БИОЛОГИЯ, 6 КЛАСС Тема: Плоды, их разнообразие Урок с использованием мультимедийной системы (или интерактивной доски) Цель: 1) Обучающая: • Формировать понятие о плодах и особенностях их строения; • Вырабатывать навыки по распознанию разных типов и видов плодов, умение отличать плоды от корнеплодов и видоизменённых побегов; 2) Развивающая: • Развивать память и внимание учащихся, их познавательный интерес к предмету, расширять кругозор; 3) Воспитывающая: • Воспитывать бережное отношение к природе, использовать приобретённые знания в повседневной жизни. Оборудование: муляжи плодов, коллекции семян и плодов информационные листы, интерактивная доска для демонстрации слайдов по теме «Плоды», учебник биологии. Тип урока: комбинированный, с использованием технических средств обучения интерактивной доски. Ход урока: Организационный момент 1. Актуализация знаний 2. Изучение нового материала 3. Закрепление знаний 4. Домашнее задание Этапы урока Содержание деятельности учителя и учащихся Использование оборудования 1. Актуализация знаний Учитель: В начале урока проводит тест, по изученному ранее материалу. Учащиеся: слушают задание и занимаются его выполнением. Информационные листы 2. Изучение нового материала. 2.1.Строение плода и его функции. 2.2. Покрытосеменные растения. Учитель: излагает материал и сопровождает свой рассказ демонстрацией слайдов; по ходу рассказа задаёт вопросы учащимся (беседа). Каким органом растения является плод? (Учащиеся отвечают). Плод – генеративный орган цветкового растения. Учитель: Из каких частей образуются плоды покрытосеменных растений? ( Учащиеся отвечают) Плоды чаще всего образуются из завязей пестиков. Учитель: Какое условие необходимо для образования плодов ? (Учащиеся отвечают) Для образования плодов необходимо, чтобы произошло опыление и оплодотворение. Учитель: Какова основная функция плода? ( Учащиеся отвечают) В нём происходит образование и созревание семян. Плод состоит из семян и околоплодника. Основная функция околоплодника – защита формирующегося семени от механических повреждений, пересыхания и различных неблагоприятных воздействий окружающей среды. Учитель: излагает материал и сопровождает свой рассказ демонстрацией слайдов. Объяснения учителя. Благодаря тому, что у цветковых растений семена защищены плодом, их и называют покрытосеменными. Слайд№1 Слайд№2 Слайд№3 2.3. Классификация плодов 2.4 Классификация по способу образования плода. 2.5. Классификация по количеству семян. 2.6. Классификация по характеру околоплодника. 2.7. Разновидности плодов. 3. Закрепление изученного материала. 4.Домашнее задание Учитель: (излагает материал и сопровождает свой рассказ демонстраций слайдов). В природе существует огромное разнообразие плодов связано с образованием различных приспособлений у растений к распространению семян. Эти приспособления вырабатывались длительное время в процессе эволюции. Для того чтобы разобраться в этом многообразии существует несколько классификаций плодов. Учитель: в ходе изучения темы урока вам необходимо заполнить таблицу. ( см. Приложение к уроку). Учащиеся: слушают рассказ учителя, делают записи в информационных листах, отвечают на вопросы учителя. Учитель: На какие группы можно разделить эти плоды? Учащиеся отвечают, учитель подводит итог. 1.По количеству семян. 2. По характеру околоплодника. 3. По способу образования плодов. По способу образования плоды классифицируются. Простые. Если в цветке только один пестик из него образуется простой плод. Пример: пшеница, горох, вишня. Сложный. Из цветка имеющего несколько пестиков формируется сложный плод. Пример: клубника, малина. Соплодие. Образуется из целого соцветия в результате срастания нескольких плодов и превращения их в единое целое. Пример: ананас, инжир, шелковица. Учитель: излагает материал и сопровождает свой рассказ демонстрацией слайдов. Учащиеся: слушают учителя и продолжают заполнять таблицу. По количеству семян в одном плоде выделяют односемянные ( слива, персик), многосемянные ( горох, тыква). Учитель: По характеру околоплодника плоды бывают: Сухие. Имеют одревесневший и жёсткий околоплодник. Пример: коробочка, орех, боб. Сочные. Имеют в составе околоплодника сочную мякоть. Пример: яблоко, ягода, костянка. Учитель: излагает материал и сопровождает свой