нашим молодым согражданам, быть терпимее и понимать, что это молодые люди. Даже если они ошиблись, с ними надо разговаривать и помогать. Карающий меч надо вынимать из ножен на самой последней стадии»,— цитирует ТАСС господина Фурсенко. Он добавил, что школьникам надо учиться понимать и просчитывать возможные последствия сказанных слов, а для этого надо улучшать качество образования в стране.

 

Напомним, 19 ноября в Бундестаге старшеклассник из Нового Уренгоя Николай Десятниченко выступил на встрече российских и немецких детей во Всенародный день скорби (дата, посвященная памяти жертв войн и государственного насилия). Для этого траурного мероприятия немецкие школьники готовили доклады о советских солдатах, погибших во время Второй мировой войны в Германии, а российские учащиеся — о немецких солдатах, погибших на территории Советского Союза. Николай Десятниченко рассказал о своем прадедушке, воевавшем в советской стрелковой роте и получившем награды, а затем о ефрейторе Георге Йохане Рау, который попал в окружение в Сталинграде, был взят в плен и умер. Николай Десятниченко рассказал, как посетил захоронение солдат вермахта около Копейска: «Я увидел могилы невинно погибших людей, среди которых многие хотели жить мирно и не желали воевать». В конце речи школьник выразил надежду, что «на всей Земле восторжествует здравый смысл и мир больше никогда не увидит войн».

Многие россияне негативно отреагировали на речь гимназиста, увидев в ней оправдание нацизма. Сам же Николай Десятниченко считает, что скандал возник из-за того, что в опубликованном видео с его речью отсутствует финальная часть выступления. «Когда мы приехали туда, нам сказали читать медленнее для переводчиков, потому что они не успевают переводить. И моя речь получилась гораздо длиннее. На видео нет последнего абзаца, а там самое важное — то, что я искренне надеюсь, что не будет войн, они убрали это все. Из-за этого скандал и мог раздуться»,— сказал он в интервью которое было опубликовано в Telegram-канале Mash.

Впрочем, депутат заксобрания Ямало-Ненецкого автономного округа Елена Кукушкина заявила, что подала обращение в прокуратуру с просьбой разобраться, «кто курировал его проект». «В этом докладе к немецким захватчикам применяются такие слова, как ''сражались'', ''павшие солдаты в боях'', ''так называемый сталинградский котел''… Эти вещи нужно в корне пресекать»,— заявила госпожа Кукушкина “Ъ FM”.

Председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей Елена Сутормина заявила о намерении обратиться в Минобрнауки с просьбой дать правовую оценку. А зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов попросил Генпрокуратуру провести проверку после выступления ученика, сообщает РБК.

В пресс-службе губернатора ЯНАО сообщили, что власти Нового Уренгоя проведут проверку в гимназии. «В ходе проверки будет дана оценка педагогу, который, по не подтвержденной пока информации, сократил доклад — и получилось то, что получилось»,— отметил собеседник «Интерфакса», уточнив, что слова школьника были вырваны из контекста. Ранее глава Нового Уренгоя Иван Костогриз выступил в защиту школьника: «Его речь на примере истории этого немецкого солдата призывает к мирному существованию на всей Земле и неприятию войны, кровопролития, фашизма, страданий и насилия как таковых».

Накануне школьник вернулся из Германии на родину. По словам его матери, подростку поступают серьезные угрозы. В пресс-службе администрации Нового Уренгоя подчеркнули в беседе с корреспондентом “Ъ”, что у семьи стресс. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова посоветовала правоохранительным органам обратить внимание на угрозы, которые звучат в адрес семьи, и обеспечить ей безопасность. Она указала, что критики не разбирались в истинном отношении ребенка и его семьи к войне.

Унижением и травлей патриотизм точно не воспитаешь,— заявила Анна Кузнецова.— Более того, такая реакция несет совершенно неправильный сигнал и детям».

При этом госпожа Кузнецова заявила об ответственности преподавателя за происшедшее. «На мой взгляд, важно заглянуть ''за кулисы театра''. Кто тут не патриот, будет понятно, когда мы разберемся, откуда растут ноги у этой ситуации. Я как психолог вижу за докладом не более чем отыгранную преподавателями роль, которую диктуют условия игры. Мальчик отработал задачу и зачитал текст»,— указала детский омбудсмен.

Она пояснила, что, по имеющейся у них информации, новоуренгойская школа, где учится подросток, уже десять лет сотрудничает с немецкой гимназией, в том числе организуя выезды детей в Германию за счет принимающей стороны. «Раньше никаких проблем с таким обменом не было: школьники обеих стран обсуждали проблемы экологии, безопасности и так далее. Но история — куда более сложная тема, тем более когда обсуждается она гражданами двух стран, находившихся в определенный период времени в ситуации войны»,— сказала госпожа Кузнецова. Она заявила о желании «очистить от идеологии» международные образовательные программы. Детский омбудсмен намерена направить в Рособрнадзор запрос о том, какие международные образовательные программы реализуются в России в рамках преподавания истории и обществознания. Помощь в мониторинге окажут и региональные уполномоченные по правам ребенка, подчеркнули в аппарате детского омбудсмена.

В защиту школьника выступила и министр образования Ольга Васильева, которая призвала прекратить его травлю. «Задача министерства образования, моя как министра, не наказывать, а совершенствовать систему и подходы к обучению и воспитанию. Травля школьника недопустима, особенно людьми наделенными властью», — говорится в заявлении министра.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Лев

Если бы вместо "невинно погибших" стояло "бессмысленно погибших", то по-моему и шуметь было бы не из-за чего.

26 ноября 2017, 17:03