Интегрированный урок по физике в 10 классе по теме "Ломоносов - подвижник просвещения"

05 марта 2012

Урок посвящен 300-летней годовщине со дня рождения Ломоносова. Урок обобщающего повторения по теме "Михаил Васильевич Ломоносов - подвижник просвещения" с презентациями учащихся по каждой области открытий. В основу урока положены межпредметные связи физики, литературы, истории, географии, химии, астрономии и ИЗО. Уроку предшествует большая предварительная самостоятельная работа учащихся.

Ломоносов подвижник просвещения_1.rar
Получите доступ ко всем материалам
Полный и неограниченный доступ ко всем материалам методической библиотеки на год с момента подачи и оплаты заявки. Доступ стоит 500 руб в год
Если Вы уже подавали заявку – тогда войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем же email-адресом, на который оформляли доступ
Также доступ ко всем материалам получают БЕСПЛАТНО
Участники Федерального учебно-методического объединения учителей
БЕСПЛАТНО
Участники объединения получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.
Наши постоянные пользователи
БЕСПЛАТНО
Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.
Похожие материалы

Пояснительная записка 1. Характеристика класса: общеобразовательный, возраст: 15-16 лет; 51% - юноши, 49% - девушки; физическое и психическое развитие обучающихся соответствует норме; успеваемость – 100%, качество знаний – 54%). 2. Продолжительность: 45 минут. 3. Оборудование: персональные компьютеры, мультимедийный проектор, локальная компьютерная сеть, подключение к сети Интернет. 4. Разработка системы уроков по теме или разделу: календарно-тематическое планирование, утверждённое в начале учебного года на методическом совете школы. 5. Определение места данного урока в теме: 18 урок из 32 по теме «Молекулярная физика и термодинамика». Мякишев Г.Я. Физика. Молекулярная физика. Термодинамика. М.: Дрофа, 2006. 6. Определение триединой дидактической цели урока:  Предметная: рассмотреть зависимость высоты подъёма воды в капиллярных трубках от диаметра капилляра; зависимость высоты подъема жидкости в капиллярных трубках от температуры жидкости; зависимость высоты подъема жидкости в капиллярных трубках от рода жидкости.  Метапредметная: создать условия для овладения способами деятельности, применимыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.  Личностная: создать условия для развития у учащихся навыков, лежащих в основе дальнейшей успешной адаптации к жизни в современном, насыщенном коммуникациями обществе: навыки взаимодействия, командной работы, умение общаться, выражать и отстаивать свою позицию, приходить к компромиссу. 7. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний. Требования согласно программе: Иметь представление: о строении жидкости и ее основных свойствах. Знать: фазовый переход жидкость – пар, испарение, конденсация, смачивание, несмачивание. Уметь: описывать физические процессы, использовать физические приборы и измерительные инструменты, представлять результаты измерений в виде таблицы, графика, решать задачи на применение изученных физических законов. Быть: развивать способности (креативные, мыслительные, коммуникативные, рефлексивные), позволяющие решать стратегические проблемы, а главное, создавать отношение к миру, делу и себе самому. 8. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить по данной теме: Особенности взаимодействия молекул поверхностного слоя жидкости. Поверхностное натяжение – явление молекулярного давления на жидкость, вызванное притяжением молекул поверхностного слоя к молекулам внутри жидкости. Поверхностная энергия – дополнительная потенциальная энергия молекул поверхностного слоя жидкости. Сила поверхностного натяжения – сила, направленная по касательной к поверхности жидкости, перпендикулярно участку контура, ограничивающего поверхность, в сторону ее сокращения. Коэффициент поверхностного натяжения. 9. Тип урока: формирование практических умений и навыков (классификация по основной образовательной цели). 10. Выбор наиболее целесообразных методов: По источнику передачи и восприятия учебной деятельности. Словесные: объяснение нового материала, выступление с опорой на мультимедийную презентацию, защита результатов работы групп; Наглядные: демонстрация физического опыта, демонстрация в виде компьютерной презентации; Практические: групповая исследовательская работа, поисковая работа в сети Интернет, работа в локальной сети. Методы стимулирования и положительной мотивации учения. Создание эмоционально-нравственных ситуаций, создание ситуации успеха в учении, формирование ответственности в учении. Методы контроля и самоконтроля в обучении. Фронтальный опрос, оценка исследовательской работы в группах. 11. Междисциплинарные связи: с математикой: выработка системного, операционного подхода к решению задач различной степени сложности; построение диаграмм для визуализации данных. с информатикой: изучая различные предметы школьного курса, учащиеся получают представление об окружающем мире с разных углов зрения, формируют физическую, историческую и другие картины мира. Чтобы соединить эти представления в единое целое, надо попытаться найти что-то общее во всём этом многообразии. Этим общим является наличие информации и информационных процессов. Человек получает информацию из окружающего мира и на основании этой информации формирует своё представление о нём. Поэтому очень важно, чтобы человек научился смотреть на мир с точки зрения изучения информации об объектах и происходящих информационных процессов. 12. Подбор дидактических средств урока: физическое лабораторное оборудование для проведения опытов, электронная рабочая тетрадь в MS Excel, мультимедийная презентация к уроку. 13. Записи в электронной рабочей тетради: название опыта, цель, материалы и оборудование, этапы проведения опыта, задача, диаграмма, вывод. 14. Формы работы и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома: деятельность под руководством учителя, групповая и индивидуальная работа, работа с ресурсами сети Интернет, дифференцированное домашнее задание. 15. Проверка знаний и умений учащихся: исследовательская работа в группах и представление полученных результатов. 16. Дифференцированное домашнее задание: обязательное: повторить §72,73, упражнение № 583,584 (сборник задач) дополнительное: решить задачу: в двух капиллярных трубках разного диаметра, опущенных в воду, установилась разность уровней 2,6см. При опускании этих же трубок в спирт разность уровней оказалась 1 см. Зная коэффициент поверхностного натяжения воды, найти коэффициент поверхностного натяжения спирта. творческое: создать мультимедийную презентацию «Капиллярные явления на службе нанотехнологий». опережающее: самостоятельно изучить и написать реферат по одной из тем: «Электрокапиллярные явления», «Капиллярный электрофорез». 17. Форма подведения итогов урока: отметка выставляется по совокупности за работу в группах, демонстрацию результатов исследования. 18. Внеклассная работа по данной теме: выступление с опорой на мультимедийную презентацию «Использование капиллярных явлений в нанотехнологиях» на предметной неделе МИФ (математика – информатика – физика).

