Имя
Анастасия
Фамилия
Шилкина
Специальность
Не выбрана
Материалы
Раздел: Портфолио

грамота

Сенсорное развитие фундамент формирующего интеллекта Формирование сенсорных эталонов Цвет Форма Величина
Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: - является основой для интеллектуального развития - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; - развивает наблюдательность; - готовит к реальной жизни; - позитивно влияет на эстетическое чувство; - является основой для развития воображения; - развивает внимание; - дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно- познавательной деятельности; - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; - влияет на расширение словарного запаса ребенка; - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок- это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание -последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра, с геометрическими формами- круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые- определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм. В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы - устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие-умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух- точнее различение речевых звуков- различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.

Цели: упражнять детей в произношении звука в слове и в словах; Учить произносить звук З твердо и мягко; Заучит чистоговорки; Развивать внимание; Объяснить детям артикуляцию звука З. Материал: иллюстрация комара, шапочка комара, иллюстрация заката. Ход занятия. Ребята скажите, какое сейчас время года?(зима) А какое время года нравиться вам? почему? Мне тоже нравиться лето, летом тепло, много ягод, цветов, можно купаться. А вы бы хотели оказаться летом на красивой поляне, где много ягод, цветов, летают красивые бабочки? (да) Так давайте сядем на поезд времени и отправимся в путь. Все сели? Туту поезд отправляется(двигаемся по кругу имитируем поезд) Вот мы и приехали. Посмотрите как здесь красиво, как много цветов. А давайте соберем большой красивый букет, ( имитируем) Ребята вдохните его аромат. Вы не устали с дороги? Давайте присядем и отдохнем.( садятся на стульчики). ( Вдруг кусает меня комар) Ой, а что это? Похоже на комара. А вы знаете, что у каждого животного есть своя песенка. Вот и у комара она есть. Кто нибудь знает ее?( да или нет) Вот сегодня мы с вами научимся правильно петь песенку комара. Поиграем в игры. К нам в гости пришел самый главный из комаров Комар-Пискун (картинка с изображением комара). Он очень любит петь песни. Послушайте его самую любимую песню ( зззззззз) Вам понравилась эта песенка? Хотите попробовать ее спеть? (Да) Но прежде чем ее петь, нам нужно распеться. Артикуляционная гимнастика с зеркалами. 1,Статические упражнения: Улыбочка, лопаточка. 2,Динамические упражнения: мясорубка, настроение. Вот теперь вы готовы петь новую песню.(объяснить артикуляцию звука з) Ребята а давайте поиграем в игру комарики? Мальчики у нас будут комарики они будут петь, а девочки будут отмахивать комариков вот так ( показ воспитателя) затем меняемся местами. Комар-Пискун хочет выбрать одного из вас самого лучшего солиста. Солист это тот кто поет лучше всех один. Он принес с собой вот такую маску. Она волшебная кто ее надевает тот сразу превращается в комара.(по одному воспитатель подзывает к себе ребят по желанию одевает шапочку комара и дети произносят звук З то тихо то громко с разной интонацией) Молодцы, вы все очень понравились Комару-Пискуну и он вас приглашает всех в свою музыкальную школу. Но давайте перед тем как пойти в школу немного отдохнем. Физкультминутка. В музыкальной комариной школе малыши-комары исполняют сложные песни. Например: за-за-за, зя-зя-зя Прилетела стрекоза. Зю-зю-зю, зу-зу-зу Не дразните козу. А вы знаете, почему не стоит дразнить козу? (каждую чистоговорку повторяем 2-3 раза, с разной интонацией голоса) В школе комарики разучивают и другие песни. Послушайте одну из них. Заря-заряница Солнцева сестрица День замыкает Месяц зажигает. (дети проговаривают негромко, но внятно каждое слово особенно выделенные слова) Кто знает, что такое заря? (словарная работа на словом заря) Ребята, а как вы думаете о какой заре поется в этой песенке об утренней или вечерней?(вечерней) почему вы так решили? (Появляется иллюстрация заката) На волшебной поляне наступил уже вечер и нам пора отправляться в детский садик. Давайте скажем до свидание Комару-Пискуну и всей его музыкальной школе. Сядем в наш поезд времени и отправимся обратно в путь. Ребята вам понравилось в музыкальной школе у Комара-Пискуна.( ответы детей) А вы знаете, что любимая песня комаров есть и во многих словах? Сейчас мы с вами немного поиграем я буду называть вам слова, а вы если услышите звку З хлопайте в ладоши. ( воспитатель называет слова, а дети выполняют задание сначала все вместе, а потом индивидуально). Игры с индивидуальными карточками. Ребята вот и подошло наше занятие к концу. Чего нового вы узнали на занятии, чем мы с вами занимались? Воспитатель хвалит детей за работу на занятии