Министр уничтожения?

 

Педагоги разочарованы и встревожены политикой главы Минобразования Ольги Васильевой. Они устали от постоянных «реформ», которые ни к чему хорошему не приводят.

 

Учителя устали жить в течение 20 лет в состоянии постоянной реформы без значимых результатов.

 

 

Год назад министерство образования и науки РФ возглавила новый руководитель — доктор исторических наук Ольга Васильева. За прошедшее время многие педагоги, ждавшие перемен к лучшему, успели разочароваться. Другие еще надеются на позитивные реформы. Третьи же и не ждали ничего хорошего. Большинство констатируют продолжение спада.

В российской образовательной политике за последний год произошли преимущественно «идеологические» перемены, считает первый зампред комитета по образованию Госдумы Олег Смолин. «Министр образования и науки Ольга Васильева заявила о том, что министерство покончило с идеологией так называемых образовательных услуг, и это встречает поддержку практически всего образовательного сообщества. Ольга Юрьевна, в отличие от предыдущего министра, заявила о том, что министерство будет заниматься содержанием образования, и первые предложения в части образовательного стандарта появились. Новый министр заявила, что министерство будет активно заниматься проблемой воспитания, и августовские совещания в этом году были посвящены этой теме. Ольга Васильева заявила о том, что она приостановила массовое закрытие российских вузов. Насколько я вижу, количество закрытых российских вузов в этом году заметно снизилось; в общем, процесс не остановился, хотя значительно замедлился», — перечислил Олег Смолин.

Мы понимаем, что министр образования — это не министр финансов. Существенных финансовых изменений в образовательной политике не произошло. В этом году федеральные расходы на образование, в отличие от многих других расходов, немного увеличены. Но они увеличены меньше, чем ожидаемая официальная инфляция. То есть в реальных деньгах будет происходить, хотя и небольшое, сокращение расходов на образование», — отметил Олег Смолин.

Он подчеркнул, что, несмотря на это, значительная часть образовательного сообщества по-прежнему связывает с министром образования серьезные надежды на перемены.

По словам сопредседателя профсоюза «Учитель» Всеволода Луховицкого, с приходом на должность министра Ольга Васильева высказала идеи, одни из которых вызывают беспокойство, а другие были положительно встречены в учительской среде. Но последние пока остаются нереализованными. «Думаю, что от одной фигуры, от одного человека и не может произойти резких перемен. Но это уже хорошо, что их не произошло. Мы постоянно говорим о том, что хватит производить быстрые и неожиданные, ни с кем не обсужденные реформы в школе», — сказал Луховицкий.

Школьные педагоги испытывают чувство разочарования от работы министерства образования и науки РФ, считает председатель профсоюза работников образования Череповца Наталия Кукушкина. Как рассказала профлидер корреспонденту «Росбалта», с приходом на должность министра Ольги Васильевой учителя ждали позитивных перемен, но ожидания не оправдались.

Самым первым разочарованием, по словам Кукушкиной, стало заявление министра, что единых подходов к формированию зарплат не будет. «Разброс в ставках базовых окладов очень велик. Например, в Вологодской области минимальная ставка — 3 тыс. 150 рублей. Столько стоит учитель. В Москве в разы выше, в Петербурге выше. В разных регионах все по-разному, нет единого подхода. Это неправильно: учитель в Череповце и учитель в Москве выполняют одни функции. Поскольку у нас „майскими указами“ зарплата привязана к средней по региону, то логично было бы, если бы эти показатели достигались какими-то доплатами. Базовая ставка, то, сколько должен получать учитель в любом регионе, должна быть изначально везде одинаковой. Педагоги ждали, что заявление министра будет о том, что подходы должны быть единые, и надбавки, и принцип начисления. Оказалось, что этого сделано не будет», — сообщила профлидер.

Учителя также ждали конкретных шагов по уменьшению бюрократизации образовательного процесса. «Огромное количество жалоб поступает на нарастающий вал разной отчетности. Причем, эта отчетность не только профильная, которая была всегда, а это еще дополнительные функции, которые образовательные учреждения выполняют по заявкам разных органов, начиная от УВД и ФСИН. Складывается такое впечатление, что чиновники, чтобы показать свою значимость, изобретают очередную отчетность. И хотя наше министерство занимает очень интересную позицию, что это все сделано на местах, но я не могу в это поверить. Вал бумажной отчетности не снижается», — сказала Наталия Кукушкина.