рассказ демонстрацией слайдов. Ягодовидные плоды. Ягода- сочный многосемянной плод с мякотью, покрытой снаружи тонкой кожицей. Яблоко- сочный многосемянной плод, в его образовании, кроме завязи, участвуют нижние части тычинок, лепестков, чашелистиков и цветоложе, семена лежат в пленчатых сухих камерах. Тыквина- семена лежат в сочной мякоти плода, наружный слой околоплодника деревянистый. Померанец- образован разросшимися околоплодником, поделенным на дольки, в которых находятся семена. Костянковидные плоды. Костянка- сочный односемянный плод с тонкой кожицей, мякотью и одревесневшим внутренним слоем околоплодника- косточкой, внутри которой находятся одно семя. Многокостянка- сочный односемянный плод, на белом коническом сухом цветоложе, в котором расположены многочисленные костянки. Ореховидные плоды. Желудь- сухой односемянный плод. Околоплодник у него кожистый, в основании расположена плюска из сросшихся прицветников. Крылатка-сухой односемянный плод, околоплодник имеет выросты. Пример-берёза, ясень, клён. Зерновка- сухой односемянный плод, пленчатый околоплодник которого срастается с семенной кожурой единственного семени. Семянка- сухой односемянный плод, околоплодник которого прилегает к единственному семени, но не срастается с ним. Орех- сухой односемянный плод с деревянистым околоплодником. Коробочковидные плоды. Боб- сухой многосемянной плод, состоящий из двух створок, к которым прикрепляют семена. Коробочка-сухой многосемянной плод, с открывающейся крышечкой или отверстиями. Пример-мак, тюльпан, табак, хлопчатник. Стручок- сухой многосемянной плод, состоит из двух створок с перегородкой, семена прикрепляются к перегородке. Пример- капуста, сурепка, редис, редька. Учитель. После заполнения таблицы учитель проверяет и подводит итоги. Учитель. Ведёт опрос, контролирует правильность ответов учащихся, по изученной теме. Учащиеся. Выслушав вопрос, отвечают. Задание: 1. Назовите основные части околоплодника? 2. Кто лишний? 3. Кто лишний? 4. Сопоставьте плоды растений и их типы. 5. Сопоставьте плоды растений и их типы. 6. Выберите их перечисленных плодов только многосемянные. Учитель :выставляет оценки за урок, задаёт домашнее задание. Учащиеся: делают записи в дневнике. Слайд№4 Информационные листы. Слайд№5 Слайд№6 Слайд№7 Слайд№8 Слайд№9 Слайд№10 Слайд№11 Слайд№12 Слайд№13 Слайд№14 Слайд№15 Слайд№16 Слайд№17 Слайд№18 Слайд№19 Слайд№20 Слайд№21 Слайд№22 Слайд№ 23 Слайд№24 Слайд№25 Слайд№26 Слайд№27 Слайд№28 Слайд№29 Домашнее задание: Изучить текст Стр. 40-41 учеб. Найти в дополнительной литературе сведения о том, как называется плод граната, плод шиповника. Принцип действия проекта. Настоящий проект позволяет: 1. Осуществить иллюстрированное сопровождение текста урока. 2. Познакомить учащихся со строением плода их разнообразием 3. Наглядно показать многообразие плодов, способность отличать плоды от корнеплодов и видоизмененных побегов. Смена слайдов осуществляется по щелчку. Каждый слайд озаглавлен, содержит информацию по конкретному этапу урока. Необходимые ресурсы и материалы. 1. Программа для запуска проекта: Microsoft Office Power Point 2003/ 2. Дополнительное устройство – мультимедийная система ( или интерактивная доска). Источники информации Литература и адреса в Интернете: 1. Н.И. Сонин «Биология живой организм» 6 класс.- М.: Дрофа, 2005г. 2. Т.В. Иванова Тесты. Биология 6-11кл. – М.: «Олимп»; «Издательство Астрель», 1999 3. «Открытая биология.» Компьютерный диск, версия 26 4. «Уроки биологии Кирилла и Мефодия». Компьютерный диск. 5. http://www-windows-1251/edu/yar/ru/Russian/pedbank/sor Jich/bio V- банк передового преподавательского опыта – биология.

Получите доступ ко всем материалам
Полный и неограниченный доступ ко всем материалам методической библиотеки на год с момента подачи и оплаты заявки. Доступ стоит 500 руб в год
Если Вы уже подавали заявку – тогда войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем же email-адресом, на который оформляли доступ
Также доступ ко всем материалам получают БЕСПЛАТНО
Участники Федерального учебно-методического объединения учителей
БЕСПЛАТНО
Участники объединения получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.
Наши постоянные пользователи
БЕСПЛАТНО
Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.
