Имя
Людмила
Фамилия
Лецких
Специальность
Учитель
Материалы
Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов неуклонно растет. Образование детей данной категории предусматривает создание для них специальных условий, обеспечивающих равные с обычными детьми возможности для получения образования, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Получение детьми-инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закрепленным правом. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания детей-инвалидов определяются индивидуальной программой обучения. Но как подойти к ее разработке? Как начать обучение? Какие выбрать приемы и методы? Какие создать условия в соответствии с требованиями ФГОС? На все эти вопросы помогает ответить Юнина Е.А. Именно в ее трудах мы получили ответ на вопрос: "Как концептуально выстроить стратегию работы с детьми-инвалидами". Ее советы помогли сосредоточиться на главном, осознанно подойти к разработке концепции. О том, что предстоит сделать на каждом этапе этой деятельности, и написана наша статья.
Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов неуклонно растет. Образование детей данной категории предусматривает создание для них специальных условий, обеспечивающих равные с обычными детьми возможности для получения образования, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Получение детьми-инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закрепленным правом. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания детей-инвалидов определяются индивидуальной программой обучения. Но как подойти к ее разработке? Как начать обучение? Какие выбрать приемы и методы? Какие создать условия в соответствии с требованиями ФГОС? На все эти вопросы помогает ответить Юнина Е.А. Именно в ее трудах мы получили ответ на вопрос: "Как концептуально выстроить стратегию работы с детьми-инвалидами". Ее советы помогли сосредоточиться на главном, осознанно подойти к разработке концепции. О том, что предстоит сделать на каждом этапе этой деятельности, и написана наша статья.
Как обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе(создать нормальные условия для полноценной реализации его функциональных возможностей и двигательных потребностей, сделать так, чтобы учение вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения ученика)?Какие для этого использовать методы и средства?Как сделать урок здоровьесберегающим? Какой он этот здоровьесберегающий урок сегодня, когда идет реализация ФГОС? Вот об этом и статья.
В течение нескольких лет я работала над внедрением акмеологических приемов в учебном процессе, так как одной из основных задач для меня было - развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Все мы знаем, что интерес и творчество в учебном процессе являются мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Создание же акмеологического пространства на уроке открывало большие возможности в совершенствовании личности младшего школьника, способствовало эффективному содержанию обучения. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии. Для меня именно такими стали акме-приемы. Предлагая их учителям для работы на уроке, я не говорю, что это новые изобретения. Просто предоставляю возможность всем педагогам проанализировать накопленное, открытое и усовершенствованное, увиденное когда-то и успешно преломленное к своему стилю работы, к себе и своим учащимся. Возникает вопрос: «Что же нужно было сделать учителю, чтобы создать акмеологическое пространство на уроке? Какие нужно было использовать приемы, технологии для развития младшего школьника?». Вот на эти вопросы и хотелось мне ответить, делясь своим опытом работы по данной проблеме. Ключевые слова: акмеология, школьная акмеология, педагогический, психологический и социальный аспекты, акмеологическое пространство, эколого-психологический подход, акме-приемы, карта успешности.
Раздел: иное
Современный этап развития начального образования характеризуется интенсивным поиском нового, направленного на достижение высоких результатов, на овладение педагогами всеми компетентностями, которые необходимы для эффективного внедрения новых образовательных стандартов. Возникает главный вопрос: «Кто должен стать помощником учителей начальной школы в этот перестроечный период? Кто такой тьютор? Его функции, принципы. Быть ли ему в школе?» Об этом и статья. Ключевые слова: тьютор, индивидуальный подход, функции тьютора, этапы тьюторского сопровождения, принципы; педагогический ресурс.
