ДИССЕМИНАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления и результаты опыта инновационной деятельности до аудитории. Тема «Формирование гражданственности и патриотизма, активной гражданской позиции с помощью инновационных методов обучения и воспитания» была выбрана мною как наиболее актуальная в 2003 году и на сегодняшний день не потеряла своей значимости. Представляю свой опыт с использованием инновационных педагогических приемов кроссенса и кластера. С учетом современных задач развития страны целью государственной политики в сфере гражданско-патриотического образования и воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию. Итак, нормативной базой опыта являются закон об образовании, федеральный государственный образовательный стандарт, государственная программа «Патриотического воспитания на 2016-2020гг.», новый историко-культурный стандарт и другие. Актуальность опыта состоит том, что в современных условиях существенно возросла роль гражданско-патриотического образования. Как воспитать патриота? На каких принципах и примерах? Какие качества формировать? Вот те вопросы, на которые сегодня нужно искать и давать ответы. Новизна педагогического опыта заключается том, что уже сложившаяся система по формированию гражданственности и патриотизма требует внедрения инновационных методов и приемов обучения и воспитания на уроках и во внеурочное время. В законе «Об образовании в РФ» в качестве принципа государственной политики закреплено воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье. Идеи национальной доктрины максимально развиты в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения. Во-первых, в них представлен «портрет выпускника» на каждой ступени образования и первыми качествами указаны: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества. Во-вторых, среди результатов освоения общей образовательной программы на первое место поставлены личностные результаты (направленность личности, ее гражданская позиция). Главное в педагогическом опыте – это идея. Стратегической целью гражданского и патриотического образования и воспитания является формирование установки подрастающего поколения на потребность в ценностях патриотизма. А это и формирование верности Родине, и изучение истории и культуры Отечества и родного края, физическое развитие, формирование потребности в здоровом образе жизни. Идея увлеченности, вовлеченности и сопричастности - вот что сегодня определяет системно-деятельностный подход в формировании гражданственности и патриотизма, активной гражданской позиции. Ведь основная цель образования состоит в развитии личности обучающихся посредством формирования у них универсальных учебных действий, создания условий для развития творческих способностей и приобретения опыта деятельности. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, методах и приемах, новой открытой информационно-образовательной среде. Системность опыта в том, что сочетание инновационных технологий, методов и приемов используется не только на уроках истории и обществознания, но и во внеурочной деятельности, и это не отдельные уроки или мероприятия, а систематическая деятельность, направленная на формирование активной гражданской позиции. Это органичный процесс формирования ответственной личности. Источник изменений. Почему сегодня необходимы изменения? Да потому, что возникли противоречия между потребностью современного общества в активной гражданской позиции выпускников школ и низким уровнем сформированности гражданской компетентности учащихся. В основе изменений лежит не только формирование гражданственности и патриотизма, но и деятельностное участие подрастающего поколения во всех сферах общества. Условия реализации изменений есть. Это и наличие системы формирования гражданственности и патриотизма, и условий для использования ИКТ и Интернет-ресурсов в учебном процессе и внеурочной деятельности, и стремление к непрерывному профессиональному развитию, повышению квалификации, и нацеленность на взаимодействие с учащимися, педагогами, родителями и общественными организациями, и, конечно же, собственная активная гражданская позиция. Поэтому я спешу применить свой опыт сегодня в средней школе №2, так как здесь созданы благоприятные условия для этого: администрация школы и коллектив поддерживают мои начинания, в обучающихся вижу огромный ресурс и потенциал, в их родителях - искреннюю заинтересованность, в деятельности органов власти – максимальное способствование развитию инновационных форм в образовании и воспитании и системную работу в данном направлении. И я уверена, что смогу именно здесь в полной мере применить свой опыт и воплотить в жизнь многие свои идеи. Инновация в образовании предполагает создание новых образцов педагогической деятельности, поднимающих деятельность учителя на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению результата обучения и воспитания школьников. Чтобы распространять инновационный педагогический опыт, необходимы, по меньшей мере, два обязательных условия: а) облечь опыт