Похожие материалы

урок по УМК Пономаревой Н.И.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 36 ( с углубленным изучением отдельных предметов) г.о. Самара Интегрированный урок - конференция по географии, биологии и ОБЖ. 8 классе. Тема урока: «Стихийные бедствия и их влияние на жизнь и здоровье людей». Цель урока: «Научиться предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случае возникновения любой опасности». Учитель биологии и ОБЖ: Борисов Олег Валерьевич Учитель географии и биологии: Глухова Елена Владимировна Ход урока: Учитель: Ребята, мы изучили с вами все материки. Мы рассматривали стихийные бедствия, происходящие там, узнали, какую опасность они несут людям, и как с ними бороться. Сегодня мы проводим урок – конференцию, на которой рассмотрим эти проблемы более глубоко. И слово предоставляется ведущему специалисту………………… Ведущий специалист: Спасибо! На нашу конференцию мы пригласили людей, занимающихся изучением земной коры, процессов, происходящих в ней, а также разработкой рекомендаций для необходимого поведения в экстремальных ситуациях, связанных с разрушительными последствиями стихийных природных явлений. И так, давайте поприветствуем их: геолог – ……….., сейсмолог –………, вулканолог – ……., эксперт – практик – …….., историк – ………, валеолог – ………., хирург – …….., травматолог – ………….. И слово предоставляется геологу …………..! Геолог: Геология представляет собой комплекс наук о земной коре и более глубоких сферах Земли. В более узком смысле – это наука о составе, строении, движении и истории развития земной коры. Геологические процессы, формирующие облик и внутреннюю структуру нашей планеты, протекают чрезвычайно медленно и не поддаются непосредственному наблюдению. Единственным исключением является вулканическая деятельность –явление грандиозное и впечатляющее. При извержении вулканов облик отдельных участков Земли может измениться до неузнаваемости за считанные дни. Процессы эти происходят в определённых участках земной коры. Там, где земная кора неустойчива, вдоль океанических желобов участки коры вместе с мантией изгибаются, деформируются и погружаются вглубь, как будто подныривая под континентальную плиту. В этих неустойчивых участках земной коры и происходят процессы землетрясений и вулканизма, которые часто являются настоящим бедствием для людей. Ведущий специалист: Большое спасибо, Дмитрий, за ваш интересный рассказ! И слово предоставляется сейсмологу Аркадию! Сейсмолог: Сейсмология занимается изучением землетрясений и обработкой данных соответствующих наблюдений. С помощью специальных приборов (сейсмографов) записываются колебания, распространяющиеся в недрах Земли от очагов землетрясений, взрывов. Данные наблюдения сейсмологи используют для изучения сейсмичности и строения Земли с тем, чтобы определить особенности сейсмических волн и предотвратить катастрофические последствия землетрясений. Мы составили шкалу для измерения силы землетрясений в баллах от 1 до 12 (по шкале Рихтера). (Повреждения по баллам.) Ведущий специалист: Большое спасибо, Аркадий! И слово предоставляется ученому – вулканологу Евгению! Вулканолог: Вулканологи – это специалисты, изучающие процессы и причины образования вулканов, их развитие, строение и состав продуктов извержения (лавы, газов), закономерности размещения вулканов на земной поверхности. Вулканологи изучают характер изменения вулканов, их деятельность во времени. (Рассказ о появлении вулканов близ деревни Парикутин 1944 г., извержение вулкана Тятя на о. Кунашир (Курильские острова) в 1973 г., вулкана Эль – Чичон (Мексика) в 1981 г.) Ведущий специалист: Спасибо, Евгений! А сейчас вы услышите выступление эксперта – практика. Он изучал последствия землетрясений и извержений вулканов. Этими экспертами был разработан ряд требований к поведению людей и их образу жизни в тех районах, где часто происходят эти стихийные бедствия. Эксперт – практик: Вулкан извергает на поверхность горячий пепел и раскалённую лаву – одно из живописнейших проявлений сил природы на Земле. После страшного взрыва вулкана Святой Елены на юго-западе штата Вашингтон (США) 18 мая 1980 г. людей погибло больше, чем за предыдущие 70 лет в этой местности, а материальный ущерб составил сотни миллионы долларов. В разных частях света людей застигали врасплох безжалостные губительные извержения вулканов. Вулканы таят в себе ещё и другие опасности. Падающий вулканический пепел и обломки породы, взрывные волны в атмосфере и ядовитые пары, кислотные дожди и землетрясения – всё это может