Раздел: иное

Организация акмеологического пространства урока в начальной школе Лецких Людмила Арнольдовна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №21, г.Кунгур Использование акмеологических приемов и технологий в организации образовательного процесса сегодня особенно актуально в связи с обострением проблемы качества современной школы и внедрением нового ФГОС на первой ступени. Как же создать на уроке акмеологичеекое пространтво? Для этого надо сделать учебный кабинет уютным, подготовить эстетичный наглядный и дидактический материал, развивающего характера ТСО, разработать деятельностную структуру урока, продумать стиль преподавания, найти формы, приемы, технологии обучения.При организации акмеологического пространства урока можно использовать разнообразные приемы. Предлагая их учителям для работы на уроке, я не говорю, что это новые изобретения. Просто предоставляю возможность всем педагогам проанализировать накопленное, открытое и усовершенствованное, увиденное когда-то и успешно преломленное к своему стилю работы, к себе и своим учащимся.[8]А использование новых информационных технологий поможет сделать каждый прием более интересным, технологичным, рациональным.Ведение же многопланового мониторинга личностных изменений школьника сделает учебный процесс эффективным. Для отслеживания результатов использования акме-приемов можно использовать карту успешности (развития) ученика. Т.о., создание акмеологического пространства на уроке открывает большие возможности в совершенствовании личности младшего школьника, способствует эффективному содержанию обучения. Литература. 1. Акмеология: учебник / Под ред. А.А. Деркача. М.: Издательство РАГС. 2006 2. Аксенов А.А. Особенности диагностики и оценки детей в условиях личностно-ориентированного обучения. // Тамбов, 2002. 3. Антропова Л.В. Акме-технологии в профессиональной подготовке учителя адаптивной школы// Школьные технологии.№6, 2003. 4.Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. Управленческий аспект. М.: 5 за знания. 2007 5. Глинский А. С. Акмеология учащегося и учителя // Омский научный вестник. – 2006. – № 7(43). – С. 288–290.) 4.Лукьянова М.И. Личностно ориентированный урок: конструирование и диагностика. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. 5. Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования // Завуч. 2004., №3,6,7,8. 6. Максимова В.Н. Введение в акмеологию школьного образования. - Спб.: ЛОИРО, 2002. 7. Степанова Н.А Об организации акмеологического пространства школьного урока. Вестник научной школы педагогов «АКМЕ», Выпуск 2,2009 8. Чернобровкина Г.П. Интернет – проект. Творческая лаборатория педагога-экспериментатора. 9. Шлыкова И.Е. Самооценка учебной деятельности.- ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя».

Раздел: иное

В условиях реализации ФГОС учителю начальных классов приходится решать проблемные задачи. Как добиться успехов в развитии ученика? Как по-новому подойти к организации учебного процесса, чтобы не упустить главного, повысить мотивацию к учению, качество обучения? На все эти вопросы помогают ответить ученые, создающие новые технологии обучения. Но, несмотря на большое число педагогических инноваций, появившихся в последние годы, не так уж часто приходится сталкиваться с действительно оригинальными находками, несущими богатые развивающие возможности. Инновационной технологией можно назвать развивающий канон А.Б.Попова, к.т.н., доцента.Что же понимается под развивающим каноном (далее РК)? РК – это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями. РК можно успешно использовать в учебном процессе для оживления творческого отношения к самым разным предметам: математике, русскому языку, окружающему миру, информатике и любым другим предметам. Его можно применять для тренинга памяти, аналитических способностей, творческого воображения. Овладев принципами решения канонов, ребята сами легко придумывают новые каноны. Учащзиеся охотно выполняют такую творческую работу. А в процессе такой деятельности дети запоминают гораздо больше материала, чем при традиционной зубрешке.Развивающий канон при кажущемся подобии традиционным учебным задачам, оказывается гораздо более универсальным инструментом педагогических технологий. Развивающий канон может использоваться учителем для формирования у своих учеников «культуры игры». Это достигается путем насыщения ее свойствами «секретности» и особой гармоничности. Использование РК как формы представления учебных заданий позволяет развивать у ученика начальной школы систему качеств, необходимых для успешной учебной деятельности, позволяет наиболее полно им самораскрываться. Думаем, что использование развивающего канона в образовательном процессе отвечает требованиям времени, а также запросам и потребностям учителей начальной школы, а поэтому будет актуальным не только в нашем образовательном учреждении. Список литературы 1.А.В.Попов Развивающий канон - что это такое… М., 1993 2.А.В.Попов. И снова развивающий канон. /Труды исследовательского центра/.