Профлидер подчеркнула, что педагогическое сообщество также встревожено планируемыми изменениями в подходе к аттестации педагогов. «В этом году в 13 регионах будет апробирована проверка знаний учителей русского языка и литературы и математики, то есть некий экзамен. Тревога вызвана не тем, что педагоги в себе не уверены, что они не сдадут этот экзамен. Они его сдадут. Но у опытных педагогов — „стажистов“ — такая новация вызывает чувство унижения. Почему мы в очередной раз должны кому-то доказывать собственную значимость и профессиональную состоятельность? Специфика труда педагога такова, что каждые три года в обязательном порядке все педагоги проходят курсы повышения квалификации, каждые пять лет аттестуются, чтобы иметь допуск к работе. Такого тотального контроля я не знаю ни за одним представителем какой-то другой профессии, может за исключением врачей. Да и там, мне кажется, порядки мягче. Многие „стажисты“, с которыми я разговаривала, которые давно работают и у которых уже есть пенсия, говорят: как только это будет сделано, мы уйдем из школы, мы не будем терпеть дальше эти унижения. А ведь на „стажистах“ образование и держится», — заявила профактивистка.

Наталия Кукушкина отметила, что педагоги устали жить в течение 20 лет в состоянии постоянной реформы, а новые изменения в стандартах, программах, линейке учебников, планы по введению обязательных экзаменов по иностранному языку, при нехватке педагогов, не добавляют оптимизма ни учителям, ни детям, ни их родителям.

В отечественной системе образования не происходит заметных сдвигов, считает и сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность», доцент Павел Кудюкин.

«Деклараций, большей частью странных, было немало. Например, о том, что нужно в образовательных организациях делать упор на разного рода воспитательную работу. Очевидно, что на это влияли личные взгляды министра Ольги Васильевой — с ее очень заметным клерикальным оттенком. Под воспитательной работой понималось не столько общегражданское воспитание, сколько специфическая религиозно-патриотическая пропаганда, которая, по определению, нарушает российскую Конституцию. Потом было несколько пока еще нереализованных инициатив довольно странного характера, вроде введения обязательных ЕГЭ по иностранному языку и по истории. Инициативы, с моей точки зрения, плохо проработанные и весьма спорные. Ну и, наконец, недавнее заявление о необходимости устранить из учебников варваризмы, заимствованные слова. Сама по себе постановка вопроса звучит очень смешно», — полагает Павел Кудюкин.

По словам эксперта, он не видит улучшений ни в системе общего образования, ни в системе среднего профессионального образования, ни высшего. «В системе высшего образования единственный, может, плюс — это то, что приостановили слияние вузов. Но только приостановили, а даже не сказали, что эта практика весьма спорная. А в целом в системе образования продолжается деградация, которая идет уже давно. Понятно, что тут накоплена инерция, и даже если бы пришел министр с четкой концепцией по улучшению обстановки, то это сразу бы процесс вспять не повернуло бы. Но я не вижу ни действий по реализации какой-то концепции, ни самой концепции. Особенно ярко деградация проявляется в результатах ЕГЭ по математике после введения двух уровней. Базовый уровень — это вообще позорище, это уровень, наверно, даже не 8-го класса той школы, которую я заканчивал, а то еще и менее того», — сказал Кудюкин.

Уровень образования в стране продолжает снижаться, считают все специалисты, проработавшие в этой сфере не один десяток лет. Министры образования до сих пор лишь помогали ему скатываться все ниже. Есть ли опции «затормозить», «остановить» или, наконец, «поднять» у процедуры реформ, до сих пор остается неясным.

 

Комментарии

Оставить комментарий
  • Наталья Ш. ( 446079 ) Согласна, что с отчетностью надо что-то делать. Только за сегодня я сдала два отчета и одно анкетирование (на двух страницах). Доходит до смешного: один и тот же отчет отправляем в департамент дважды. А знаете почему? Потому что специалисты сидят в разных кабинетах и требуют одно и то же, никакой согласованности. Зато создается видимость их бурной деятельности, что не зря свой хлеб едят. В школе требуют 36-часового пребывания в неделю, но для полноценной работы в кабинете нет интернета, принтера. Готовиться к урокам я могу только дома. Почему в это время не включают домашнюю подготовку? А ведь это 3-4 часа сверх. Родители сваливают все на школу и требуют результатов. А бедному (в прямом смысле слова) учителю некогда вздохнуть. Мониторинги в виде ВПР, РДР, НИКО и прочее, повышения квалификации, про аттестацию даже думать страшно. Может когда департаменты образования будут только на региональном уровне, меньше станет чиновников и хоть как-то улучшится положение учителя? Мы пока верим, пока очень надеемся, но насколько хватит нашего терпения?

  • ( 82859 ) Чтобы появился результат надо запретить смартфоны и планшеты детям в школе, а то вместо того чтобы повторять они играют. Но самое правильное на мой взгляд нужно вернутся к советским программам, отменить ЕГЭ или сделать его пожеланию, сделать педагогам нормальную зарплату за ставку (как в Москве), убрать ненужные бумажки и требовать не с учителей а в первую очередь с родителей.