в такую форму, которая будет достаточно ясна и наглядна, технологична и доступна не только для восприятия, но и для реализации; б) вызвать заинтересованность учителей в овладении инновационным опытом, актуализировать у них желание и профессиональную готовность использовать его в своей практике. Представляю триединую модель моей педагогической деятельности. Учебная деятельность – это вызов для меня и моих учеников, за которым следует внеурочная деятельность – как стадия осмысления того, что было получено в ходе урока, а самообразование для меня и учеников – это рефлексия, формирование собственной позиции и готовность к новым вызовам. На моих уроках ведущими стали технологии развития критического мышления, интерактивного и проблемного обучения. Инновационные приемы кроссенса, кластера, мозгового штурма и лекций «со стопами» позволяют проводить уроки в соответствии с требованиями ФГОС и добиваться эффективности в освоении учащимися программного материала, формировать устойчивый интерес к истории своего Отечества, систематизировать имеющиеся знания и преломлять их через свой социальный опыт. А результаты сдачи итоговой аттестации в 9 и 11 классах доказывают оптимальность и эффективность выбранных технологий и приемов. Перейдем к внеурочной деятельности. Для меня уроки истории и обществознания со звонком не оканчиваются, они плавно перетекают во внеурочную деятельность, будь то исследовательская, поисковая, военно-патриотическая деятельность или ученическое самоуправление. Это и есть та самая возможность самореализации для ученика, возможность быть сопричастным на деле тому, что происходит сегодня и сейчас. Ведущими методами в этой деятельности стали методы убеждения и поощрения, поисковый и интерактивный метод, и в особенности метод личного примера. Только за 2017 год с учащимися мы приняли участие в школьной и районной конференциях исследовательских работ, получив призовые места, был создан школьный церемониальный отряд и одержана значимая победа в районном конкурсе строя и песни, ВСИ «Зарница» и призовое место на зональной игре «Победа», создана хореографическая группа «Каприз», которая принимает активное участие в мероприятия не только школы, но и района, с новыми силами, планами и идеями оживилась работа школьного Совета старшеклассников, школьного музея, куратором которого я являюсь. На слайдах вы можете увидеть конкретные результаты реализации системы педагогической деятельности, это и благодарности за руководство исследовательской деятельностью учащихся и проведение патриотических смен и поисковую работу, за реализацию кадетского движения и участие в областных ВСИ «Зарница» в качестве руководителя команды и члена судейской коллегии. Третьей составляющей моей педагогической системы является самообразование. Я создала свой персональный сайт и активно пополняю его своими наработками, включилась в освоение новых технологий, стала пробовать себя в педагогических тестированиях и участвовать в медианарах. Учиться самому также увлекательно, как и учить учиться других. В моем арсенале появились новые термины (интерактивность, диссеминация), новые приемы и методы (кроссенс и кластер). И я готова к новым вызовам и инновациям, готова меняться сама и активно включать в свою деятельность то новое, что несет позитивные и прогрессивные изменения. Подводя итог, хочу еще раз пройтись по этапам становления и реализации моей педагогической системы. Как давно это было, далекий 2003 год…позади лихие 90-е, потерянное поколение и четкое осознание необходимости давать не только знания, но и формировать гражданскую позицию, чувство гордости за свое Отечество, сопричастности происходящему, ответственности за будущее. И какое это счастье, что я смогла реализовать свои идеи, что в стране для этого были созданы все условия. А что сегодня? Сегодня есть опыт, есть возможности, силы и уверенность в том, что то, что я делаю важно, значимо и нужно! Идея увлеченности, вовлеченности и сопричастности – вот основная идея моей педагогической системы.

4 февраля 2019 Андрианна Ионова 0 все материалы автора
ionova-ao.pdf

Скачать

Комментарии

Оставить комментарий

Похожие материалы

Сценарий выпускного в 4 классе.

Раздел: Внеклассная работа - Сценарии праздников
0

Материал содержит стихи, сценки, песни для подготовки выпускного в 4 классе.

Презентация к уроку информатики и ИКТ 9 класс "Растровая и векторная анимация"

Раздел: Конкурсы - «Презентация к уроку»
0

Данная презентация может быть использована при изучении темы «Растровая и векторная анимация» в 9 классе. В ней даётся новый материал и демонстрируются примеры простейших анимаций. ...

© Завуч.инфо Учитель-национальное достояние!
св-во о рег. СМИ ЭЛ № 77–34271

При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Завуч.инфо» обязательна. Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.

Техподдержка

Контакты редакции:

  • Отдел по работе с сертификатами
    +7 (812) 313-20-42
  • Секретарь главного редактора
    +7 (495) 215-18-63
О проекте
Хочу присоединиться!
 
Рейтинг@Mail.ru