Раздел: иное

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние учеников, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул.Практика обнажила пагубное влияние на здоровье школьников авторитарной, оторванной от жизненных потребностей людей педагогики. Судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относится к числу здоровых, а поэтому, как прописано в Законе РФ «Об образовании» (ст. 51)образовательное учреждение должно создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Как обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе(создать нормальные условия для полноценной реализации его функциональных возможностей и двигательных потребностей, сделать так, чтобы учение вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения ученика)?Какие для этого использовать методы и средства?Как сделать урок здоровьесберегающим? Какой он этот здоровьесберегающий урок? На все эти вопросы попытались ответить учителя МАОУ СОШ №21 г.Кунгура, Пермского края. Урок есть часть жизни ребенка и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Здоровьесберегающий урок – это, прежде всего,урок, на котором учитель обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику раннего и выраженного утомления, поддерживает внимание и интерес учащихся. Умение педагога отбирать, рационально использовать и чередовать формы, методы, приемы и способы обучения,позволяют учащимся легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья.Учителя начальных классов нашего образовательного учреждения подтвердили на практике, какое необходимо соблюдать важнейшее условие для рациональной организации обучения: – обеспечение двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели, года. Известно, что условием всестороннего развития и сохранения высокой работоспособности учащихся младшего школьного возраста, является возможность выполнения от 6 тысяч до 48 тысяч движений ежесуточно. Чтобы удовлетворить такую двигательную потребность в процессе организации УП кроме уроков физической культуры, подвижных игр на переменах, прогулок с играми нашиучителя вводят разнообразные физкультминутки на уроках. Они необходимы на уроке, так как позволяют учащимся размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Систематическое использование оздоровительных минуток на уроке способствует, по наблюдениям психолога, учителей улучшению психо-эмоционального состояния учащихся и изменению отношения к себе и своему здоровью.Учителя активно включают в учебный процесс и другие инструменты здоровьесбережения: гимнастику для всех частей тела, точечный массаж,релаксацию, работу в режиме динамических поз,перемещение по классу в игре, осуществляют контроль за правильной осанкой, используют шутки, юмор для разрядки напряженной обстановки. Практика показала, что • Необходимо проводить не менее 2-х физминуток, длительность которых должна быть 3 и более минут. • Состав упражнений зависит от особенностей урока. • Необходим специальный алгоритм при выполнении физических упражнений. Сначала идут упражнения на потягивание.Приводятся в движение мышцы головы и шейного отдела. Затем выполняются упражнения для мышц туловища и ног, а затем обязательно работают мышцы глаз. • Музыкальное сопровождение способствует снятию психического напряжения. • Точечный массаж способствует профилактике заболеваний верхних дыхательных путей. • Массаж ушных раковин стимулирует работу многих органов и помогает при восприятии нового материала. Учебные занятия строят с учетом требований,предъявляемых к здровьесберегающему уроку. Основные требования к уроку с позиции здоровьесбережения 1. Обстановка и гигиенические условия в процессе ведения урока (температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей). 2. Количество видов учебной деятельности: опрос,письмо, чтение, слушание, рассказ, творческая работа (норма: 4-7 видов за урок). 3. Средняя продолжительность и частота чередований различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма: 7-10 минут). 4. Количество видов преподавания: словесный,наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа. 5.Чередование видов преподавания (не позже, чем через 10-15 минут). 6. Использование учителем методов,способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся: метод свободного выбора (выбор действия, способа действия, взаимодействия, свобода творчества),активные методы (ролевая игра, групповая работа),методы, направленные на самопознание и развитие. 7. Исползование ТСО (динамических дидактических материалов, статичных). 8. Учет позы учащегося. 9. Наличие оздоровительных моментов:физкультминутки, динамическая пауза, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек. 10. Мотивация учащихся на урок. 11. Психологический климат. 