  • zavuchuser793876 zavuchuser793876 ( 547989 ) Достаточно даже при игнорировании домашних заданий, при пренебрежительном отношении к учебе переводить в коррекционный класс с более слабой программой, не дающей права поступления в 9 классы, не говоря уж о высшем образовании. Родители точно встрепенутся и будут требовать от детей усердия в учебе. Необходимо также вернутся во всех школах к раздельному обучению мальчиков и девочек, это назрело. Не принимать к рассмотрению анонимные жалобы, а то сейчас во всем виноват учитель, иногда с помощью анонимных жалоб руководство школы (которое само же часто и сочиняет и пишет их ) выживает неугодных, тех, кто требует справедливости при распределении стимулирующих

  • zavuchuser849824 zavuchuser849824 ( 602296 ) Действительно, учителей замучили нескончаемые отчёты ВСЕМ!!! На сегодняшний день мы не можем заставить детей учиться. родителям нет никакого дела до их детей. Во всём винят школу. Где та система, я подчёркиваю, система, при которой не скажешь 6 я так хочу, а это не буду. Дети путают желания с обязанностями, и мы не в праве повлиять на ситуацию. А ещё нас чуть ли не в приказном порядке заставляют участвовать во всевозможных конкурсах. а ведь самое главное для школы - знания, экзамены. Я ни в коем случае не против развития детей, но есть дома творчества, кружки. Всё очень сложно...

  • zavuchuser845073 zavuchuser845073 ( 597604 ) А в 40 км от Москвы в школе уже 30 лет нет спортивного зала, дети физкультурой занимаются в коридоре...((( И ничего!!! При проверках главное, чтобы была правильная маркировка на стульях, а дети в коридоре...это не нарушение....

  • zavuchuser708179 zavuchuser708179 ( 462369 ) ЕГЭ по иностранному языку!!! Когда сельские школы да и городские в глубинке тоже не оснащены даже одним единственным компьютером для учителя. А как же учить аудированию?! А где же обещанные лингафонные кабинеты, когда вводили ФГОСы?Министр отчиталась, что во всех школах России высокоскоростной интернет. Наверное, наша школа, да и соседние тоже находятся не В России. А новые школьные автобусы?! Где? Ау!!! А вот учительские зарплаты больше 33 тысяч. Здорово. Нам нужно четыре ставки брать, чтоб столько получать. Можно возразить "никто вас в школе не держит", но ведь многие из нас любят свою профессию, да и , будучи уже на пенсию (тоже смешной), куда идти?!!! Как у Шекспира "Вот в чём вопрос..."

  • Лев Левин ( 62616 ) "В одну телегу впрячь не можно / Коня и трепетную лань." В своё время было совершена принципиальная ошибка - объединение 3 принципиально разных структур: Министерства просвещения, Министерства высшего и среднего специального образования и научных структур. С тех пор всё пошло через пень-колоду и это будет продолжаться, пока народ не поймет, что "выход находится обычно там же где и вход". "Никто не обнимет необъятного" - "Ни царь, ни бог и не герой", а уж тем более министр. Впихнули в одну контору невпихуемое и надеются, что проблема сама собой рассосётся. "Получилось как всегда". Обилие цитат просто показывает, что мир уже неоднократно наступал на грабли, а Россия - в особенности.

  • zavuchuser848100 zavuchuser848100 ( 600578 ) Ах да! Вы забыли добавить: "Все пропало!!! Мы все погибнем!!!"

  • zavuchuser848100 zavuchuser848100 ( 600578 ) Какие ваши предложения? Критиковать может каждый. А вы пойдите и сделайте конфетку. Мое предложение: не учишь уроки - учись платно. Повторное обучение - платно. Нечего плодить дармоедов, протирающих штаны за государственные деньги. За отличную учебу - путевка в Артек. А то развели тут, понимаешь, права ребенка (никаких обязанностей).

Другие новости по теме

21 сентября 2017 г. Сплошные римские каникулы

21 сентября 2017 г. «ИВАНТЕЕВСКИЙ СТРЕЛОК» РАСКАЯЛСЯ И ПОПРОСИЛ ПРОЩЕНИЯ

21 сентября 2017 г. БОЛЬШИНСТВО РОССИЯН ПОДДЕРЖАЛИ РАБОТУ ПСИХОЛОГОВ В ШКОЛАХ

21 сентября 2017 г. Российских школьников будут обучать бюджетной грамотности

© Завуч.инфо Учитель-национальное достояние!
св-во о рег. СМИ ЭЛ № 77–34271

При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Завуч.инфо» обязательна. Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.

Техподдержка
Минобрнауки РФ Закон об образовании РФ

Контакты редакции:

  • Отдел по работе с сертификатами
    +7 (812) 313-20-42
  • Секретарь главного редактора
    +7 (495) 215-18-63
О проекте
Хочу присоединиться!
 
Рейтинг@Mail.ru