Место и роль урока в изучаемой теме: урок представлен в теме «Первоначальные сведения о строении вещества», на изучение которой отводится 6 ч. В данной теме изучаются основные положения молекулярно-кинетической теории, которые используются при объяснении тепловых явлений, механических и тепловых свойств газов, жидкостей и твердых тел. Урок «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах» имеет нумерацию 7/2. ФГОС. ФИЗИКА. Рабочие программы по учебникам А.В. Перышкина, Е.М. Гутник. Тип урока Урок «открытия» нового знания Деятельностная цель: формировать у обучающихся умений достижения новых способов действий: анализировать, сравнивать, делать выводы, логически рассуждать. Содержательная цель: расширить понимание новых элементов: экспериментальное доказательство движения молекул газа, жидкостей и твердых тел, понять явления диффузии. Задачи урока: Обучающая: доказать на экспериментах движение молекул газа, жидкостей и твердых тел, сформировать понятие явления диффузии, уметь применять новые знания при решении задач. Развивающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с приборами, учебником, умения работать в группах, формировать умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим. Развивать образную память, логическое мышление, речь обучающегося. Воспитывающая: воспитать интерес к познанию природы, показать практическое значение диффузии в природе и жизни.
Разработка урока с использованием файлов компьютерной поддержки.
Комментарии
Это ваш материал?
Войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем email-адресом, под которым Вы загружали данный материал. После этого Вы сможете:
Заказать сертификат
Получить заказанные ранее