Имя
Алла
Фамилия
Суворкина
Специальность
Завуч
Материалы
http://www.school8kaluga.edusite.ru Будем рады приветствовать гостей на нашем сайте!
Отличительная черта современного этапа развития общества — стремительное проникновение информационных технологий во все сферы общественной жизни. Поэтому современная школа должна создать все условия для того, чтобы выходя из ее стен, молодой человек свободно ориентировался в информационном обществе. В учебно-воспитательном процессе информационные технологии отображают действительность, позволяют оперировать непосредственно фактами природы, жизни, науки. Методические и психолого-педагогические вопросы использования ИКТ разработаны в трудах ряда ученых. Рассматриваются не только положительные стороны, но и недостатки и проблемы внедрения ИКТ, среди которых: • отсутствие четко отработанных методик; • недостаточное техническое оснащение; • загруженность учителей; • трудность придерживаться временных рамок при внедрении Интернет-технологий в строгую классно-урочную систему. Это показывают и результаты проведенного исследования. Таким образом, с одной стороны – необходимость реализации требований времени по внедрению ИКТ в обучение, а с другой – недостаточность разработанности практического решения проблемы определяют актуальность темы исследования. Первая глава «Дидактические и психологические основы применения информационных технологий в обучении физике» посвящена теоретическим основам использования технических средств обучения и новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. В главе выделены дидактические принципы, положенные в основу эффективного применения средств информационных технологий в образовании. Вторая глава посвящена созданию модели комплексного использования современных и традиционных технологий в обучении физике. В главе подробно рассмотрены направления, в которых возможно использование информационных технологий на уроках физики. В третьей главе «Реализация компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе в основной и средней школе» проведена диагностика эффективности включения в учебный процесс компьютерных технологий, а также представлены собственные методические разработки материалов с активным использованием ИКТ при обучении физике. Вторая часть третьей главы посвящена собственным разработкам с использованием ИКТ. Приложения включают тексты анкет, которые предоставлялись учителям и учащимся для про-ведения диагностики; изображения миниатюр слайдов презентаций из разработок мероприятий, о которых шла речь в 3 главе. Итак, по сравнению с традиционными средствами обучения у информационных есть весомые преимущества, о которых упоминалось выше. Вместе с этим нельзя не говорить о недостатках. При чрезмерном и неумелом применении информационных средств можно потерять контроль над текущим усвоением материала, они могут попросту надоедать учащимся и тем самым снижать внимание и восприятие изучаемого материала. Излишне увлекаясь использованием ИКТ, возможна потеря контакта с учащимися, станет невозможен прямой диалог с вопросами и ответами. Наибольшая эффективность использования компьютера на уроке может быть достигнута в случаях, когда традиционные и новые информационные технологии используются в комплексе, с целесообразным и продуманным включением в учебно-воспитательный процесс. Компьютер – мощный инструмент в руках грамотного учителя, но никогда не сможет претендовать на место самого Учителя. Данная работа предполагает дальнейшее развитие по направлениям: использование интерактивной доски в учебно-воспитательном процессе; более глубокий анализ эффективности внедрения дистанционного обучения как формы обучения; создание учителем в содружестве с учащимися предметного Web-сайта.