принести огромный ущерб и привести к гибели людей. Приметы, по которым можно предугадать извержение вулкана: предшествующее землетрясения, необычное поведение животных и птиц, исследование горной породы. В отличие от землетрясений, которые в основном трудно предсказать, многие действующие вулканы можно исследовать, и людей, которым грозит опасность, заранее эвакуировать. Жизненно важно покинуть опасную территорию, так как жилые строения являются плохой защитой от огня и жара вулканической лавы, взрывов и разрушительных обвалов, грязевых потоков и цунами. Хотя и многое делается для предотвращения возможного ущерба, человек всё же не в состоянии абсолютно точно прогнозировать извержения и их последствия в целях обеспечения полной защиты от этого бедствия. Люди должны быть внимательны к любым предупреждениям специалистов и местных властей, что во много раз повышает шансы на спасение. Ведущий специалист: Спасибо, Валерий! Слово предоставляется историку Ивану. Тема его доклада: «Города-призраки. Экологические катастрофы активно уничтожают жизнь городов». Историк: (Рассказ о судьбе городов Помпеи, Порт-Ройал, Николози, Катании, Северо-Курильска). Ведущий специалист: Спасибо, Иван! И слово предоставляется валеологу Анастасии. Её задача научить вас предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случае возникновения любой опасности. Валеолог: Прошу вас внимательно послушать то, как вам следует действовать в опасных условиях. 1. Отключить газ, воду, электроэнергию, погасить огонь в печах, закрыть окна и балконы. 2. Оповестить соседей об опасности. Взять с собой: документы, деньги, воду, продукты. Закрыть квартиру, выйти на улицу. Детей держать за руки или на руках. 3. Выбрать место вдали от зданий и линий электропередач и находиться там. Ехавшим на машинах остановиться, не загораживая дороги, избегать мостов, тоннелей, и многоэтажных домов. Не возвращаться домой до объявления исчезновения угрозы. 4. Немедленно реагировать на внешние признаки землетрясения – колебания почвы или зданий, дребезжание стёкол, раскачивание люстр, появление трещин в штукатурке. 5. Помнить, что наибольшая опасность исходит от падающих предметов, частей потолка, стен, балконов. Ведущий специалист: Большое спасибо, Анастасия! И слово предоставляется хирургу Степану. Хирург: (Рассказ о правильной и своевременной помощи при ожогах кипятком, огнём, химических ожогах, при поражении электрическим током.) Ведущий специалист: Спасибо, Степан! И в заключении нашей конференции послушаем рассказ врача-травматолога Артёма. Травматолог: Во время любых стихийных бедствий люди часто страдают от переломов, вывихов, ушибов. Я расскажу вам, как оказать таким людям первую медицинскую помощь. Прежде всего нужно найти для пострадавшего удобное и спокойное положение. При подозрении на перелом, вывих, растяжение нельзя делать попыток к выравниванию, тянуть за повреждённую часть тела. Пострадавшему следует наложить шину (фанера, доска), Обернуть повреждённую часть тела мягкой тканью, чтобы захватить суставы ниже и выше места повреждения. При переломе руки, ключице, вывихе костей в плечевом или локтевом суставе руку прижимают к туловищу и закрепляют повязкой. При переломе бедра одну шину располагают по наружной стороне от подмышечной впадины до стопы, а вторую - по внутренней стороне от паха до стопы. Шины туго прибинтовывают к ноге в 3-4-х местах. Перелом стопы фиксируют тугой повязкой. Пострадавшего немедленно доставляют в больницу, где после рентгена ему окажут квалифицированную помощь. Учитель: Итак, вы прослушали интересные выступления учёных и специалистов в ходе нашей научной конференции. Объединило их одно: помочь людям не растеряться и выжить при стихийных бедствиях. Ведущий специалист: Давайте сделаем выводы по выступлениям на конференции: 1. Землетрясения происходят на стыке двух литосферных плит в момент сближения или подплывания одной под другую. 2. Вулканы и землетрясения представляют собой серьёзную опасность для людей, наносят огромный ущерб. 3. Надо быть внимательным к предвестникам стихийных бедствий, поскольку человек не может обеспечить полную защиту от них. 4. В момент опасности безрассудно быть нерешительным. Всем спасибо за внимание!
Урок биологии в 10 классе Автор: учитель биологии МОУ «СОШ № 6» Кожухова Мария Захаровна
Комментарии
Это ваш материал?
Войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем email-адресом, под которым Вы загружали данный материал. После этого Вы сможете:
Заказать сертификат
Получить заказанные ранее