12. Время окончания урока (вовремя, без задержки). Для здоровьесберегающего урока характерна дифференциация обучения. Учитель обязательно учитывает психологические особенности развития мальчиков и девочек при проектировании учебного занятия, так как мальчики не способны включиться в работу с первых минут, а могут это сделать только через 15-20 минут, тогда как девочки,наоборот, через 15-20 минут требуют отдыха от умственной деятельности. Учет индивидуальных ритмов детей позволяет сделать урок интересным,насыщенным, но самое главное,здоровьесберегающим. Таким образом, у учителей начальной школы была выработана своя система обучения со здоровьесберегающей направленностью.Покажем это на примере: урок начинается с дыхательной гимнастики. Это лучший переход от перемены к учебной деятельности, так как ровное дыхание успокаивает детей, задержка дыхания тренирует легкие, дыхание разными ноздрями –профилактика простудных заболеваний.Затем работают над мотивацией учения.Определяют тему урока вместе с учащимися,обеспечивая, тем самым, самостоятельный поиск. Для успешного усвоения знаний, учителем задействованы все каналы восприятия: слух,зрение, обоняние, тактильные ощущения. При изучении букв, цифр, каких-либо предметов,учитель предлагает заняться лепкой из пластилина, подчеркиванием, обведением предмета.Изучая звуки, ученики выделяют их не только из речи, песен исполнителей, но и из птичьих голосов,звуков животных. Изучая геометрические фигуры,стараются найти ассоциацию с окружающими вещами.Каждый учитель начальных классов помнит, что в процессе учебной работы, особенно у первоклассников, начинает развиваться утомление. В начале оно субъективно не ощущается,однако затем проявляется рядом внешних признаков, на которые наши учителя обращают серьезное внимание.Наблюдения на уроке за учениками начальной школы показали, что при выполнении неинтересной,монотонной работы быстро наступает торможение. Хотя объем выполненной работы и небольшой, но у детей быстро появляется усталость. Вот почему необходимо было изменять характер работы ученика на уроке,чтобы повысить его работоспособность и выполнять задание без видимых признаков утомления. Включение в урок физминуток и физпауз защищает учеников от преждевременного утомления, устраняет застойные явления в кровообращении и в дыхательной системе,предупреждает нарушение зрения, устраняет длительное растяжение и расслабление мышц –разгибателей спины, отвечающих за осанку. Снятию утомления на уроке способствуют и другие условия: ситуация успеха, эмоциональный всплеск, словесное стимулирование, смена двигательного режима, о котором сказали ранее. Кроме физминуток,перед упражнениями, требующими особого внимания, учителя проводят разнообразные игры на развитие внимания. Например: «Кулак,ребро, ладонь», «Лягушки-зайчики-совы» и др.Перед письмом по памяти, изложением и т.п.проводятся игры, которые тренируют память.Например: повторить цепочку действий, показанных учителем, или назвать слова, которые запомнили за1 минуту и др. Все это хорошо помогает процессу обучения, повышает познавательную активность и не вредит здоровью детей. Одним из факторов разрушающих здоровье детей является поза во время учебного процесса. Эту проблему помогает решать нам оздоравливающая парта. Работа учителей начальных классов по технологии В.Ф.Базарного помогла преодолеть воздействие комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств (через работу в режиме ближнего и дальнего зрения, уроки-экскурсии), информационно-психических факторов (через использование элементов релаксации, оптимистического начала в работе с детьми, щадящий режим подачи информации). Использование на уроке здоровьесберегающих технологий, дало позитивный результат: 88%учащихся начальной школы с удовольствием приходят на уроки, 85% нравится работать в классе. Если ученики умеют преодолевать усталость, проявляют хорошие умственные способности,любознательность, воображение, коммуникабельны,уравновешены, значит, они здоровы, значит,учитель сделал все, чтобы обучение не наносило ущерба здоровью его ученикам. Закончить разговор о здоровьесберегающем уроке в МАОУ СОШ №21 хочется словами М. Норбекова: «Не пугайтесь! Все не так сложно, как вам сейчас представляется. Главное – работать,думать, чувствовать, анализировать – и дело пойдет на поправку. Если вы не привыкли заниматься такими вещами, тогда, конечно, на 1-х порах, придется тяжело. Уж, не знаю, выдержите ли. Надо же когда-то начинать».Успехов тебе, учитель начальной школы, в этом нелегком деле! Берегите здоровье наших детей!